В христианской традиции часто наблюдается смещение акцента с подлинного духовного преображения на внешние формальные практики и ритуалы. Многие христиане склонны воспринимать свою веру через призму догматики, правил и требований, упуская из виду глубинные трансформативные аспекты учения Христа.
Так, вместо бодрствующего присутствия и безмолвной молитвы, ведущих к осознанию своей истинной природы, верующие часто сосредотачиваются на механическом исполнении молитвенных формул и ожидании чудесных исцелений или божественных откровений. Вместо принятия настоящего момента и отождествления с Божественным началом в себе, они погружаются в эгоцентричные заботы и страхи.
В этой статье мы попробуем разобраться, каким образом идеи целительства, бодрствования и недвойственности, провозглашаемые Христом и апостолом Павлом, могут быть актуализированы для глубокой трансформации сознания верующего человека.
Духовное целительство и бодрствующее присутствие являются ключевыми практиками в христианской традиции, ведущими человека к подлинному преображению. Как пишет христианский автор Джоэл С. Голдсмит в своей книге «Принципы Духовного Исцеления», «Истинное духовное исцеление происходит не на уровне формы, а на уровне Бытия. Оно не зависит от симптомов или диагнозов, но покоится в осознании нашей изначальной целостности и совершенства, которые являются нашей подлинной природой». Целительство заключается в фокусировке на сущностной, глубинной реальности человека, единой с нашей собственной истинной природой. Это переход от формы к бесформенному, где нет нужды ни в чем.
Подобным образом, бодрствование, о котором неоднократно упоминал Иисус, — это не просто ожидание внешних событий, но состояние абсолютной осознанности, бдительного присутствия, готовности воспринимать. Как говорил Христос: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41). Здесь подразумевается, что искушает нас не что иное, как ветхий, непреображенный ум. Бодрствование является основой, на которой может возникать истинная молитва — не как прошение к Богу, а как состояние безмолвного слушания, где нет ожидания ответа, а есть лишь поле чистого внимания. Как отмечает Голдсмит, «Когда мы входим в состояние безмолвия и покоя, мы обнаруживаем, что Бог уже является целостностью, которую мы ищем. Наша задача — просто принять и пребывать в этом осознании». Это переход от дуальности «я-Бог» к недвойственности, где человек уже является выражением Божественного.
Эти практики перекликаются с учением апостола Павла о качественном преображении христианина. Павел пишет: «Итак, кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Он также говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Это указывает на трансформацию самоидентификации — от эго-центрированного «я» к отождествлению с Божественным началом, пребывающим в глубине нашего существа.
Целительство, бодрствование и преображение в Христе — все это различные грани одного и того же процесса: высвобождения из оков формы, дуальности и эгоистических устремлений к обретению подлинной, бесформенной реальности, лежащей в основе всего сущего. Как говорит Павел, Христос «оставил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп. 2:7), чтобы высвободить Себя во всех нас, а мы стали Его телом (1 Кор. 12:27). Это путь от поверхностного «я» к Я-Истинному, от разделенности к единству, от заботы о себе к жизни, исполненной благодати и любви. Такова суть духовного преображения, о котором свидетельствуют великие учителя христианской традиции.
Пастор Дмитрий Мартышенко