Любое законодательство развивается постепенно и всегда под давлением либо каких-то заинтересованных и политически сильных сторон, либо каких-то серьезных обстоятельств. Законодательство о выборах – не только не исключение из этого правила, а напротив, наиболее яркий пример сказанного. Обстоятельствами, которые «развивали» наше избирательное законодательство, были опасения действующей власти в отношении того, что власть в стране могут перехватить какие-нибудь «плохие парни». А силами, которые давили на законодательную власть, были ведущие политические партии, и прежде всего «Единая Россия», которые сделали появление новых партий и политиков в политическом поле страны практически невозможным.
И вот эти два фактора – партия власти и опасения власти за самою себя и дали нам такое законодательство о выборах, какое мы имеем, а именно, законодательство, утратившее свойство по обеспечению процессов здорового кадрового обновления в стране и просто ушедшее за пределы самого здравого смысла. В законодательстве о выборах не осталось места реальному избирательному праву граждан даже на муниципальном уровне. Хотя именно выборы на уровне муниципалитетов, выборы в отдельных городах и селах, кажется, совершенно не интересовали власть и партию власти, когда они «творчески развивали» наши законы.
Мы давно понимаем, что мы живем не в романтический век. Да, в Конституции РФ написано: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (п.2. ст.22). На деле же всем ясно, что выборы, голосование и принятие судьбоносных для страны решений не должны походить на базар. В этих вопросах действительно нужен глаз да глаз, нужен организационный порядок, если говорить о формировании государственной власти.
Однако нам приходится выбирать не только Президента, но и депутатов в более чем 20 тысячах муниципалитетов! А там выборный и, в частности, предвыборный процесс, придуманный для выборов президентов и федеральных парламентариев, становится абсурдом!
Выбор – это же не только и не столько день голосования. Сначала в бюллетенях для голосования должны появиться фамилии. Фамилии кандидатов.
И вот в этом месте законодательная власть откровенно переусердствовала в постройке многочисленных «оборонительных» рубежей. Чтобы реализовать своё право, а именно – попасть в избирательные бюллетени, гражданину Российской Федерации надо быть и семи пядей во лбу, и упрямым, и настойчивым, и обязательно имеющим достаточно свободного времени в период формирования списка кандидатов. Трудностей – великое множество, и все они нагромождены может и «не», но получается что для ограничения участия в выборах кандидатов-самовыдвиженцев, тех, кто менее всего кем-либо ангажирован или от кого-либо или чего-то зависим. Кандидаты от партий всех этих проблем не имеют.
К примеру, сбор подписей кандидатом в свою поддержку.
Казалось бы, нормальное требование: раз ты собрался выдвинуть свою кандидатуру, то покажи, что имеешь хоть какую-то поддержку людей. Покажи, что хотя бы кто-то не против, чтобы ты участвовал в выборах. Но ведь закон устанавливает не просто обязанность желающего стать кандидатом в депутаты своей деревни, посёлка или городка, собрать подписи в свою поддержку, а целую процедуру сбора этих подписей. И дело для кандидата сразу становится не в подписях.
Знаете сколько подписей нужно собрать в свою поддержку кандидатам в депутаты почти во всех муниципалитетах России? Всего 10. Десять подписей! Ну кто не наберет всего-то 10 подписей? Казалось бы — формальность…
Подписные листы – это вам не подписи!
Подписи нужно собирать, используя для этого бланк установленной формы. Всё бы ничего, и даже образец бланка имеется в Интернете, но вам нельзя просто так распечатать этот бланк или нужное количество бланков. Бланки для сбора подписей кандидату необходимо обязательно изготовить в специальной организации, официально и как положено заявившейся на данные выборы в вашу Территориальную избирательную комиссию (ТИК). Для десяти подписей нужен всего один бланк, если подписи проставлять еще и на обороте. Но и это не всё. – «Изготовление» бланков кандидату необходимо оплатить со специального избирательного счета, предназначенного для финансирования проведения вашей предвыборной кампании. Счет нужно открыть, деньги на него внести (все 30 рублей), произвести оплату за бланки именно с этого счета, а потом отчитаться перед избирательной комиссией, насколько законно кандидат финансировал свою избирательную кампанию, даже если она и состояла лишь из изготовления одного-двух-трех бланков подписных листов.
– Зачем нужно требовать изготовления лишь одного или нескольких бланков в какой-то уполномоченной организации? – Бред, абсурд, издевательство или сами подберите нужный термин. Избирательная комиссия могла бы каждому кандидату сама «изготовить» на своём принтере такой бланк или пару бланков. А почему, скажите, кандидат не может вообще изготовить бланк так или там, как или где ему самому захочется? В наше время распечатать один лист бумаги…. — какое это имеет отношение к влиянию на чистоту выборов?
– А что делать кандидату, если ни одна организация, способная делать бланки, не заявилась в избирком, как уполномоченная? Ведь такое не просто возможно, но и сотни раз случалось в избирательных кампаниях. Зачем какой-то организации или предпринимателю заявляться на какие-то выборы в сельское поселение, например, если и придется-то лишь «изготовить» (ксерокопировать) полтора десятка подписных листов?
