Георгий Осипов о том, что приказы Путина улучшить
ситуацию в ЖКХ невыполнимы
Приказ
Путина снизить тарифы на ЖКХ невыполним
Фотография: Ростислав Кошелев/ИТАР-ТАСС
28.02.2013,
11:47 | Георгий Осипов
Недавний путинский
разнос подчиненных за слишком резвый рост тарифов ЖКХ высветил главное отличие
сегодняшнего президента Путина от вчерашнего: прежде он на самом деле верил в
силу своих приказов и призывов, теперь — вряд ли.
В
начале тысячелетия Путин поддерживал и даже способствовал финансированию разных
как бы реформаторских начинаний в той же сфере ЖКХ (как и в других областях
нашего бытия). Другое дело, какие идеи и кто ему представлял, но президент
первого, так сказать, розлива готов был верить и поддерживать энтузиастов. То
это была группа олигархов, обещавшая что-то весьма туманное по выводу
коммунальной сферы из убыточности и (взамен, конечно, чего-то необъявляемого)
даже начинавшая вкладывать деньги в строительство в глубинках каких-то
сверхсовременных котельных. То чиновники начинали переосмысливать тарифную
политику, писать и обсуждать по этой теме пространные доклады. Потом
переключались с коммунальной сферы на какую-нибудь, скажем, медицинскую, потом
что-то еще подоспевало –
нехватки в проблемах у нас сроду не наблюдалось, так и
жили, работая как рабы на галерах.
Потом
был кризис — то есть заемные деньги стали дорожать, затрезвонили маржин-коллы,
нефть подешевела. И оказалось, что ровно ничего ни в ЖКХ, ни где еще с
ненавистных 90-х сделано не было. Ветшающее хозяйство требовало все больше
денег на элементарное поддержание его в минимально приемлемом работоспособном
состоянии, однако бюджеты пострадали от срочной помощи избранным банкам и
корпорациям. Появилась идея — передать регулирование тарифов ЖКХ с регионального
на муниципальный уровень (нечто подобное проводилось тогда во многих сферах),
что и сделали в начале 2010-го. И быстро получили резкий рост цен, протесты
населения.
Тогда Владимир Путин еще, кажется, верил в силу своих
приказов. Он вернул полномочия в регионы и приказал ограничить потолок роста
тарифов. В 2011 Путин распорядился, чтобы рост тарифов не смел превышать
уровень инфляции.
Может быть, именно это распоряжение и стало последним
примером искреннего заблуждения лидера нации в том, что он волен устанавливать
законы экономики.
Так
или нет, но к последнему заседанию по коммунальной теме президент уже точно
знал, не мог не знать, что не все ему подвластно. К примеру, что по всем
прогнозам в этом году рост тарифов (сам утверждал) на электричество и газ
составит 15%, на воду — примерно 10%, еще больше — на подачу тепла. То есть
нелепо требовать ограничения конечных тарифов для потребителей шестью
процентами. Но именно эти 6% президент приказал соблюдать.
Рядом
с президентом были компетентные люди, к примеру, Эльвира Набиуллина. Они не
стали вдаваться в конкретику и говорить о том, какой вес в конечных «жировках»
закреплен за «Газпромом», какой — за энергетиками и так далее.
Пожурили управляющие компании (УК), предложив нам
верить, что по большей части местная шпана виновата в явно необоснованном
завышении тарифов.
Что
ж, поверим, если надо, нельзя же подвергать сомнению планы «Газпрома» по
строительству новых плохо заполняемых трубопроводов. Да и нет особых фантазий
про кристальную честность сотрудников УК. Только вот назначают их и
контролируют, как правило, соответствующие звенья вертикали власти, по сути, УК
работают на вертикаль и ее винтики в обличии конкретных служивых. Трудно
сказать, однако, способны ли эти низовые звенья без помощи гигантов
отечественной экономики обеспечить такой рост цен, чтобы президент мог картинно
воскликнуть: «С ума, что ли, сошли!»
Сам
президент и его советники точно знают, каков именно чей вклад в рост цен,
сколько приходится на федеральных монополистов типа газовиков, сколько — на
местных исполнителей типа УК. Знают, судя по всему, что невозможно будет
сдержать рост цен в шестипроцентной рамке (или придется маскировать его
бюджетными вливаниями, на что уже и теперь может всех бюджетов не хватить, а
что будет завтра в силу ветшания хозяйства — и думать не хочется). Вот и
получается, что нынче президент Путин впервые, может быть, громогласно отдал
приказ про шесть процентов, в который сам верить не может и явно, есть
подозрения, не верит.
Подобное мы уже проходили. В шестидесятые годы прошлого
века лидеры Компартии, похоже, тоже верили, что через двадцать лет построят
коммунизм. А в семидесятые уже не верили, но усердно держались прежнего курса и
традиционной лексики.
Тогда
от веры до имитации прошло примерно десять лет. В нашем случае все ускорилось,
по грубому подсчету, вдесятеро — от 2011-го до 2013-го.
