Никогда не был сторонником , что-то запрещать и не пущать, но когда общественным развитием обусловлено, что к пассионариям (общественно-активным людям или к «городским сумасшедшим» ) относятся только около 2%, а 98% это ведомые и безразличные к общественным интересам субьекты, это тот случай когда их необходимо принудительно заставить самоорганизоваться и управлять своим имуществом!
С уважением отношусь к неблагодарному труду управляющих компаний в ЖКХ( далее УК) , но споры об экономической и правовой природе общедомового имущества, кому оно принадлежит и кто его обязан содержать и обслуживать будут продолжаться до тех пор, пока законодательно существует такой способ управления многоквартирным домом, как через управляющую компанию. Дело в том, что мотивы и интересы собственников МЖД и коммерческой структуры(УК) в базовом смысле не совпадают. Более того в эти взаимоотношения через лицензионный и жилищный контроль (Госжилинспекция) , рекомендуемый уровень платежей и назначение по своему усмотрению УК, в случае не выбора собственниками способа управления(Муниципалитет) , постоянно вмешиваются органы власти с целью передела рынка этих услуг и извлечения коррупционной ренты, именно через аффилированные УК.
Да и наспех созданная Госжилинспекция, опять же под меркантильные цели, себя не оправдала и все участники рынка этих услуг, давно в ней разочаровались!
Практика показывает, что функции всех многочисленных инспекций, надзоров( за исключением узкоспециализированных) , давно нужно передать в Прокуратуру и ликвидировать эти бесполезные структуры. С точки зрения основ гражданского права, в управление собственностью никто не имеет право вмешиваться, кроме собственника. Все жители МЖД и УК региона прекрасно знают, кто из властных структур стоит за крупными УК Калужской области и историю их возникновения и трансформации. Такой анализ представлялся в СМИ 3 года назад и долго дискутировался в обществе.
В Калуге уже созданы целые олигополии из взаимозависимых УК и ЕИРЦ, которые лоббируются чиновниками. Из способов управления МЖД, практика доказывает что только способ управления через ТСЖ(ТСН) является состоятельным и сбалансированным с точки зрения интересов и ответственности собственников МЖД.
Способ управления МЖД –«непосредственное управление» фактически не реализуем, так как в нем множество не решенных вопросов по администрированию и приему финансовых средств, взаимоотношений с контрагентами и налоговыми органами, так как этот способ управление не предполагает создание юридического лица и наличия своего расчетного счета.
Более того, нужно законодательно запретить такие посреднические финансовые структуры, как единые информационно-расчетные центры, которые никакой ответственности перед собственниками МЖД не несут и без ведома собственников, по договорам с УК управляют финансовыми потоками .
Здесь необходимо иметь ввиду и отказ от услуг сбытовых компаний по газу и электроэнергии, которые превратились в частные лавочки и кормушки и которые уже давно не отвечают критериям по платежеспособности и другим критериям гарантирующих поставщиков. У всех на слуху финансовые потери пострадавших и уголовные дела по ЕИРЦ, за время своей деятельности в регионе.
Глава ПАО «Россетей» Олег Бударгин ещё в 2013 предлагал передать дочерним сетевым компаниям не только функции гарантирующих поставщиков, но и «Системного оператора». Это его выстраданная позиция, так как деньги нельзя отрывать от реального технологического передела.
Оба его предложения поддержало Минэкономразвития и направило их в Правительство РФ. Объединение компаний на базе сетевого холдинга позволяло сократить административные расходы и снизить сетевой тариф до 3-5% в 2013 году. Так же неоднократно Президент РФ заявлял о ликвидации посредников в газе и электроэнергии. На тот момент долги энергосбытов перед «Россетью» превышали 130 млрд. рублей. Тогда лоббисты в лице А.Б. Чубайса и другие бенефициары так и не дали этого сделать.
А в текущий период сбытовые надбавки , в результате различных тарифных манипуляций, уже достигают до 30% в тарифе, в совокупности для всех категорий потребителей. Согласно Приказа Министерства конкурентной политики Калужской области от 29 ноября 2023 г. No 238-РК сбытовая надбавка ПАО «Калужская сбытовая компания» для населения с 01.07.2024 г составила 1,00378 руб/кВт.ч и выросла на 52% с 0,65987 руб/кВт.ч..
