Инвестиционная стратеги принятая сегодня в Калужской области не обсуждалась широко и публично, как это требовалось
15 ноября 2012 года было издано распоряжение Правительства России №2969-р, которым установлены показатели оценки работы руководителей федерального и регионального уровней по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. В регионах началась работа по реализации этого постановления.
Калужская область, демонстрируя опережающий подход, приступила к этой работе еще год назад. Так, 23 января 2012 года губернатор области Анатолий Артамонов и генеральный директор автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Андрей Никитин подписали соглашение о сотрудничестве, которым, в частности, предусматривалось осуществление совместной деятельность по внедрению в нашей области разработанного Агентством стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Упомянутый стандарт, как об этом сообщается на официальном областном портале, представляет собой свод единых требований к органам государственной власти Калужской области по принятию нормативных документов и организационных решений для достижения наиболее высоких результатов в реализации инвестиционных проектов.
Агентство стратегических инициатив разработало так называемую «Дорожную карту», а Губернатор Калужской области ее утвердил. Этот документ очень четко и подробно описывает весь процесс разработки региональной инвестиционной стратегии, включая обязательность ее публичного обсуждения.
Так, например, определяя требования к процессам разработки и утверждения Инвестиционной стратегии, пункт 6 «Дорожной карты» устанавливает следующее:
«Разработка Инвестиционной стратегии и ее изменение должны вестись публично. К публичному обсуждению Стратегии привлекаются эксперты, предприниматели и инвесторы. Помимо проведения стратегических сессий, консультаций, совещаний рабочих групп, должно вестись открытое публичное обсуждение разрабатываемой Стратегии в электронных СМИ (в том числе, на сайте, посвященном инвестиционной деятельности региона).
Можно было бы только приветствовать такой прогрессивный и демократичный подход областных властей, если бы прописанные нормы воплощались в реальности. Остановлюсь на этом более подробно.
В конце уходящего 2012 года состоялось заседание экспертного совета Торгово-Промышленной Палаты Калужской области, на котором была одобрена работа по исполнению утвержденной Губернатором области «Дорожной карты» в части, касающейся создания портала в сети Интернет investkaluga.com (пункт 13 «Дорожной карты»).
Именно на этом портале, собственно, и должно было вестись «открытое публичное обсуждение разработанной Стратегии».
Однако обсуждение на данном портале не только не проводилось, но и не могло проводиться по одной простой причине: на указанном сайте просто не заложена функция форума, либо иного способа интерактивного обсуждения Стратегии! Начав свою работу 25 декабря, портал investkaluga.com «пролежал» нетронутым все зимние каникулы, по сути, выполнив только одну функцию – постановки «галочки о выполнении» в отчете. К моменту проведения рабочего совещания Правительства Калужской области, которое состоялось 21 января 2013 г., счетчик посещений портала не перевалил и десяти визитов. Такая «буйная активность» никак не помешала Председателю ТПП Калужской области Т.Розановой публично заявить на совещании о широком участии представителей бизнеса в обсуждении Стратегии.
Соответственно, никаких убедительных доводов в поддержку этого заявления озвучено не было.
Между тем, как следует из подготовленной к рабочему совещанию пояснительной записки, «разработка Стратегии как отдельного документа обусловлена необходимостью формирования для бизнеса удобного и прозрачного инструмента, дающего представление об экономических и отраслевых приоритетах развития региона, а также об используемых инструментах поддержки инвестиционной деятельности»
Слова опять очень правильные. Но на практике, столь важный для развития Калужской области документ, принимается без должного обсуждения с предпринимателями, т.е. с главными участниками инвестиционного развития региона.
Предоставив на обсуждение Стратегии чуть больше трех недель, из которых полторы недели - новогодние «каникулы», а главное, исключив возможность интерактивного обсуждения Стратегии на сайте, власти нарушили и свои собственные установки, и права предпринимателей на участие в этом процессе.
В итоге никакого публичного обсуждения не произошло. Ведь о возможности принять участие в разработке и обсуждении Стратегии, большинство предпринимателей, за исключением особо приближенных "ко двору", просто не знают. О формах участия в обсуждении Инвестиционной стратегии предпринимателей, видимо, проинформировать просто забыли.
А ведь нам, «не приближенным ко двору», вообще-то, есть что обсудить и что сказать. Чтобы не быть голословным при обсуждении инвестиционной политики нашего региона, обратимся к Перечню показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ, представленного в постановлении Правительства №2096-р от 15 ноября 2012г.
Пункт 7 данного перечня обозначает следующие показатели оценки эффективности в сфере развития среднего и малого предпринимательства:
- прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в процентах к предыдущему году, в постоянных ценах;
- оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства, в баллах;
- прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в процентах к предыдущему году.
Как, в свете данных показателей, можно оценить явно преднамеренное нежелание региональной власти привлечь к обсуждению Инвестиционной стратегии представителей малого бизнеса?!
Как понимать прописанное в региональной программе стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года «Человек – центр инвестиций» следующее утверждение: «Малый и средний бизнес еще недостаточно активен для роли заказчика на оба перспективных направления развития».
