Ваше обращение, поступившее на имя Президента Российской Федерации 25.03.2024 г. в форме электронного документа и зарегистрированное 25.03.2024 г. за № 374962, рассмотрено.
В целях рассмотрения Вашего обращения были запрошены необходимые документы и материалы.
На основании полученной информации сообщаем следующее:
«…в настоящее время в регионе ликвидирован ряд учреждений уголовноисполнительной системы. Средняя фактическая наполняемость существующих колоний-поселений, исправительных учреждений, следственных изоляторов составляет 80%.
…разработана Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации 29.04.2021 № 1138-р, в соответствии с которой (далее – Концепция) предусмотрено разработать и реализовать пилотный проект по созданию учреждения объединенного типа (далее – УОТ) в Калужской области.
Одним из направлений развития, определенных Концепцией, является совершенствование организационно-структурного построения учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее – УИС) в соответствии с Генеральной схемой размещения учреждений уголовноисполнительной системы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 13.12.2023 № 3591-р, в том числе строительство учреждений УИС преимущественно на базе УОТ, в которых будут сосредоточены в едином центре исправительные учреждения с изолированными участками исправительных колоний с различными видами режимов, а также помещениями, функционирующими в режиме следственных изоляторов.
Кроме того, строительство данных учреждений позволит улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей за счет применения при проектировании и строительстве УОТ современных стандартов и технологий, приблизить места отбывания наказания осужденных, которым назначено наказание в виде лишения свободы, к месту их жительства до осуждения для сохранения социально полезных связей с родственниками; обеспечить содержание под стражей и отбывания наказания в учреждениях различного вида режима в пределах одного УОТ и сокращение транзитных перевозок осужденных к месту отбывания наказания; создать условия для работы судов, следователей, органов прокуратуры, адвокатов, общественных организаций в УОТ, что минимизирует переводы лиц, содержащихся под стражей в изоляторы временного содержания и сократит затраты на их конвоирование.
В рамках совершенствования организационно-структурного построения учреждений уголовно-исполнительной системы Концепцией предусмотрена передислокация учреждений уголовно-исполнительной системы за пределы городов в районы с доступными коммуникациями и транспортной логистикой.
С целью достижения указанных мероприятий Концепции, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2022 № 696 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 № 420» включена в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 – 2030 годы)» реализация объекта «Строительство учреждения объединенного типа на 3000 мест в Калужской области (1,2-й этапы)» (далее – Объект, Учреждение).
Преимуществом строительства Учреждения является его многопрофильность, объединяющая в единое целое объекты для реализации исполнения законодательно установленных видов наказаний, судебных и следственных мероприятий, а также ключевые объекты обслуживающего и вспомогательного назначения для обеспечения жизнедеятельности Учреждения, реализации социальных и иных потребностей спецконтингента.
С целью размещения Учреждения Администрацией Калужской области предложены земельные участки в Калужской области, г. Калуга, д. Жерело, а также Калужская область, Бабынинский район, МО «Село Муромцево».
С учетом архитектурной формы Учреждения и его схемы генерального плана, размещение Объекта запланировано на земельных участках в Калужской области, г. Калуга, д. Жерело.
