Секретарю Общественной Палаты РФ
Михеевой Л Ю
Уважаемая Лидия Юрьевна!
Обращаемся к Вам, как руководителю стоящего на страже интересов граждан и гражданского общества страны, отвечающего, в том числе, за разумное отношение к мнению граждан и использованию бюджетных средств.
В рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2030 года, утверждённой Постановлением Правительства РФ 06.04.2018 года №420, предусмотрена разработка и реализация пилотного проекта по созданию экспериментального учреждения объединенного типа (УОТ) на 3000 мест сметной стоимостью 12,9 млрд рублей, в Калужской области. В рамках совершенствования организационно-структурного построения учреждений уголовно-исполнительной системы, концепцией предусмотрено передислокация учреждений уголовно-исполнительной системы за пределы городов, в районы с доступными коммуникациями и транспортной логистикой.
Например, в Улан-Удэ или Чите таких заведений более пяти, с численностью содержащихся осужденных более трех тысяч. В г. Калуга в черте города располагается СИЗО №1 на 650 мест и колония общего режима ИК-7 на 427 мест с фактическим содержанием подследственных и осужденных 560 и 427 человек, соответственно (86 и 77% заполняемости).
Учитывая, что в составе проектируемого УОТ отсутствуют помещения для размещения колонии общего режима для женщин, в объеме существующей ИК-7 на 427 мест, получается предполагаемый вынос с территории города в УОТ только одного СИЗО №1 на 650 мест, с одновременным перемещением в областной центр МО г. Калуга ВСЕХ КОЛОНИЙ из районов региона, с заполнением до 3000 мест.
Спрашивается, где логика? Для жителей Калуги это благо?!
В нарушение заявленных концепцией целей о выносе ИК за пределы городов в районы с доступными коммуникациями и вопреки ФЗ №67 от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» Правительство Калужской области постановлением №627 от 24.08.2022г., отменило необходимость проведения публичных слушаний, опросов населения или проведения референдума, а городская Дума г. Калуги своим решением №221 от 28.09.2022г. изымает 43 г. Пригородных земель лесфонда и 47га. сельхоз угодий и формируют в ГРАНИЦАХ МО г. Калуги земельный участок площадью 100 га. под строительство учреждения объединенного типа (УОТ) ФСИН, в окружении более 3-х тысяч земельных участков, ранее выделенных для улучшения жилищных условий многодетным семьям, когда о строительстве тюремного комплекса не было и речи. Что вызвало протестные настроения местных жителей со сбором около 1500 подписей против этой стройки.
Необходимо отметить, что участок строительства УОТ в районе д. Жерело, РАСПОЛОЖЕН в ГРАНИЦАХ ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА МО г. КАЛУГА !!!, вблизи туристического комплекса парк-отель Атис.
В обоснованиях необходимости строительства УОТ, УКСНЭР ФСИН от 02.05.2024г. и от 08.07.2024г. сообщает, что «на балансе подведомственных учреждений УФСИН по Калужской обл. числятся здания и сооружения, которые построены в XVIII веке и в середине XX века без соблюдения строительных, санитарных и пожарных правил и норм, а так же имеющих значительный износ. Реконструкция указанных зданий невозможна и экономически не эффективна. В адрес ФСИН поступают многочисленные предписания органов прокуратуры и решения судебных органов о необходимости приведения условий содержания осужденных и подозреваемых в соответствии с действующим законодательством».
Приведенные обоснования противоречат фактическому состоянию зданий и сооружений СИЗО и колоний. Так СИЗО №1 создавался на базе острога постройки XVIII века, но в настоящее время это комплекс из 6 кирпичных капитальных корпусов и подсобных построек с полной реконструкцией конца 70-х годов, в 2011 году введен новый корпус на 100 мест. Все здания соответствуют строительным, санитарным и пожарным нормам. Предписания органов прокуратуры и решения судов, по заявлению представителя Уполномоченного по правам человека в Калужской области, касаются отдельных вопросов к условиям содержания осужденных и подозреваемых, не связанных с состоянием построек. По данным УФСИН РФ, на начало 2023 г. условия содержания в 10 субъектах в следственных изоляторах не соответствовали нормам по санитарной площади на 1 человека. Изоляторы Калужского ФСИН в этом списке отсутствуют.
ИК-4, колония строгого режима, основана на базе Медынского острога 70-х годов XVIII века. В настоящее время это 2-х этажное кирпичное здание Т-образной формы, в 1970г. построен железобетонный корпус площадью 1000 м2. с жестяным производством и оцинковкой, общежитие на 320 мест. В 1988г. награждено переходящим Красным знаменем. Неоднократно посещали иностранные гости из Чехии, Италии, Германии. Здания соответствуют строительным, санитарным и пожарным нормам.
