(Статья построена в основном из высказываний нескольких авторов (взяты в «») созвучных с мнением автора, работы которых размещены в интернете.)
«Общество является важнейшим способом бытия человека в мире, способствует тому, что из биологического вида «Homo sapiens» постепенно «вырабатывается» человек в подлинном смысле этого слова. Человека отличает от животного, прежде всего, нравственность, а она формируется только в общении с другими людьми».
«Деятельность - направляемое мотивированной целью взаимодействие человека с природой и обществом». - Толковый переводоведческий словарь.
«Жизнедеятельность — способ существования или повседневная деятельность человека.» - МЧС России.
Короче: жизнедеятельность человека это его постоянное взаимодействие с обществом.
О́бщество, как объект, как система различных форм совместной жизнедеятельности индивидов, нуждается в регулировании, в развитии, а значит в управлении. Поэтому состояние и судьба общества, несомненно, зависят от качества управления.
Основным субъектом управления обществом является государство, как объединение учреждений, организаций, регулирующих совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов.
Здесь следует упомянуть о том, что «власть от управления, в чистом виде, отличается только наличием страха (принуждения)».
«Когда управляемая система почему-то начинает вести себя непредвиденным образом, то управление должно, прежде всего, удержать систему в пределах безопасной для нее области параметров.
Причиной перерождения и деградаций любой системы госуправления может являться бесконтрольность (отсутствие обратных связей). И здесь уже ни о какой устойчивости говорить не приходится.
И будь в такой системе изначально государство идеально, а руководители – святыми, они обречены. Руководители неизбежно превратятся в бездеятельных и своекорыстных чинуш, использующих власть в своих интересах. А дальше работа в такой системе управления будет привлекать уже вовсе не святых. Недаром, еще на заре советской власти В. Ленин отмечал, что в правящую партию стремятся проходимцы.
А.К. Толстой в своей «Балладе с тенденцией», «пролистывая» историю со времен Киевской Руси, каждый ее этап, резюмировал: «Земля у нас обильна, порядка в ней лишь нет». Так что несостоятельность управления определяла развитие нашего государства издавна.» отмечает В. Мишин в своей работе «Механизм ответственной власти» (далее – ВМ).
«Всякий труд почетен, а труд по управлению – особенно.» - пишет далее ВМ. «Государство без хорошего управления – немыслимо (когда-то Наполеон говорил, что «стадо ослов, ведомых львом, сильнее стада львов, во главе которых осел»).
В США общее количество выпускников факультетов, которые готовят управленцев в несколько раз больше, чем выпускников – инженеров. А у нас, их раньше почти не было, да и теперь еще очень мало. Такова была политика.
Управление же невозможно без соответствующего аппарата.
Для общего обозначения работников аппарата существует термин «бюрократия».
В обыденном понимании за термином «бюрократия» закрепился негативный смысл – он обозначает чиновников-волокитчиков.
Макс Вебер рассматривал бюрократию как один из определяющих, органических слоев общества, обязательный и необходимый. Отвлекшись от нарушений и злоупотреблений, он проанализировал ее функции и представил деловой портрет бюрократа, своеобразный рабочий эталон. По Максу Веберу бюрократ – это профессионал сферы управления, занимающий в ее строго упорядоченной системе четко определенное место и четко выполняющий свои обязанности. Это человек дисциплинированный, исполнительный, не позволяющий своим личным интересам влиять на работу.
Любую систему государственного управления, существующую вне внешнего контроля и воздействий, следует назвать самовластием.
Соответствующим понятию самовластие и созвучным термину бюрократия, часто используемого для обозначения людей власти, является термин «эгократия».
Эгократия». Этот термин позволяет ясно увидеть существенные признаки своего значения – своекорыстие и безответственность.» - В.М.
«Не важно как называется строй – капитализм или социализм, не важно какова структура власти; в конечном счете, все определяется степенью ее ответственности за результаты деятельности». - Терещенко В.И.
«Изменять систему можно лишь согласуясь с интересами самой этой системы. Тогда реальной остается только ограничивать бесконтрольность и безответственность аппарата управления.
Необходимо перейти от контроля текущей деятельности аппарата власти к контролю по конечным результатам. Более того, в коррумпированном обществе такая система контроля является единственно приемлемой.» - В.М.
Далее В.М. приходит к выводу, с которым невозможно не согласиться: - «Непосредственное участие народа в управлении необходимо. Только это позволит избежать засилья эгократии, размежевания общества, противостояния внутри него.»
А возможно ли вообще добиться более активного участия народа в управлении обществом. И если - да, то, каким образом? Попытаемся в этом разобраться.
Согласно Конституции Российской Федерации государство, как основной субъект управления обществом, делегирует ряд своих функций (распорядительно-организационных, регулятивных, нормотворческих и других) субъектам, созданным на федеральных территориях. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается федеральным законом.