Может быть, все-таки это не малый бизнес недостаточно активен, а региональная власть не желает замечать и использовать активность малого и среднего бизнеса, считая местных предпринимателей всё ещё незрелыми и неконкурентоспособными?
«Может быть, региональной власти пора перейти от декларативных заявлений к реальной поддержке предпринимательства «средней руки». Необходимо воспринимать внутреннего инвестора равноправным партнером на инвестиционном рынке и не нарушать систему здоровой конкуренции, создавая условия лишь иностранному капиталу. Нельзя недооценивать такой ресурс развития региональной экономики, как внутренний инвестор. Покажите местным предпринимателям перспективы, четко обозначьте гарантии – и внутренний инвестор раскроет весь свой потенциал. К примеру, почему не предложили малому предпринимательству представить своё видение развития палаточной торговли? «Палаточники» готовы были переходить в крытые павильоны и предлагали долевое участие в их строительстве. Они готовы были «достать деньги из-под подушки» и вложить их в родную экономику. Однако их предложения не были услышаны» - сказал Анатолий Галич, предприниматель, Член Общественной палаты Калужской области. Вот так и глушим «на корню» инициативу и стремление развиваться и вкладываться в свою территорию. И как результат, мы имеем наметившуюся в нашем регионе тенденцию к сокращению численности субъектов предпринимательский деятельности, занятых в малом бизнесе.
Давно уже ни для кого не секрет, что малое предпринимательство – это стержень экономики многих развитых стран, и Калужская область не является исключением. Именно этот сектор экономики не только обеспечивает значительную долю занятости населения, но и способен решить проблему вспомогательных производств крупных предприятий, взять на себя часть работ, которые экономически нецелесообразно выполнять на крупных предприятиях, оптимизировать использование заводских площадей и помещений. В малом предпринимательстве – залог нашего дальнейшего развития.
Ещё раз хочу обратиться к официальным текстам: в Иновационной стратегии Калужской области (ИСКО) до 2020 года сказано:
«Пункт 4.5. Поддержка малого, среднего и инновационного предпринимательства. Создание благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка являются приоритетом в деятельности Правительства Калужской области.
Основная роль региональных органов исполнительной власти – обеспечение реализации основных принципов государственной политики в сфере поддержки и развития предпринимательства, принципов, которые закладывают успех в достижении цели:
- понимание ответственности за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов предпринимательской деятельности;
- обеспечение участия предпринимателей, их союзов и объединений в формировании и реализации региональной политики;
- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки любого типа»
К сожалению, на сегодняшний день перечисленные принципы слабо отражены в нашей действительности. Никакого реального участия предпринимателей, их союзов и объединений в формировании и реализации региональной политики мы пока не наблюдаем. Свидетельством тому стало само принятие ИСКО без необходимого широкого обсуждения. Явно преждевременно говорить и о равном доступе к получению поддержки предпринимательской деятельности. Прозрачность всех инвестиционных процессов больше похожа на тонирование стекол в машине: одним видно всё, а другие, вне автомобиля, лишь угадывают силуэты. Так и движемся по инвестиционному пространству: одни несутся в иномарках по асфальтированной трассе, другие бредут по обочине дороги, глотая пыль и выхлопные газы.
В завершении хочу сказать, что не ставил своей целью очернить все, что делается в регионе в направлении привлечения инвестиций. Нелепо было бы отрицать то, что в последние годы предприняты довольно серьезные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата. Однако без смещения приоритетов в сторону поддержки, реальной, действенной поддержки своего малого и среднего бизнеса, без правильной расстановки акцентов в региональной инвестиционной политике, больших успехов нам не добиться. Уж очень не хочется в очередной раз произнести: «Благими намерениями устлана дорога в ад».
Уверен, что не стоит спешить с окончательным принятием стратегии. Необходимо вернуться к её обсуждению - публичному, широкому и доступному, как этого требует методика АСИ и «Дорожная карта».
Справочно:
Стратегические приоритеты развития территории (г.Калуга)
− Производство автомобилей и автокомпонентов
− Инфраструктура жизнеобеспечения и развития среды
− Фармацевтическое производство
− Туристско-рекреационная инфраструктура
− Информационные технологии
− Транспортно-логистический кластер
Специфика
− Транспортная доступность: трасса М-3 «Украина» и железная дорога «Москва – Киев»
− Высокий уровень образования обеспечивается за счет присутствия Калужского государственного университета им.К.Э. Циолковского, КФ МГТУ им. Баумана, филиала академии им. Тимирязева
− Кадровый потенциал
− Сформированная система индустриальных парков
Перспективы развития территории/инвестиционные проекты
− Производство автокомпонентов
− Производство фармпрепаратов
− Развитие транспортно-логистического направления, включая аэропорт
− Развитие туристической инфраструктуры (гостиниц, мест общественного питания, центров досуга)
− Информационные технологии
− Технологическое перевооружение производств
− Строительство объектов социальной и туристической инфраструктуры с использованием государственно-частного партнерства.
Источник: reporter40.ru