Прежде чем говорить о казаках, мне хотелось бы сказать несколько слов об историках и ученых.
И тех и других можно условно разделить на тех, кто ищет истину и на «переписывателей» и толкователей. Пояснить хочу одним примером.
В недалеком прошлом была в ходу теория, что первобытный человек появился в Европе. И соответственно европейцы, как самые передовые и развитые люди, несли просвещение всем остальным аборигенам. Результат этой теории - колонизация населения Азии, Африки, Америки. Геноцид населения и грабеж природных богатств.
Затем придумали, что первый человек появился в Африке. И возникла теория мульти культуризма со всеми вытекающими последствиями, которые мы сейчас наблюдаем.
Правда, тут возникли «денисовцы» в Сибири и сообщения о далеких предках в Азии.
Понятное дело наука развивается, появляются новые теории. Вот только насаждаются они способами далекими от свободы слова и демократии. В 1966 году доктор Вирджиния Стин-МакИнтайр проводила датировку несколькими общепринятыми методами, переданные ей артефакты. Результат получился неожиданный. Их возраст оказался больше, чем принято в научном мире. Поскольку она настаивала на правильности своих результатов, то ее осмеяли и лишили возможности продолжать научную деятельность.
Для непосвященного человека не очень понятно: почему такое суровое наказание. Если проводить общепринятыми методами датировку предков человека, и при этом быть объективным, то получается, что человек появился раньше обезьяны, а это в корне разбивает теорию эволюции.
Теперь об историках. Считать «свидомого» и «майданутого» Грушевского историком, себя не уважать. Бегал и белым, и красным, и подгонял свои писания под политику.
С В. Н. Татищевым все несколько сложнее. Современные историки его не очень жалуют. Кратко и упрощенно изложу суть проблемы. В.Н. Татищев ведет начало истории от праотца Ноя, а не от обезьяны. А это атеистам совсем не по нутру. Сыновья Ноя поделили землю. Иафету досталась Европа, Симу – Азия, Хаму – Африка. Все было хорошо пока не произошло смешение языков в результате строительства Вавилонской башни.
Потомки Иафета потеряли контакт между собой. При этом В.Н. Татищев обращает внимание, стали называться сообщества, живущие в Европе по месту обитания, по тому, как их называли соседи и по самоназванию. При этом сообщества перемещались по территории Европы и перемещения эти были далеко не мирными. Есть предположение, что жители Азии, Африки называли нынешних славян Гог и Магог. Эти наши предки дошли до Египта. Основали там свой форпост. Но возвращаясь назад были предательски рассеяны местными жителями Азии. Проще говоря, их напоили пьяными со всеми вытекающими последствиями. Те, кто остался обосновались в Галилее. Отсюда и пошел Царь Давид, белокурый и пригожий лицом. Ну а он, согласно Библии, был родственником Иисуса Христа. Выводы каждый сделает сам.
Это я к контактам славян со своими соседями. Можно долго спорить: кто как назывался, и кто где жил и на какую территорию претендует. А по В.Н. Татищеву так вообще выходит, что все мы от одного корня.
Но почему-то все рассматривают и перетолковывают иностранцев. Их теории были написаны в те времена, когда Европа несла «свет просвещения» другим народам, правда, почему-то «просвещенные» оказывались колонией европейцев.
А почему не рассматривают Д.И. Иловайского? Он вообще считает, что Русь начала развиваться из приазовья. А утверждение, что варягов призвали на Русь - это пустой вымысел. Не стоит забывать и про Тмутараканское княжество.
Кроме того, есть еще Мавро Орбини. Господа, ратующие за признание себя нацией, почитайте хоть немного серьезных историков.
Теперь о рязанских казаках.
Митрополит Феогност в 1334 году в своей грамоте пишет: "Благословение Феогноста Митрополита всея Руси к детям моим, к баскакам и к сотникам, и к игуменом, и к попам, и ко всем христианом Червленаго Яру, и ко всем городом, по Великую Ворону". В 1360 году Митрополит Алексий адресуется туда же и к тем же: "Благословение Алексея Митрополита всея Руси, ко всем христианам, обретающимся в пределе Червленого Яру и по караулом возле Хопор до Дону, попом и диаконом, и к баскаком, и к сотником, и к бояре". Баскаки и сотники были именно у казаков.
А первое упоминание о казаках в летописях начинается в 1444 году. И были это рязанские казаки и передвигались они на лыжах.
