Обзор и анализ понятий.
(Некоторые материалы заимствованы автором из разных источников интернета)
Толкование слова «САМО» в словарях:
« САМО… Первая составная часть сложных слов, обозначающая:
1) направленность действия (называемого во второй части слова) на самого себя, например: самоанализ, самоистязание, самоконтроль;
2) совершение действия:
- а) непроизвольно или самостоятельно, без посторонней помощи, например: самоброжение, самовоспламенение, самоокапывание, самоуплотнение;
- б) автоматически или механически, например: самодвижущийся, самозарядный, самопишущий, самоблокировка, самонаведение, самоход.»
Приставка «САМО» в сложном слове, определяет и суть действий, выражаемых самим сложным словом – это совершение действия без посторонней помощи (в том числе без внешних ограничений)! - (Комментарии автора).
Термин «Самоуправление» и его толкование
«Самоуправление - вид социального управления, основанный на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, т.е. люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и совместно действуют с целью реализации принятых решений.»
«В управлении нужны умения, т.е. способность планировать, организовывать, делегировать, стимулировать, координировать и контролировать. Без этого невозможно эффективно работать.»
В условиях самоуправления его участники признают над собой власть только собственного объединения (в этом суть!!! Самоуправления – авт.).
«Под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо социальной системы (коллективов, организаций, объединений и даже одного человека). Оно реализует потребности человека и организации в свободе и самовыражении.»
Примечания:
1. Автоно́мия - самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов. (Википедия).
2.Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.(Словарь Ушакова).
«Самоуправление - это творчество, импровизация, нестандартный подход, который носит ситуационный характер, разрушает любой стереотип, это искусство открывания себя в окружающей действительности.
От автора: - Но!
«Самоуправление должно быть ВТОРИЧНЫМ процессом! в организации после ФОРМАЛЬНОГО управления». Поэтому руководитель должен в первую очередь укреплять формальное управление и по мере необходимости содействовать самоуправлению»
Примечание - Функции формального управления:
- а) установление статусов, прав и обязанностей членов группы,
жесткое определение и распределение ролей (в нормативных правовых актах – авт.);
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
- б) обеспечение единства всех составных частей организации, связь различных подразделений с ее общими целями;
- в) целесообразное общественное разделение труда;
Под ОБЩЕСТВЕННЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА понимают обособление различных видов трудовой деятельности в процессе совместного труда по функциональному, технологическому, профессиональному и квалификационному признакам.
- г) обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации.»
«В самоуправлении иерархия подчинения или отсутствует или слабо выражена в отличие от формализованного управления!»
«формы самоуправления: общественные организации, народный контроль, трудовые коллективы и др.»
«В случае жесткой регламентации самоуправление вырождается!!! в обычное управление с потерей ряда активизирующих деятельность потребностей и интересов.»
Термин «Местное самоуправление» и его толкование
Согласно п.2. статьи 1. ФЗ №131. «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти (управления – авт.), обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.»
«Статья 2. ФЗ №131. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно(?);»
Примечание – «Жизнедеятельность — способ существования или повседневная деятельность человека.» МЧС России.
«Жизнедеятельность совокупность всех форм человеческой активности.» Юридическая энциклопедия.
Итак.
1. Объектом внимания является «деятельность» органов администрации «по обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования».
2. В рамках этой деятельности в п.2. статьи 1. ФЗ №131 установлено форма «осуществления народом своей власти (т.е. управление – авт.) носит название «Местное самоуправление».
Таким образом, на основании приведенных вышеприведенных данных, можно прийти к следующему заключению:
1.Если согласится и принять определение термина «самостоятельность», как «независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи», тогда фраза «в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ», по сути, является жесткой регламентации деятельности из вне, что приводит к «вырождению» понятия самоуправление.
2. Пожалуй, можно согласиться с тем, что только деятельность общественных советов, комиссий, референдумов, опросов и других форм прямой, непосредственной формы народовластия и может быть отнесена к понятию «самоуправление»!
Кандидат юридических наук Максимов А. А. в своей работе «Местное самоуправление или местное само управство: к вопросу о расстановке приоритетов для муниципального сообщества» приходит к некоторым любопытным выводам:
«Исходя из практики избирательного процесса, электоральное поведение населения на муниципальных выборах не отличается активностью. Исходя из сложившейся ситуации, выдвинуто предположение, что подобная пассивность вызвана законодательным ограничением возможностей и полномочий населения по решению вопросов местного значения, особенно в части его участия в работе органов местного самоуправления.»
« …необходимо подчеркнуть, что складывающаяся тенденция последних лет в области местного самоуправления позволяет судить о том, что на современном этапе не только население не готово к эффективному взаимодействию с местной властью, но и значительная часть муниципальных чиновников не осознает особенностей работы с населением, не может и не хочет относиться к населению как к равноправному партнеру и первоисточнику власти».
Окончательные выводы автора
1. Самоуправление - это процесс управления определённой (установленной) деятельностью, направленной на достижение цели (или решение поставленной задачи) и осуществляемый без внешнего воздействия, т.е. внешних нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные к исполнению требования по управлению этой деятельностью.
2. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения муниципального образования (это – ЦЕЛЬ, определение смотри выше) необходимо налаживание формальной организации управления (с наличием ограничений и жесткой регламентации со стороны государства: законы, правила, нормы и прочие нормативные акты) и с обязательной организацией широкого участия граждан в работе общественных советов, комиссий и проведению опросов и референдумов, а также других форм непосредственного народовластия.
3. Отнесение деятельности органов муниципального образования по решению вопросов местного значения к «организации местного САМОУПРАВЛЕНИЯ» по обеспечению жизнедеятельности населения (это важно!) является некорректным!
4. Ряд нормативных правовых актов, в том числе Федеральный закон N 131 от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" требуют пересмотра.
От автора Щербань В.Д., Калуга, 26 декабря 2023 года обращение зарегистрировано в Государственной Думе за № вх2.8-15-437741 от 26/12/202