Зачем
президент так? Дело, наверное, не только в стремлении показаться строгим, но
справедливым всем тем небогатым зрителям каналов отечественного ТВ, которые
якобы составляют избирательный костяк. Во-первых, они скоро могут увидеть (если
не умножить бюджетное финансирование ЖКХ), что приказ их президента опять пропущен
мимо ушей его же ставленниками. Во-вторых, такими темпами рост цен на
коммуналку может скоро стать в тягость и обеспеченным гражданам, которых
меньше, но лояльность которых на самом деле важна для политика в здравом уме,
каким и является, безусловно, наш президент. А главное, в существующей и
Путиным же выстроенной системе управления экономикой (вот вера в возможность
такого управления, кажется, еще не совсем развеялась) миссия по наведению
порядка в коммунальной сфере просто невыполнима. И президент это, видимо, знает
лучше многих.
У
нас, на удивление всему миру, так: собственники квартир как бы есть, а
собственников многоквартирных домов — нет. У нас не продаются дома, продаются
квартиры в них. То есть нет собственников, заинтересованных в снижении платежей
через управляющие или любые другие уполномоченные застройщиками или местными
властями компании. Общедомовое хозяйство (оплата содержания которого и пиарится
нынче как главная составляющая цены) по одним нормативам как бы в доле у
собственников квартир, но фактически принадлежит часто муниципалитетам, да там
вообще трудно разобраться в законодательном кавардаке.
Уповали
на массовую организацию населения в отряды самообороны от коммунальщиков, в
ТСЖ. Но наивно полагать, что все сплошь найдут время и силы на бесконечные
собрания и изнурительную борьбу за честное ведение дел. Сколько у нас ТСЖ?
Кстати подоспело исследование по этой теме старшего преподавателя кафедры
институциональной экономики НИУ ВШЭ Екатерины Борисовой. Из него узнаем, что
сейчас ТСЖ есть примерно в каждом пятом многоквартирном доме, всего таких
товариществ около 90 тысяч.
Это
не значит, что все они успешно добиваются, как сказано в исследовании, передачи
инфраструктуры жилых домов из муниципального ведения в совместную собственность
жильцов. В любом случае
четыре пятых домов внятного собственника не имеют, то
есть у них нет хозяина, заинтересованного в снижении издержек. А управляют ими
структуры, у которых имеются противоположенные стимулы: как раз наращивание
издержек позволяет им обогащаться.
Строго
в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами эти структуры и пытаются
заработать, по циничным законам экономики иначе и быть не может. Но законы
вертикали такие «глупости» игнорируют. Вот МВД уже публикует на своем сайте
справки про уголовные дела против завышателей расценок. Эта кампания имеет
перспективы для мощного развития с арестами и этапированием злодеев под
прицелом камер госканалов, если президент не остановит лавину, посчитав, что не
пришло еще время для перераспределения прибыльных уделов.
Только,
как бы он ни поступил, это будет неискренне. У него достаточно информации про
то, что половинчатая (кстати, дочубайсовская) приватизация квартир сделана так,
как сделана, ответственных хозяев у домов нет со всеми вытекающими последствиями.
Были
бы такие хозяева — были бы и доходные дома, как в других странах. И могла
появиться возможность для организации довольно прибыльного бизнеса на защите
прав домовладельцев (и арендаторов или собственников квартир) от пренебрегающих
антимонопольными и другими правилами поставщиков света и тепла. Но тогда могло
бы начать плодиться племя злобных юристов, готовых из алчности разорвать в
судах обидчиков собственников и жильцов. Прискорбно, но для этого еще
потребовалось бы развитие судебной реформы (как и для того, чтобы вообще бизнес
и быт в России налаживались во всех сферах). Но тогда в итоге и «Газпром» может
внезапно оказаться в роли могучего медведя, которого разрывает стая
псов-юристов (вон как они над Apple на днях опять надругались).
Еще страшнее представить, что вообще может затеяться в
контролируемых из-за океана сетях живой разговор не только про заокеанскую
собственность отдельных паршивцев, а вообще про реальные права собственности на
родных просторах, даже и про то, куда кто и как собираемые налоги направляет…
Плюс
еще при таком развитии событий придется, видимо, большую часть многоквартирных
домов — самых обветшалых, никому и даром не нужных — честно пообещать содержать
за счет казны. А где брать деньги на эту непривлекательную статью расходов, не
за счет же прекрасных проектов по организации череды праздников торжества
вертикали в России типа олимпиад и разного рода симпозиумов с предварительным
строительством грандиозного.
В
общем, жуть. Что при таких подозрениях делать? А нечего и делать, приходится
признать. И остается власти лишь верить в могущество западных экономик, которые
встрепенутся и обеспечат рост цен на наши чушки и жидкости, чтобы к осени,
скажем, можно было сказать: вот видите, господа злопыхатели, проявила власть
необходимую суровость и защитила народ от роста цен. Еще надеяться на то, что в
обозримом будущем все ветшающее и гниющее по всей стране разом вдруг не
грохнется.
Все это и вынуждает, кажется, смириться с тем, что
впредь придется все чаще говорить то, во что сам не веришь.