Далее, русский устав станичной сторожевой службы был составлен боярином
М. И. Воротынским в
1571г. По нему сторожевую службу несли станичные (сторожевые) казаки или станичники, городовые же (полковые) казаки защищали города.
При Николае I из мусульман Кавказа и Крыма сформировали Кавказско-Горский и Крымско-Татарский эскадроны по образцу лейб-гвардейских казачьих частей. Они стали полноправной составляющей Собственного Его Императорского Величества Конвоя
В это же время по российскому образцу было создано Персидское казачье войско. Его численность в 1920 году превышала 8 тыс. человек, в том числе в него входили 122 российских офицера, преимущественно осетины. Они прекрасно владели персидским языком, родственным их родному осетинскому. Интересно, что в персидских казаках начинал службу офицер Реза-хан, который впоследствии стал предпоследним иранским шахом под именем Реза Пехлеви.
В последние дни царствования Николая I был подготовлен специальный документ «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия», законодательно регулировавший религиозный быт казаков-мусульман. Согласно данным «Правила», на февраль 1855 года в штате Донского, Черноморского, Кавказского, Уральского, Оренбургского, Сибирского казачьих войск и Тобольского конного казачьего полка состояли 18 599 мусульман. Следует признать, что властям было непросто контролировать уклад жизни воинов-мусульман.
А куда вы денете этих казаков. Тем более что сами мусульмане не забывают традиций казачества.
Казаки-мусульмане и сегодня довольно распространенное явление. Так, в Пермской области в 2004-2005 годах была сформирована первая в России мусульманская казачья сотня. Муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин тогда подписал соглашение с Прикамским отдельным казачьим округом.
«Мы хотим показать пример того, как можно служить Отечеству, не нарушая духовных традиций своих предков», - заявил муфтий. Ничто не может помешать казакам-мусульманам совершать намазы и готовить халяльную еду, а в период Рамадана держать пост. Они, как и прочие казаки, регулярно организовывают летние подростковые лагеря и ведут воспитательно-патриотическую работу с подрастающим поколением, помогают правоохранительным органам обеспечивать порядок, в частности, борются с распространением наркомании.
В декабре 2005 года Оренбургское городское казачье общество в канун своей 14-й годовщины пополнилось еще одной организацией – хуторским казачьим обществом «Яицкое», главой которого был избран Наиль Якупов. Особенностью «Яицкого» является то, что его состав включает равное количество казаков-христиан и мусульман.
В наши дни тенденция к возрождению мусульманского казачества наблюдается также на Северном Кавказе.
Теперь очень кратко о царских казачьих войсках. Азовское казачье войско. Ставропольское калмыцкое войско. Крымское татарское войско. Греческое (Албанское) войско. Временные казачьи части. Казачьи части внутреннего ополчения. Китайский туземный отряд. Эти все части в царской России относились к казакам.
Теперь о нелюбви казаков и царской власти.
Император Николай I - шеф Л.-гв казачьего полка.
Император Александр II - шеф Л.-гв кавказских эскадронов собственного его императорского величества конвоя. Будучи наследником, состоял атаманом всех казачьих войск.
Император Александр III - шеф Л.-гв кавказских эскадронов собственного его императорского величества конвоя. Будучи наследником, состоял атаманом всех казачьих войск.
Можно и дальше продолжать, опускаю в каких казачьих частях представители власти и аристократии еще числились.
Теперь нужно сказать несколько слов об антропологии. Рекомендую почитать сборник статей под редакцией В.Б. Авдеева «Русская расовая теория до 1917 года».
Ну и конечно, генетика.
Исследование
показало, что генетически донские казаки сходны с населением Южных областей России и Восточной Украины. В целом казачий генофонд неотличим от восточных славян. Наибольшая доля точных совпадений с гаплотипами казаков в 8% обнаружена в южнорусской популяции (От Тулы и Калуги до Орла и Белгорода). 6% генетического сходства прослеживается с населением Центральной России. Самые большие потоки переселения на Дон шли с территории современных Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской областей. Но если учесть, что население этих регионов и само в основном переселенческое, так как «Дикое Поле» начало осваиваться русскими с конца 16 - начала 17 веков, то логично предполагать, что роль Великороссии в формировании казачьего этнотипа устойчиво велика.
Полученный результат подтверждает гипотезу миграции предков казаков из Центральной и Восточной России на Дон. Народы Кавказа и Дикого поля повлияли на культурное и социальное развитие казачьего общества, однако генетически донцы и русские неотличимы.
Несколько слов о лингвистике.