– Зачем требовать открытия специального избирательного счета от всех кандидатов, когда большинство из них никакой предвыборной кампании не проводят – подавляющее число кандидатов обыкновенно рассчитывают на свой авторитет среди граждан в той местности, где они живут и где решили избираться в местные депутаты. Напомним, что речь идет о десятках тысяч кандидатов по всей стране в тысячах муниципалитетов.
— Зачем раз в пять лет устраивать цирк в Сбербанке с открытием счетов кандидатам в депутаты, если на самом деле эти кандидаты даже еще и не кандидаты, а многие ими даже и не станут? Сотрудники банка встают «на уши» один раз в пять лет разбираясь, как же этот специальный счет открывается со всеми его особенностями, как же работают программы для этого счета. А еще Сбербанк не производит операции с избирательными счетами в выходные дни, несмотря на то, что избирательный период не прекращается, избирательные комиссии работают, а работающие на неделе кандидаты в эти комиссии и спешат как раз в выходные дни.
Это еще не все «тонкости» в установленных процедурах сбора кандидатами 10 подписей в свою поддержку.
Например, закон содержит требование о том, что начинать собирать подписи необходимо со дня следующего, после подачи кандидатом заявления в территориальную избирательную комиссию на участие в выборах. А это, скажите, зачем? Чем отличается подпись, собранная кандидатом в свою поддержку накануне или в день подачи им документов в ТИК? Зачем это искусственное требование заниматься своим выдвижением обязательно больше одного дня. А если по каким-то причинам человеку нужно управиться за один день? Как ему это сделать? Или у нас в депутаты пусть идут только одни бездельники?
Ведь нет ничего проще и понятней: — принес заявление, паспорт и готовый, заполненный лист с подписями в свою поддержку. И ты — кандидат в депутаты своей деревни! Всё остальное — по желанию, по необходимости, по настроению и т.д. Но, увы…
Сами подписи – это тоже не просто так.
Если кандидату нужно собрать в свою поддержку лишь 10 подписей, то, конечно, меньше ему собрать никак нельзя. Пусть так. Но кандидату сурово сообщается, что специальная комиссия будет проводить проверку подписей, собранных кандидатом на предмет того, что вдруг эти подписи неправильные, несоответствующие, навранные или «высосанные из пальца». К неправильным и несоответствующим, конечно, будут отнесены те подписи, где в данных лица, давшего кандидату свою подпись, будут ошибки или неточности. Например, неправильно (неточно) указаны: фамилия, имя, отчество, год рождения, паспортные данные или адрес прописки.
Когда собираются 200 тысяч подписей граждан Российской Федерации в поддержку кандидата в Президенты РФ, наверное, есть смысл проверять подписи на предмет их действительности, потому что у сборщиков такого числа подписей есть соблазн взять все или значительный объем данных в одном месте, слава богу, нужные данные избирателей рассыпаны сегодня в изобилии «по секрету по всему свету» – у сотовых операторов, в банках, в управляющих компаниях, в государственных учреждениях и т.д. Но зачем, например, проверять 10 подписей в деревне, где все всех знают?
Ну, хорошо, давайте проверим 10 подписей. Однако мы же понимаем, что собирая подписи первый, а чаще всего – единственный раз десятки тысяч кандидатов по всей стране даже, казалось бы, понятный бланк для сбора подписей заполняют по-разному, а точнее – кто в лес, кто по дрова. Разве все у нас в России имеют всем знакомые и простые фамилии – Иванов, Петров, Сидоров и аналогичные? Разве все названия улиц у нас одни и те же и всем понятные – Ленина, Пушкина, Советская? Разве все граждане, имеющие право быть избранными, у нас пишут всегда и без ошибок? Разве все кандидаты имеют каллиграфический почерк? Нет, не все – ни то, ни другое, ни третье. И везде кандидаты сделают свое количество ошибок, потому что к концу школы и в среднем по всей стране без ошибок пишет только один ученик на весь выпускной класс. Так, сколько останется от собранных 10 подписей в сухом остатке после их тщательной проверки избиркомом? Меньше десяти, правда? И не потому, что подписи кандидату в кандидату не дали. А потому что строка в подписном листе заполнена с ошибками.
Не понимая этого — кандидат обречен. Он соберет свои 10 подписей, думая наивно, что главное, что он эти подписи не украл, а действительно собрал. И это — прокол! Потому что комиссия за одну избирательную кампанию в среднем бракует почти 4 подписи на 1 кандидата — самовыдвиженца. Статистика!
А понимая, что могут быть ошибки, каждый кандидат ищет верный выход – собрать подписей побольше, чтобы после их проверки ТИКом, десять подписей осталось точно. Ну, не с потолка же берут подписи в свою поддержку нормальные кандидаты, коих подавляющее число. Набрать подписи с запасом, и дело с концом. Так ведь нельзя и это! …. Закон запрещает собирать подписей больше, чем надо, а именно, к 10 подписям вы может собрать еще всего четыре подписи. Больше нельзя – это нарушение.