Самый возмутительный факт, что долги обанкротившихся сбытов и их должников закладывают в тариф и перекладывают на добросовестных потребителей. В 2024 году 20 млрд.руб. таких долгов были заложены в тариф с 01.07.2024 г. по сбытам обанкротившимся в Тверской , Архангельской, Вологодской области и в Туве.
Признаки неплатежеспособности проявляются и в ПАО «Калужская сбытовая компания» на основании решений совета директоров о привлечении кредитных ресурсов в виде овердрафта до 50% от денежных поступлений на счет компании по банковской ставке 19,75% на 2023-2024 гг. и на основании постоянных судебных споров по долгам перед сетевой организацией «Калугаэнерго».
И потребители эти все издержки оплачивают, так как тарифный регулятор включает эти затраты по кредитным ресурсам в тариф на электроэнергию, согласно ст.25 НК РФ. При этом ПАО «КСК» использовала свои оборотные средства в сумме около 2 млрд. руб. на строительство малоэффективной ГТУ-ТЭЦ в г.Обнинске, в прежние годы..
Так до настоящего времени , в Калужской области с начала функционирования гарантирующих поставщиков и не проведен , законодательно установленный, конкурс по отбору гарантирующего поставщика. Вот такой А.Б. Чубайс и его соратники «рыночники» и «либералы». Согласен с многими экспертами которые говорят, что А.Б. Чубайс это «махровый коммунист». Как только касается его интересов и соратников, то только тотальная монополия. Никогда не забуду, как под его влиянием у нас в области ликвидировали 12 межмуниципальных сетевых субьектов электроэнергии, которые могли стать основой формирования конкурентной среды по сбыту электроэнергии .
Об установлении платы за содержание жилья по решению Городской думы Города Калуги от 26.06.2024г.No117. Данный факт, подтверждает ещё раз об отсутствии текущей и долгосрочной тарифной политики в регионе, как с точки зрения технико-экономической обоснованности, так и с точки зрения сбалансированного социально-экономического программирования в взаимоувязке и соотношении тарифов на жилищные и коммунальные услуги, а так же влияния их на валовый региональный продукт и баланс доходов и расходов населения.
Эти макроэкономические факторы должны формироваться и планироваться одномоментно из одного центра власти на региональном уровне, в ином случае макроэкономическое планирование и прогнозирование региона теряет всякий смысл. В пояснительной записке к проекту решения Гордумы утверждается что ИПЦ за период с 2008 г.- 2022 г составил 299,77%, а МРОТ вырос на 395,83% и что за это период плата за содержание жилья в г.Калуги не пересматривалась. Ну во –первых; это не соответствует действительности, только на моей памяти с 2010 года размер платы за жилищные услуги пересматривался не менее 3-х раз. Во-вторых; это же явка с повинной, то есть муниципалитет признаёт свою ответственность за состоявшиеся банкротство многих УК и накопленный недоремонт и отсутствие необходимой суммы финансовых средств в течении 16 лет для содержания МЖД . И отговорка, что размер платы носит рекомендательный характер в этом случае не подойдет, так как для МЖД не принявших собственниками решений о размере платы, это размер платы является обязательным. А в это число в г.Калуге входит более 80% МЖД. Кроме того, в ответственность муниципалитету можно поставить его бездействие в части отсутствия органов управления в МЖД, что является следствием массового фактического не выполнения минимального перечня работ по содержанию общедомового имущества установленных ПП РФ No290, так как ежемесячные акты выполненных работ по содержанию и текущему ремонту МЖД некому от имени собственников МЖД подписывать, чем и пользуются УК. В результате УК , просто занимаются автоматическим сбором средств и затрат по факту не несут и пострадавшей стороной не являются. Фактически УК фактически выполняют только функции только АДС по срочным заявкам.
Согласно ЖК РФ Статья 161.1. Совет многоквартирного дома
п. 2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.
Вышеуказанная в ЖК РФ работа муниципалитетом в Калуге вообще не проводится, что является результатом бесконтрольности работы УК со стороны собственников.