Управления обществом на муниципальном уровне осуществляется согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации:
«1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.»
К сведению: – «вопросы местного значения это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования..» - ст.2. ФЗ № 131.
Из вышеприведенного следует, что:
Граждане через выборные органы власти обеспечивают (т.е. управляют) решение вопросов своей жизнедеятельности!
Некоторые сведения для читателей- калужан:
В структуру органов местного самоуправления в Калуге входят:
- представительный орган муниципального образования (Дума),
- Глава муниципального образования (городского самоуправления),
- местная администрация (Городской голова, возглавляющий городскую Управу - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),
- контрольный орган муниципального образования (Контрольно-счётная палата г. Калуги).
Как утверждает В.М.: - «В основе механизма ответственной власти – три ключевых элемента. Первый – это программа развития страны (региона, города), второй – руководитель правительства, принявший на себя ответственность за ее выполнение, третий – это народ. Непосредственно перед народом выставляют свои варианты программы преобразования их разработчики – кандидаты в будущие правители. Народ выбирает одну из них, соглашаясь тем самым вложить свои силы в ее осуществление, а при неудаче собственным благополучием заплатить за ошибочный выбор.
Такая схема должна применяться последовательно сверху вниз для государства в целом, для его региональных и местных структур власти.
Наполеон говорил, что автор победы в сражении не тот, кто предложил его план, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и сумел воплотить в жизнь.
Речь идет о прямых выборах не людей, а программ и они должны быть представлены так, что об ожидаемых результатах их выполнения народ мог судить сам.
Сами программы должны представлять, в конечном счете, сводку тех результатов, которые должны быть достигнуты к точно установленному сроку ее выполнения, изложенные на языке жизненных интересов избирателей.
Таким образом,» - продолжает В.М.- «программа деятельности правителя должна содержать:
1) набор целей, достижение которых удовлетворяло бы желания различных социальных групп. Описание целей должно быть понятным для адресатов, и допускать однозначную оценку их достижения;
2) наказание, предлагаемое для себя правителем за невыполнение программы.»
«Переход от выбора людей к выбору программ – принципиальное изменение и в самой системе демократии.
Потребуются, конечно, определенные усилия и время для того, чтобы приучить избирателей к своей новой роли в структуре власти и своей ответственности за выбираемое будущее. Необходимо приучать людей к пониманию механизма власти, к сотрудничеству с ней через участие в управлении. Необходим период ликбеза для изменения массового сознания и морали.» - МР.
Абсолютно правильное понимание проблем в вопросе управления обществом и видение механизма его совершенствования.
Сразу предложение - в вопросах всеобщего просвещения значимую роль могли бы сыграть территориальные общины. Но, об этом чуть позже.
Следует добавить ещё одно замечание В.М.: - программа деятельности правителя является условиями договора между правителями и народом в настоящем и будущем.
К выполнению договора – их принуждает не только долг перед народом, но и угроза возможной расплаты в случае провала. Однако предлагаемый механизм власти не станет работать, если расплата за невыполнение программы не будет неизбежной.
Цель – обеспечить честность вождей по отношению к народу и гарантию выполнения договора. Поэтому ответственность руководителей за невыполнение своих программ должна быть суровой и наступать неотвратимо как рок.
Ключ к победе над эгократией – ответственность и неизбежность наказания по результатам деятельности за невыполнение взятых в программе (договоре) обязательств.
Отбор, естественно, должны проводить те, кто знает кандидатов хорошо и может оценить квалифицировано и непредвзято. »
Остаётся добавить, что через референдумы, как «высшее непосредственное выражение» своей власти, её осуществление народу представляется не часто. Отсюда реальным и единственным способом осуществлять свою власть остаётся делегирование избирателями своих прав своим депутатам.
Продолжим о роли территориальных общин. При полноценной деятельности, они имеют возможность достаточно неплохо узнать людей, претендующих стать депутатами и непредвзято оценить их нравственные, общечеловеческие и деловые качества, их управленческие способности.
Это и есть реальная возможность участия населения в управлении обществом.
По-прежнему, наиболее слабым остаётся процесс осуществление последующего контроля исполнения депутатами их предвыборных программ (обещаний).
Причины достаточно просты – это невысокий уровень образованности и просвещенности населения, в том числе и его представителей в общине, и низкую ответственность и мотивацию избирателей при принятии решения о доверии кандидату.
Нужно хорошо задуматься и понять, что Право каждого избирателя это его огромная ценность и сила. Поэтому каждый человек должен позаботится о том, чтобы эта ценность и в дальнейшем не утратила своего значения. А это значит, что избиратель просто обязан хорошо знать того, кому он доверяет и передаёт своё право.
