Копия: В Прокуратуру Калужской области
От Житова В.И.
Уважаемый Владислав Валерьевич!
Заметил такую многолетнюю тенденцию, как только речь идет о защите прав потребителей государственных и иных услуг и снижении затратной и административной нагрузки на население, так Калужская область на последнем месте в РФ , а вот как только речь идет о пилотных проектах по различным поборам и удорожанию жизни так регион впереди планеты всей. Примеров этому можно привести множество в тарифной и нормативной политике ,но остановимся на нескольких, с которыми в последнее время пришлось столкнуться и по которым справедливо возмущаются жители Калужской области. С газовиками в жизни приходится иметь , практически всем жителям региона, в части поверки приборов учета, обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (далее ВДГО) и т.д. И вот казалось бы пустяшный вопрос о поверке газового прибора учета или его замены ( две гайки открутить , продуть прибор учета , две гайки закрутить и опломбировать и обслужить ВДГО ( по факту работы по которым сводятся лишь к обмыливанию двух стыков на шланге)превратилась у нас совершенно в необоснованно затратную процедуру, как по времени так и по финансам для беднеющего населения. Хотя все эти работы можно выполнить одномоментно и за час времени. Все оптимизированные технические и организационные условия текущего момента позволяют это сделать и в других регионах это давно уже реализовано. По обьективным сравнительным трудозатратам вся эта процедура должна стоить не более 1,5 тысяч рублей, а вернее все эти манипуляции должна выполнять газораспределительная организация за счет средств заложенных в надбавку ГРО. Логика состоит в том, что «весы» всегда на рынке принадлежат продавцу и покупатель покупает газ на горелке. В электроэнергии это вопрос наконец-то решили и теперь всю ответственность за приборы учета возложили на электроснабжающую и сетевую организацию. По факту же мной в текущем году, чтобы поверить прибор учета на даче (в 30 км от Калуги) и обслужить ВДГО было затрачено 6536 руб. ( Демонтаж -1058 руб, поверка – 690руб монтаж-1523руб , обслуживание ВДГО без проведения работ-2905 руб. ,опломбировка-360 руб. и две недели личного времени ,транспортных расходов и т.д., для взаимодействия аж с 3 организациями. А если бы прибор не прошел поверку, добавьте сюда минимум 5 тыс.руб . на покупку нового прибора. При этом потребление газа за период 21 год с 2003 года составило 1154 м3 или около 8793 руб. по текущему тарифу 7,24939 руб/м3, (проживание только летом и межсезонье). То есть затраты единоразовые на обслуживание прибора учета и ежегодного обслуживания ВДГО сравнимы с 21-летним потреблением газа. Более того состав этих работ и расценки доверены государством утверждать этой монополии- АО «Газпром газораспределение Калуга», которая с 2023 стало абсолютным монополистом по обслуживанию ВДГО. Более того, используя свои лоббистские возможности, газоснабжающая организация ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», как более сильная сторона по договору , начинает навязывать расширительные трактования законодательства по поводу расчета газа по среднемесячному потреблению в течении 3-х месяцев после окончания поверки прибора учета , более слабой стороне –потребителям, через судебную практику и навязывает расчет сразу по нормативу, с целью неосновательного обогащения.