Сами же собственники не могут провести общее собрание , в основном из-за отсутствия реестра собственников, которые должны вести УК и по первому требованию предоставлять собственникам. Однако при неоднократном обращение в адрес ГЖИ КО, за привлечение к ответственности УК за отсутствие актуализированного реестра собственников, от ГЖИ КО поступают отписки в защиту УК, с отсутствующими в п.3.1. ст.45 ЖК РФ основаниями.
Кроме того, в результате фактического отсутствия собственников по месту нахождения собственности(имеют по несколько квартир и домов в разных городах и постоянно мигрируют), общее собрание очно да и заочно практически стало невозможно провести собственнику(инициатору), при отсутствии кворума и противодействии УК. В данном случае необходимо изменить жилищное законодательство и при доказательстве о соответствующем обьявлении о собрании, всех отмолчавшихся и не явившихся на собрание, засчитывать в проголосовавших «За» , как проигнорировавших общее собрание и не выполнивших свои обязанности по управлению общедомовым имуществом. Кроме того необходимо обязать, через законодательное понуждение всех собственников МЖД зарегистрироваться на ГИС ЖКХ с целью возможности голосования в электронном виде при проведении общих собраний и обязать УК, размещать актуализированный реестр собственников на этом сайте.
При пересмотре платы за содержание МЖД прослеживается явный сговор между муниципалитетом и УК за спиной у жителей. Сначала 21 мая 2024 г публикуется письмо от нескольких приближенных к власти УК , с каким-то несерьезным « обоснованием» , о том , что всё пропало! Жители г.Калуги расценили это как просто фейк. А где же мнение и позиция отраслевого регионального профсоюза ЖКХ и регионального отраслевого обьединения работодателей? Затем , только после 10.08.2024 г .жители г.Калуги из полученных квитанций по жилищным услугам узнают, что плата за жилищные услуги повышена в 2,5 раза и решение это принято аж 26.06.2024 г. Ну как, после таких действий можно относиться к публичным органам власти!?
Представить обоснование выполненное ООО «Нормативные системы» муниципалитет отказался. Более того , со слов многих руководителей УК , они сами не понимают как этот размер платы применять, так как обоснование платежей по содержанию по структуре перечня работ им муниципалитет не направил.
Смешно слушать доводы некоторых дилетантов от власти, о том что УК МЖД должна иметь всю необходимую технику для обслуживания жилфонда. С точки зрения развития рынка услуг и малого бизнеса , в котором должны быть заинтересованы власти, управляющему домом в т.ч. в форме ТСЖ(ТСН) достаточно иметь стол, стул и ручку. Остальное все он может купить на рынке услуг и рынок этот уже давно сформировался, за исключением обслуживания лифтов и ещё ряда позиций.. В Калуге же, в противоречие этому тезису, власти все пытаются замонополизировать и укрупнить, в интересах определенных бенефициаров. Начиная с ГП «Калугафармация» и кончая ЖКХ. Посмотрите на структуру управления городской управы г.Калуги. Там же черт ногу сломит. Наворочено каких –то непонятных управлений, комитетов, больше по численности региональных министерств, с непонятными дублирующими друг друга полномочиями и функциями. По телефонному справочнику 75 единиц только в управлении делами, а ведь по сути это секретариат, который должен состоять из одного отдела делопроизводства и совместного отдела по юридической и кадровой работе. В нем же почему –то существует комитет по финансово- хозяйственному обеспечению, при наличии отдельного финансового и экономического управления под отдельными замами городского головы. В подчинении заместителя Городского Головы – начальник управления делами Городского Головы города Калуги, находятся два управления: Управление делами Городского Головы города Калуги и Управление по работе с населением на территориях. Отсюда непонятно начальником какого управления это заместитель является. Вы вдумаетесь только в абсурдность названия управления: управление по работе с населением...», а что другие управления не работают с населением?! Кроме того , в каждом управлении наряду с управделами, имеются свои кадровые отделы, документационно- контрольные отделы, экономические , финансовые , правовые и отделы по госзакупкам. Почему- то управление городского хозяйства 63 единицы и жилищно-коммунального хозяйства 50 единиц существуют отдельно и подчиняются Первому заместителю Городского Головы - начальнику управления городского хозяйства города Калуги. В чем смысл существования двух управлений, ведь в городское хозяйство по определению включено ЖКХ? Совершенно необоснованно существование отдельных управлений по экономики и финансам, тем более под отдельными замами. В управлениях по несколько замов, председатели комитетов и т.д.и т.п. Блок управления имуществом, почему-то разделен с блоком управления землей по разным управлениям, а ведь это же единый имущественный комплекс . В результате- управленческая структура городом представляет собой несуразный гибрид из вертикально-функциональной и горизонтально- отраслевой с элементами сетевой и матричной структуры управления. Поэтому баланс полномочий и ответственности полностью размыт и структура является априори не работоспособной.