ИК-5, общего режима, основана в 1979г. Главный поставщик рабочей силы на стройках г. Сухиничи. Построены собственные производственные корпуса, филиал Сухинической фабрики пластмассовых изделий, цеха радио-лампового завода, фабрики пианино.
КП-2, Товарково, колония - поселение общего режима с января 2010г. Все заведения отремонтированы или вновь построены.
ИК-3, Товарково, колония строгого режима. Обе колонии активно использовались при обустройстве посёлка. Здания и сооружения соответствуют строительным, санитарным и пожарным нормам.
ИК-7, г. Калуга, колония общего режима для осужденных женщин, с 06.06.2011г. Выполнен капитальный ремонт. Здания и сооружения соответствуют строительным, санитарным и пожарным нормам.
О соответствии строительным, пожарным и санитарным нормам зданий и сооружений СИЗО и колоний также было заявлено первым заместителем и начальником УФСИН по Калужской области на личном приёме в мае 2024 года. Наполняемость исправительных учреждений, по данным ФСИН, на 01.06.2024 г. составляла от 43% до 104%
Кроме того, все ИК имеют свои производства с налаженными связями поставки материалов и сбытом продукции, рабочими местами на смежных предприятиях, чего нет в районе выделенного под строительство УОТ участка.
Заявление ФСИН, что «строительство УОТ позволит улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей за счет применения при проектировании и строительстве учреждения современных стандартов и технологий, приблизить места отбывания наказания осужденных к месту их жительства для сохранения социально-полезных связей с родственниками», так же не соответствует действительности, так как санитарные нормы содержания на одного подследственного и осужденного, по данным проектной документации, приняты по минимальным нормам и соответствуют санитарным нормам содержания в существующих СИЗО и колониях.
Место отбывания наказания на единственной территории проектируемого УОТ, удаляет осужденных от места их жительства, по сравнению с существующим расположением колоний на территории региона, что затрудняет социально-полезные связи с родственниками.
Также не обосновано заявление ФСИН, что» строительство УОТ имеет важное градообразующее значение для близлежащих населенных пунктов — это потенциал динамичного развития инфраструктуры указанных населенных пунктов, возможность обеспечения централизованными инженерными сетями и дорожным сообщением». По факту, проектно-сметной документацией по строительству УОТ, не предусмотрено резервных мощностей магистральных инженерных коммуникаций, с учетом потребностей близлежащих населенных пунктов, как и резервных средств для их обустройства инженерными сетями и дорогами.
По Калужским меркам 12,9 млрд рублей — это два годовых бюджета г. Калуга. В условиях СВО, когда населением постоянно собираются гуманитарные грузы идет сбор средств на лечения и лекарства тяжело больных детей, при наличии в регионе около 2-х тысяч бесквартирных детей-сирот, отсутствие подъездных дорог и инфраструктуры на земельных участках, более 3-х тысяч, выделенных для улучшения жилищных условий многодетным семьям ,расходы на строительство ненужного, дорогостоящего объекта УОТ в Калужской области не только не целесообразно, но и преступно.
Возникают вопросы, кто является автором несоответствующего концепции, и по факту, ненужного для Калужской обл. дорогостоящего объекта?
Почему финансирование объекта спланированно по оборон-заказу?
Не является ли данный объект одной из коррупционных схем вывода бюджетных средств через оборонное ведомство?
Считаем, данное строительство УОТ на территории г. Калуги нецелесообразным, возможно предполагающим, в своей основе, коррупционные признаки.
Достаточно ограничиться выводом за пределы города СИЗО №1, что на порядок дешевле планируемого строительства УОТ.
Самое ненормальное в этом, это то, что вообще мнение жителей города Калуги никто не спрашивал и скрывали до момента начала проектирования. Депутаты всех уровней, включая Председателя Комитета Государственной Думы
по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Тимофеевой О В отказались давать пояснения и отсылали наше обращение депутату по округу, где планируется строительство Ольге Коробовой.
Просим оказать содействие в проведении публичных слушаний Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2030 года, утверждённой Постановлением Правительства РФ 06.04.2018 года №420 в Общественной Палате РФ и доведении данной информации до Президента РФ Путина В.В., так как наши обращения в его адрес направляются в Администрацию Губернатора Калужской обл. и ФСИН. Создается впечатление, что кто-то, очень влиятельный, упорно продвигает, в обход протестному настроению жителей г. Калуги, проект строительства УОТ в Калужской области.