При проведенном мной поверочном расчете по утвержденным Приказом №89 от 26.06.2015 года Министерством тарифного регулирования Калужской области нормативам газа по направлению потребления- отопление , относительно утвержденного норматива потребления тепловой энергии на 1 м2 отапливаемой площади в год в многоквартирном доме Калужской области -0,18 Гкал, с учетом КПД котлов-0,9 и тепловых потерь в сетях, выясняется, что нормативы на потребление газа через каллорийность завышены более чем в 4 раза. В 1 тыс.м3 газа содержится -8000 ккал или 8 Гкал. В 1 м3 природного газа содержится 0,008 Гкал. 0,18 Гкал/12 месяцев= 0,015 Гкал/1 м2/месяц. 0,015 Гкал/0,008Ггкал=1,875 м3/1 м2/в месяц. Утвержденный норматив потребления газа на отопление 8,2 м3/1 м2/месяц. 8,2/1,875= в 4,37 раза выше утвержденного норматива теплопотребления. Так же в рамках спора с поставщиком газа в мировом суде по вышеуказанному вопросу, выяснилось что судопроизводство в мировых судах в Калужской области, в отличии от множества других регионов, до настоящего времени производиться как в «каменном веке» по бумажному документообороту через Почту России , а не через электронный документооборот через портал ГАС-правосудие. Да и ГАС –правосудие по судам общей юрисдикции более высоких инстанций в Калужской области до настоящего времени работает в усеченном режиме. До сих пор через ГАС –правосудие невозможно своевременно получить заверенные постановления судов и промежуточные материалы по движению дела. Сравните возможности портала «Мой арбитр» в Арбитражном суде и ГАС-правосудие. Это же небо и земля. На мой убежденный взгляд все это делается с умыслом, чтобы лишить граждан на упрощенный доступ к правосудию и скрыть бездействие судов общей юрисдикции по соблюдению процессуальных сроков установленных ГПК РФ. Особенно это возмутительно выглядит на фоне реляций, что Калужский регион является лидером по цифровизации государственных услуг, проведения всероссийского форума «Цифровая эволюция», завершившемся вчера в Калуге и то , что один из бывших руководителей Калужского областного суда является первым заместителем ФГБУ «Информационно-аналитического центра поддержки ГАС «Правосудие». Чтобы оптимизировать все эти вопросы необходимо уполномоченным органам региональной власти и Прокуратуре Калужской области:
1) Проработать с ПАО «Газпром», об ускорении обьединения АО «Газпром газораспределение Калуга» и ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» в одну структуру, на текущий момент они уже функционируют под одним генеральным директором, чтобы исключить межведомственную надуманную искусственно бюрократию . Проработать вопрос с региональным ФБУ ЦСМ о приобретении портативного переносного оборудования о поверке газа( и других ресурсов) и разработке совместного регламента с ресурсоснабжающими организациями об одномоментном проведении и оптимизации этих работ без демонтажа приборов. И самое главное, как и в электроэнергии возложить обязанность по поверке и замене приборов учета газа и обслуживании ВДГО на газораспределительные организации, учтя эти затраты в надбавке ГРО.
2) Предложить Прокуратуре Калужской области, как надзорному органу в сфере исполнения законодательства, разобраться и дать однозначный комментарий на своем официальном сайте по поводу среднемесячного расчета потребления газа , после окончания срока поверки прибора учета в течении 3-месяччного периода, как меры защиты потребителей от монополистов, без возможности расширительного трактования ресурсоснабжающей организации положений п.59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «Правилпредоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и п.30 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 №549. «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». Учитывая, что все разногласия должны трактоваться в пользу слабой стороны в соответствии с пунктом 4 статьи 1, пунктом 2 статьи 10 Гражданского кодекса в целях защиты прав слабой стороны. Мониторинг сайтов Прокуратур других регионов показывает, что Прокуратуры регионов по общественно-значимым вопросам, очень часто дают свои комментарии по защите прав потребителей, которые являются ориентиром для судебных органов, монополистов и потребителей.
3) Проверить технико-экономическую обоснованность всех нормативов и тарифов по прейскурантам по поверке приборов учета, обслуживанию ВДГО и пломбировки , а так же по фактическому выполнению этих работ и последующему контролю, с привлечением независимых экспертов и общественного контроля.
4) Провести совещание региональных властей отвечающих за развитие цифровизации государственных услуг совместно с Прокуратурой Калужской области, судебным департаментом, ФГБУ «Информационно-аналитическим центром поддержки ГАС «Правосудие» и представителями общественности , с вопросом о причинах задержки внедрения полноценной работы портала ГАС-правосудие и подключение к ней мировых судов Калужской области и опубликовать на сайте органов региональной власти дорожную карту о сроках начала полноценной работы портала ГАС-правосудие с целью информирования жителей Калужской области.
В.И. Житов 12.08.2024 г.