Необходимо отметить, что Калуга является одним из лидеров среди российских городов, в администрации которых работает самое большое количество чиновников. Эти данные опубликовали в мэрии города Орел после принятия решения о сокращении численности аппарата местной мэрии. Соответствующее решение приняли депутаты Орловского горсовета. После реорганизации из девяти заместителей главы администрации города останется трое. В настоящий момент в администрации Орла работают 444 человека, в том числе 327 муниципальных служащих с населением города 295 тысяч. Это значительно ниже, чем в других областных столицах. Так, в администрации Саранска—590 человек (с населением 302 тысячи человек), Калуги — 874 человека (население 329 тысячи), Брянска — 626 человек при населении 402 тысячи. Обоснованной функционалом любой системы управления регионом или городом является три заместителя: первый заместитель, заместитель по экономике (куда входят финансы, бюджет, имущество, земля, муниципальные закупки, тарифы и т.д.) и заместитель по социальным вопросам. Количество муниципальных служащих по данным Минтруда: Калужская область-3369, Брянская область 2751, Орловская область 2509, Тульская область 1848, Владимирская область 2685, Липецкая область 1873, Смоленская область 2651, Тамбовская область 2100.
А кроме этого на уровне региона и городской управы г.Калуги создано множество подведомственных организаций, по численности сопоставимых с армией чиновников и их функционал абсолютно дублируется со структурами являющимися государственными и муниципальными служащими. Наряду с отделами финансово-хозяйственного обеспечения в каждом управлении в г. Калуге существует, целое Муниципальное Казенное Учреждение "Служба хозяйственного и транспортного обеспечения". Множество каких -то Госстройзаказчиков в форме ГУ и МКУ существует на региональном и муниципальном уровне?! Последние доступные декларации за 2020 г. показывают, что некоторые директора Государственных Казенных Учреждений региона получали зарплату до 350000 руб./мес.ещё в 2020 году. Откуда такая роскошь? При этом все социально-значимые стройки, за счет бюджетов разных уровней, в регионе и в г.Калуге по срокам провалены( то есть строительно-технический надзор не работает), город завален мусором, дороги через год после ремонта разваливаются, деревья падают уже на дома, транспорт работает неудовлетворительно и т.д.и т.п. Вот вчера Голова Города заявил , что запланированная замена теплотрасс не выполняется. И это стало известно за 15 дней до пуска теплла?! Все наблюдали массовые вскрытия теплотрасс в начале лета, которые находятся в таком же состоянии свинороя. Но есть же технология и последовательность работ. А пишешь обращение к Губернатору или Голове города, с конкретными проблемами и предложениями, а оно в лучшем случае попадает его секретарю или помощнику и он по своему усмотрению расписывает его на самый нижний уровень. Более того попав в Министерство, делопроизводитель Министерства отписывает ещё ниже.Да кто им дал такое право?! И в результате ответ приходит от какого –нибудь, в лучшем случае, начальника управления на безделие которого ты жалуешься. То есть обратная связь с Губернатором и Головой Города, в этой структуре управления , совершенно отсутствует.
И главная задача чиновников региона и города свелась к привлечению каких-то призрачных инвестиций, с посещением различных форумов и банкетов. Никогда не забуду слова- наставления одного из умудрённых жизненным опытом руководителей федерального уровня : «Все эти форумы и конференции это коллективная пьянка и разврат, а привлечение инвестиций и развитие это ширма для бездельников и авантюристов.» И жизнь его утверждения доказывает.
Всегда следовал принципу –критикуя, предлагай! Предлагать изменить через законодательную инициативу Федеральное законодательство бесполезно, так как этот механизм не работает, по этому в рамках действующего законодательства, предлагаю поручить уполномоченным региональным и городским ведомствам, с привлечением независимых экспертов и общественников, провести работу по следующим направлениям. .