Кто сказал и где доказал, что 4 подписи достаточно для того, чтобы у порядочного и имеющего право быть избранным гражданина после проверки ТИКом осталось 10 подписей, достаточных для его выдвижения в кандидаты? Кто или что пострадает, если кандидат для своей подстраховки соберет не 10, а, о боже, целых 20 подписей? Или, если наберет 30 подписей, вместо поддержки народа эту выходку надо считать антигосударственным актом?
Вот так обстоит дело с одними только подписями. Как видите, дело совсем не в сборе подписей, а в многочисленных «но» и «если», которыми со всех сторон обложено простое и понятное требование «собрать подписи». И это, хотя и самые заметные, но далеко еще не все трудности в одном лишь вопросе – сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты местного Совета депутатов.
Или вот вам предмет для спора, который сейчас в суде будет решать один из кандидатов в кандидаты. Собрав подписи, сдав подписной лист сотрудникам ТИКа под роспись в протоколе, имея этот протокол на руках, где записано, что гражданином таким то в ТИК сдан подписной лист, где имеется столько то подписей, он получил отказ в регистрации и с большим удивлением узнал, что причина отказа — отсутствие подписи кандидата на подписном листе. Ну, как так? Сдавался один единственный подписной лист, сдавался не по Почте России и не сайт Госуслуг, а лично в руки подготовленному сотруднику ТИКа, сотрудник принял лист, расписался о получении подписного листа в протоколе, а в итоге — где-то нет подписи? Это что, процедура такая принимать какие попало документы? Это что, аргументы — принять от конкретного лица что-то по протоколу, а потом утверждать, что мы не знаем от кого и что мы приняли? Или это как раз тот случай, когда «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными…», в том смысле что какие-то граждане, а не этот конкретно?
В данной ситуации и в региональном избиркоме, и на горячей линии в ЦИК России сказали по сути одно и то же, мол, извините, сотрудники ТИКов не отвечают за оформление принятых от кандидатов документов. Понятно, как божий день — не отвечают. Но ведь ситуация в том, что сотрудником ТИКа принят ЕДИНСТВЕННЫЙ лист, и оформленный не как надо. И здесь одно печальней другого: — либо сотрудник не видит, не смотрит, не знает, не понимает что делает — и это и есть его работа обеспечения выборов, либо всё видит и всё понимает, но… сознательно скрывает, не указывает кандидату об ошибках в оформлении. Что из вышеуказанного считается работой, обязанностью работника избирательной комиссии? А ведь второй вариант можно существенно творчески развить. Например, подсказать кандидату заведомо неправильный вариант оформления документа. Отвечать то не советчику, а кандидату… Запрета на такие действия в законе нет, вопрос не расписан, и ни работник, ни избирком не отвечает.
Вопросов у кандидатов возникает очень много. И ожидать помощи в их разрешении от членов территориальной избирательной комиссии им не приходится. В ТИК это многие кандидаты отметили уже многократно. Например, на свои вопросы вы не получите ответа от специалистов ТИК по телефону. За ответами вам предложат прийти лично. Есть вопрос — приходите, приезжайте, прилетайте….. Даже на простой вопрос о том, все ли в порядке с документами, не нужно ли что-то исправить или донести, может еще подписей собрать — на все вопросы вам предложат прийти лично. Вроде как избиркомовец, разговаривающий с вами по телефону, не уверен, что по телефону общается именно с вами. Детский сад? Издевательство! О какой такой предвыборной тайне сотрудники российских ТИКов дают подписку о неразглашении? Неизвестно. Или что мешает бдительному сотруднику ТИКа самому позвонить на телефон названного кандидата, ведь этот телефон ему известен?
Дело не в тайне. Не отвечают, не помогают, не содействуют кандидатам — самовыдвиженцам работники ТИК, очевидно, только избирательно и только потому, что не хотят помочь или хотят именно не помочь. Ведь запрета разъяснять и помогать кандидатам в подготовке ими документов в законе тоже нет. И получается, что сотрудникам ТИКа в лучшем случае все равно, кандидат вы или не кандидат — ни за качество, ни за количество кандидатов, участвующих в выборах, сотрудники избиркомов никакой ответственности просто не несут.
Вот вам и выборы до выборов: к началу так называемой гонки — «гонщиков» почти не остается, в итоге выбирать гражданам попросту не из кого – «ба, знакомые все лица». Поменять местную власть, продвинуть достойных, заменить слабых и ленивых народ не может. Не дают народу такого, заметим, «избирательного» права. А закон и избиркомы пока непоколебимо стоят на страже этих неправильных правил.
Пусть стоят. Пока. Но ведь долго народ тоже молчать не будет. Захват власти и нарушение избирательных прав это самое тяжкое преступление в мире.