При проектировании Объекта будут приняты следующие инновационные решения:
- гуманизация условий отбывания наказаний: создание более комфортных бытовых условий отбывания наказаний, в том числе для категорий спецконтингента, размещаемых в камерных помещениях, за счет расширения перечня камерного оборудования и обеспечения возможности выполнения ранее недоступных процедур;
- социализация условий отбывания наказаний (обеспечение социальной мобильности):
для спецконтингента УОТ предусматривается возможность изменения своего социального статуса не зависимо от вида назначенного наказания (получение необходимого уровня образования в период отбывания наказания, а также получение необходимой профессии, возможности последующего трудоустройства по окончании срока отбывания наказания и получения стабильного высокого заработка);
- организация клиентоцентричного подхода к созданию благоприятных условий содержания спецконтингента:
планируется предусмотреть систему электронного взаимодействия с родственниками подозреваемых, обвиняемых или осужденных, адвокатами, общественными организациями, судами, органами прокуратуры Российской
Федерации;
- обеспечение безопасности:
устройство мультимодальной системы биометрической идентификации личности для исключения подмены прохода сотрудников, подозреваемых, обвиняемых и осужденных в неразрешенные зоны; формирование подсистемы охранного телевидения со специальными функциями распознавания физических лиц совместно со СКУД и распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств, а также с функциями видеоаналитики для выявления фактов неадекватного поведения подозреваемых, обвиняемых и осужденных и обнаружения фактов пересечения
(прохода, проезда) объектом наблюдения запрещённой зоны; оснащение установками персонального досмотра человека посредством рентгеновского излучения, в значительной степени снижающих риск
проникновения на территорию УОТ запрещенных предметов; - формирование организационной схемы учреждения: компоновка на единой территории объектов различного назначения с одновременным обеспечением возможности реализации широчайшего спектра функций при минимальном перемещении участников процессов, персонала и непосредственно спецконтингента, а также формирование благоприятных условий среды жизнедеятельности в границах выделенного для размещения комплекса УОТ земельного участка с безусловным соблюдением принципов безопасности, компактности и экологичности.
При строительстве УОТ в Калужской области с лимитом наполнения 3000 мест планируется создать изолированные участки для содержания осужденных с различными типами режима и помещением, функционирующем в режиме следственного изолятора, в том числе:
строгого режима для впервые осужденных с лимитом наполнения на 650
мест (по состоянию на 01.03.2024 содержалось 494 жителя Калужской области); строгого режима для осужденных, ранее отбывавших лишение свободы на 650 мест (по состоянию на 01.03.2024 содержался 581 житель Калужской области); общего режима для впервые осужденных с лимитом наполнения на 250 мест
(по состоянию на 01.03.2024 содержалось 205 жителей Калужской области); общего режима для осужденных, ранее отбывавших лишение свободы на 250
мест (по состоянию на 01.03.2024 содержалось 58 жителей Калужской области); участок колонии-поселения для осужденных за преступления, перечисленные в пунктах «а», «б» статьи 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на 100 мест (по состоянию на 01.03.2024 содержалось 76 жителей Калужской области); участок колонии-поселения для осужденных за преступления, перечисленные в пунктах «в», «г» статьи 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на 100 мест (по состоянию на 01.03.2024 содержалось 28 жителей Калужской области); помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора, на 1000 мест (по состоянию на 01.03.2024 в следственных изоляторах Калужской области содержалось 907 человек).
Вопрос ликвидации учреждений УФСИН России по Калужской области будет рассмотрен после реализации мероприятий по строительству УОТ в Калужской области.
УОТ является уникальным комплексным объектом и ранее на территории России типовых аналогов такого учреждения не существовало, отечественные разработки в области проектирования и строительства УОТ отсутствуют.
Необходимо отметить, что существующие учреждения уголовноисполнительной системы Российской Федерации в большинстве своем построены в период 50-х – 80-х гг, при том, что некоторые объекты учреждений возведены еще в начале прошлого века. В тот период строительной отраслью практически не уделялось внимания вопросам экономии энергетических ресурсов при строительстве объектов различного назначения. В условиях настоящего времени одной из основных задач, поставленной перед проектировщиками комплекса УОТ, является необходимость обеспечения энергоэффективности объектов инфраструктуры и сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности комплекса УОТ в процессе его перспективной эксплуатации.
Помимо применения инновационных приборов учета потребления ТЭР одним из путей решения данной задачи и обеспечения энергоэффективности объекта является применение для возведения зданий комплекса УОТ конструктивных материалов с прогрессивными эксплуатационными показателями – в частности, современных систем утепления с использованием материалов с низким коэффициентом теплопроводности.
В свою очередь, основным и существенным преимуществом строительства УОТ, как многопрофильного учреждения является значительная экономия финансовых средств бюджета Российской Федерации в сравнении с затратами на возведение разрозненных учреждений соответствующих видов с аналогичными лимитами наполнения.
Кроме того, строительство Объекта имеет важное градообразующее значение для близлежащих населенных пунктов – это возможность динамичного развития инфраструктуры населенных пунктов, возможность трудоустройства в учреждении местных жителей.».
Заместитель начальника Управления А.Гулий