Рязанское и мещёрское казачество, имело свой говор, не свойственный говору жителей ни одной из губерний. Нынешние донские казачьи говоры – это живая народная речь казаков, живущих на территории двух соседних областей – Ростовской и Волгоградской.
Так, нынешние казаки употребляют слова, зафиксированные в рязанских источниках XVII-XIX веков, но не сохранившиеся в современном рязанском диалекте.
Исследователь быта и языка донских казаков А. В. Миртов заметил, что быт и язык донских казаков, особенно верховых, испытали сильное влияние рязанцев – выходцев из мещёрских мест. Он считает, что «орязанились» в первую очередь все виды и названия одежды, пищи, утвари, т. е. бытовой язык. Рязанские и мещёрские казаки, в нравах и обычаях во многом походили на великороссов. Например, говор станицы Кумылженской на р. Хопёр напоминает наречие Шацкого уезда рязанской губернии. Многие обряды местных жителей свидетельствуют об этом. Из сохранившихся там преданий известно, что в середине XVII века предок теперешних Фроловых, Даниил Гладкий приплыл на плоту из Рязани и поступил в состав граждан этой станицы.
А вообще по лингвистике рекомендую почитать А. С. Шишкова. Там кстати рассказывается как французские министры на обеде принца своего Людвига, обсуждали как искоренить Англию. Порталис (один из министров) предложил сделать так, чтобы в Англии все говорили по-французски. Сначала истребить в государстве народный язык, а потом уже и сам народ.
Господа, если хотите участвовать в большой политике, читайте Маркса, Ленина. Это я к тому, что в царской России казаки имели очень крепкую материальную основу. Они занимались коневодством. А это по современным меркам полупромышленное хозяйство. Для разведения лошадей нужны сельхоз угодья, а для их эксплуатации нужна металлургия (производство подков), деревообработка для гужевого транспорта.
При рассмотрении красных и белых казаков забыли о зеленых. Это были простые, зачастую безграмотные казаки, которым было что защищать и от белых и от красных. Но их почему-то дружно объявили бандитами. Их предавали и белые, и красные, но уничтожить не смогли. Поняв, что воевать бесполезно, они тихо разошлись по домам и затаились. О своих делах они никому не рассказывали и их дети, выросшие при советской власти, вполне сознательно и героически защищали ее во время Великой Отечественной войны. Причем, о прошлом своих родных, они даже не подозревали. Не зря казаки участвовали в параде Победы.
Казачество многогранно и рассматривать его нужно комплексно, не увлекаясь сиюминутными проблемами.
Прежде всего нужно понять, что это неотъемлемая часть нашей истории. И развивать ее нужно продолжать. И прежде всего нужно подумать о материальной составляющей этого движения.
Историко-патриотическое направление. Начало финансирования со стороны Минобороны, МВД, МЧС. Затем создание охранных кампаний для охраны внутри страны и в дальнейшем создание военной частной кампании. Если будет единая структура ЧВК, то не будет таких ситуаций как в Белоруссии.
Историко-этнографическое направление. Создание под эгидой Минприроды, Минсельхоза и туристических фирм экопоселений развивающих коневодство и экотуризм.
Эти три направление желательно консолидировать и сделать их взаимодополняемыми, создав единую структуру управления. Разработать единую программу развития. Конечно, это сложно. И нужна воля самих казаков и поддержка государства. Но можно начать развивать каждое направление по отдельности. Обязательным условием должен быть переход на самоокупаемость.
Дальше возможно политическое направление. Формирование политической партии. Но это направление будет всегда зависеть от финансовой помощи тех или иных структур.
И последнее, это педалировать национальную карту. Представлять казаков, как обиженное национальное меньшинство, требующее подачек.
Вот здесь у меня личное непонимание ситуации. Был Царь, помогал окраинам, понятное дело подданные, бросать их негоже.
Были коммунисты, здесь тоже понятно. От каждого по способностям, каждому по потребностям.
Но рынок - это конкуренция. Почему нужно помогать малым национальностям? Хотят развивать свой язык, пусть развивают за свой счет. Хотят что-то другое развивать, пусть развивают, но опять же за свой счет. Каждому по труду.
Меня лично вся эта благотворительность настораживает. Не воспитываем ли мы нахлебников, которые не хотят трудиться?
Возвращаясь к казакам, хочу обратить внимание, что казачество должно развиваться. И это должно быть служилое казачество полезное для общества. Возможно, по примеру боярина
М. И. Воротынского составить устав казачества с указанием способов приема в казаки, видов служения и обязательно экономической основы казачества.
В. А. Шепель