1)Пересмотреть и оптимизировать организационную структуру управления регионом и г.Калуги на основании ревизии государственных и муниципальных услуг и полномочий , с учетом передовых практик и распространить этот опыт на все поселения региона. Привести численность государственных и муниципальных чиновников к минимуму по сопоставимости, другими регионами и городами по численности населения. Перейти полностью на вертикально-функциональную структуру управления регионом и городом , с отказом от элементов отраслевой и сетевой. Сократить бесчисленное количество замов(самый бесполезный и аморфный уровень власти, без обьективных полномочий и функций), как на уровне региона , так и города до не более трёх.
2) С целью развития рынка услуг и малого бизнеса региона и города ликвидировать все формы государственных и муниципальных предприятий и учреждений( кроме тепло-электро- водоснабжения, образовательных и медицинских услуг, ряда услуг культуры), услуги которых могут оказываться рыночными структурами, в том числе и функции строительного и технического надзора.
3) Провести замещение должностей государственной и муниципальной службы всех уровней, только на конкурсной публичной основе.
4)Провести в течении 2-х лет работу муниципалитету г.Калуги и региональному уполномоченному органу по организации собраний собственников по формированию органов управления МЖД и создании ТСЖ(ТСН) как основного способа управления МЖД в г.Калуге, во исполнение п.2 ст.161.1 ЖК РФ. В случае ликвидации УК, в МЖД находящиеся в ее управлении , формировать в приоритете способы управления ТСЖ(ТСН). В текущий момент из региональных столиц, Калуга находится на одном из последних мест по количеству МЖД управляемых через ТСЖ( ТСН).
5) С целью мотивации формирования способа управления МЖД через ТСЖ (ТСН) и советов МЖД, органам власти, совместно с представителями ТСЖ (ТСН), необходимо разработать рекомендации по уровню платежей за жилищные услуги и по тарифной сетке по оплате труда председателей ТСЖ(ТСН) и председателей советов МЖД, в зависимости от количества квартир и проживающих МЖД, а так же коэффициентов к ним, в зависимости от технической сложности инженерной инфраструктуры дома. В ином случае, этот способ управления и органы управления МЖД не заработают, так как рекомендации органов власти, будут основным аргументом и обоснованием для разговора с собственниками на собрании о размере оплате органам управления МЖД.
6)В рамках стандарта развития конкуренции в субьектах Российской Федерации утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. No 768-р создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня конкурентоспособности , а также содействие устранению административных барьеров одним из основных показателей достижения утвердить: количество создания ТСЖ(ТСН) по управлению МЖД за отчетный период и количество ликвидированных государственных и муниципальных предприятий.
7) Уровень платежей за жилищные услуги в течении 3-х лет довести в структуре стоимости услуг ЖКУ до уровня 50%, с одновременным сдерживанием и ограничением стоимости коммунальных услуг по региональной составляющей, имеющих доминирующий тренд в предыдущие годы, без превышения общего предельного индекса роста тарифов доведенных Правительством РФ до региона . В текущий момент доля стоимости жилищных услуг в структуре стоимости услуг ЖКУ в Калужской области является самой низкой по сравнению с другими регионами РФ. Этот уровень платежей станет материальной основой для мотивации способа самоуправления МЖД и отказа от способа управления через УК и все проблемы связанные с этим способом.
8) С учетом положений действующего ПП РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 31.08.2024) «О функционировании розничных рынков электрической энергии....», провести конкурсный отбор гарантирующего поставщика электрической энергии, со снижением стоимости его услуг, в условиях конкурсной документации, не более 3- 5% от стоимости генерации и транспортировки и наличия собственных оборотных средств для покупки электроэнергии на ФОРЭМ и отвечающего всем критериям и коэффициентам ликвидности и платежеспособности для гарантирующего поставщика.
Содержательный, обоснованный ответ, за подписью Губернатора региона и городского Головы г.Калуги прошу направить в установленные законом сроки по электронной почте: v.jitov2013@yandex.ru. Мнения заместителей Губернатора и Городского Головы, а так же региональных министерств, городских управлений и Городской Думы , по этим вопросам никому не интересны!
В.И. Житов 06.09.2024 г.