Как гласит мудрая пословица: - «Что посеешь, то и пожнёшь.»
Пожалуй, к наиболее важные критериям, по которым следует оценивать кандидатов в депутаты, следует отнести следующие:
1. общечеловеческие или морально-нравственные, в том числе патриотизм, бескорыстие, забота о ближнем и сострадание, превосходство общественных интересов над личными;
2. профессиональные качества:
- способность организовать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать своё время, сосредоточится на главном;
- творчество и инициатива при решении поставленных задач,
дисциплинированность и исполнительность;
- знание действующего законодательства по вопросам управления на различных уровнях власти, а также широкий кругозор по вопросам жизнедеятельности населения;
- умение работать с документами (нормативно-правовыми, обращениями и жалобами и т.д.).
«Учет мнения каждого гражданина – это лучший и потенциально наиболее эффективный способ подавления нежелательных явлений в обществе.
Основное и естественное требование, которое должно соблюдаться при общении, в частности, и управителей с управляемыми – говорить на понятном собеседнику языке.
Значит, ключ к победе над эгократией – ответственность и неизбежность наказания по результатам деятельности за невыполнение взятых обязательств.» - В.М.
Какими из вышеупомянутых качеств обладает тот или иной человек можно узнать при его непосредственном участии в работе территориальных общин. Поэтому территориальные общины могут и должны стать тем источником истинных представителей народа во власти, которые своими действиями доказал окружающему его обществу, что он «не жалея живота своего» будет служить народу и защищать его интересы.
Поскольку, порой бывает сложно в лице одного человека совместить все положительные черты, необходимые депутаты, то на голосование может быть представлено несколько кандидатур. И одним из показателей демократичности выступает такой показатель доверия народа и его согласия на передачу властных полномочий, как доля поддержавших кандидатуру, превышающая более половины от общего количества имеющих право голоса.
К сожалению, действующая система выборов признаёт кандидата, избранным в том случае, когда кандидат получил большинство голосов от количества лиц, принявших участие в голосовании.
В таком случае прошедший во власть депутат может представлять всего лишь небольшую часть всего населения. Отсюда появляется недоверие населения к системе управления, к власти. В этом случае может быть более демократичной система выбора не одного претендента, а нескольких. В принципе от двух и выше. Это бальная или альтернативная система. Из всего списка кандидатов, представленных в бюллетени для голосования, избиратель может отдать предпочтение одному, или нескольким достойным, по его мнению представителям.
Еще более точной с точки зрения приоритета, может быть принят вариант с ранжированием кандидатов. То есть избиратель сам расставляет кандидатов на пьедестал приоритетов, по убыванию доверия: первый, второй, третий и т.д.
Обе эти системы подсчёта, безусловно, более сложные и трудоёмкие, нежели действующая система выборов.
Но, их главным преимуществом является то, что депутатом избирается тот человек, который по всему комплексу своих человеческих качеств более других получил поддержку и доверие, и как правило от большего числа избирателей, нежели в действующей системе.
А разве получение доверие наибольшего числа граждан, не это ли главное?
Остаётся в качестве итога повторить основные постулаты этой статьи:
1. О́бщество нуждается в управлении;
2. Субъектом управления обществом является органы власти: государственные, субъектов федерации, муниципальные;
3. Жесткая ответственность руководителей органов власти за конечные результаты деятельности, соответствующие принятой программе развития (страны, региона, муниципалитета), изложенной на языке жизненных интересов избирателей;
4. Неизбежность сурового и неизбежного наказания за невыполнение взятых в программе обязательств.
5. Необходимость непосредственного участия народа в управлении обществом через выборные и другие органы;
6. Необходимость осуществления народом внешнего контроля (обратных связей) в Системе управления, с целью предупреждения развития в органах власти своекорыстия и безответственности её чиновников;
7. Делегирование своих прав депутату, доказавшего свою способность и состоятельность, как единственный способ осуществления власти народом;
8. Необходимость активнейшего участия депутатов в организации работы территориальных общин по просвещению населения и содействия в решении вопросов жизнедеятельности.
9. Необходимость совершенствования системы выборов представителей в органы власти.
«Прошло не так уж много времени с тех пор, как пресловутый Фридман провозглашал необходимость полной свободы рынка и недопустимость вмешательства государства в экономику. И вот теперь из-за рубежа (естественно, в переводе с английского) доносится совсем иное.
Э. Геллнер, провозглашает, что чисто рыночная экономика, если ее освободить от политического контроля, может «разрушить буквально все – окружающую среду, культурное наследие, человеческие взаимоотношения». Значит, научили мы их уму-разуму.» - В.М.
Материал обработал и объединил Щербань В.Д., Калуга, 05.02.24г