Вымирают старцы на Афоне.
На казачьих землях вымирают казаки.
О Кубани, Тереке, о Доне
Песни преисполнены тоски.
Н.Н. Туроверов.
С началом нового, 2000-го года, президент Ельцин передал высшую власть в Российской Федерации своему преемнику – В.В. Путину. Весь наступивший длительный период правления этого выходца из недр “орудия КПСС” – Комитета Государственной Безопасности (КГБ) – стал временем нового «расказачивания», временем постоянного наступления на казаков, как народ, на их устремления и ожидания. Впрочем, наступление власти шло не только на казаков.
Никто сегодня не скажет, правда это или нет, но Казачьем Народе путинской эпохи появился слух, что при передаче президентской власти своему преемнику, Ельцин, якобы, напутствовал его словами: «Казакам всё обещай, но ничего не давай». Так это или не так, но следующий президент РФ В.В. Путин поступал именно в этом ключе и если что-то и «давал», то это было исключительно в отношении «сословно-служебного казачества», но никак не Казачьего Народа. Последний при нём попал в жёсткие тиски самого откровенного, ничем не прикрытого этноцида.
Для справки. Под понятием «этноцид» понимается политика уничтожения этнической или национальной идентичности, самосознания народа. Этноцид может проводиться как средство колониальной политики ассимиляции, что и случилось в отношении казаков, чьи территории исторического проживания ещё во времена Российской империи были превращены в колонии Санкт-Петербурга, а при большевиках – в колониальные владения Москвы. Народы, ставшие жертвами этноцида, обычно теряют историческую память, или значительную её часть, и ассимилируются, либо занимают подчинённое, второсортное положение в отношении тех, кто подверг их этноциду.
Казачьего Народа президент Путин, как говорится, в упор не видел и видеть не желал. При нём начинавшаяся ранее реставрация казачьего этнического Дома была не только прекращена, но и были предприняты решительные меры к разрушению и ликвидации последствий тех зачатков восстановительных работ, что осуществил в своих непоследовательных поисках и метаниях 1990-х годов Казачий Народ. И, более того, при Путине фактически была начата кампания по бескровному аннулированию, удалению из социального пространства тех представителей Казачьего Народа, которые в принципе могли бы стать реставраторами этнического казачьего Дома – этнических казаков. Это бескровное на сей раз расказачивание проводилось в форме непризнания их в качестве народа, полное игнорирование и замещение этнических казаков разноэтничным контингентом, которому было «пожаловано право» именоваться «казаками». Такой мошеннический трюк явился коварной операцией Москвы против Казачьего Народа: подавляющее большинство населения России и других стран искренне уверовало, что опричники Кремля, жёстко выступающие на стороне власти, избивающие оппозиционеров и участвующие во всех антинародных акциях – это и есть Казачий Народ. Соответственно формировалось и отношение населения России к этническим казакам. Такая дискредитация Казачьего Народа велась все долгие годы путинского правления.
Историческим идеалом В.В. Путина был царь и император Пётр I – тот самый “ненавистник казачества на царском троне”, о котором мы ранее уже говорили и при котором произошло наиболее безжалостное подавление и казачьего восстания на Дону, и урезание на треть территории казачьего Присуда, и резня днепровских козаков в Батурине, и лишение казаков права на самоуправление, и «расказачивание» части «бунтарских» казаков с зачислением их «в крестьяне», и подчинение всего казачьего быта, уклада и общественных отношений исключительно интересам российской власти. Возможно, наличие такого кумира предопределило и стиль поведения нового президента в отношении Казачьего Народа.
Правда, в отличие от времён Петра I, если рассматривать государство и общество, сложившиеся в РФ в начале XXI века, то их вполне можно было бы отождествить с “распадающимся обществом” исторического философа А. Дж. Тойнби, а вовсе не с тем обществом и государством, каковые имелись при Петре в России начала XVIII века. Тойнби предрекал неминуемое падение российской государственности, выстроенной «по Путину». Он писал: «Процесс социального распада – болезнь, быстро прогрессирующая. Его ещё можно сравнить с отчаянной скачкой, когда всадник не в силах справиться с лошадью, закусившей удила».
При Путине даже раннего (относительно мягкого) периода его долгого правления власть в РФ уже настолько окрепла, что начала вести себя с казаками, совершенно не считаясь с их мнением и желаниями, перейдя к “диалогу” с Казачьим Народом в форме “монологовых” директив и ультиматумов. В этом русле было упразднено Управление Президента по Вопросам Казачества (УПВК). И тогда же, вместо УПВК, была введена должность Советника Президента по делам казачества, на которую назначили бывшего участника войны в Чечне генерала Г.Н. Трошева. В газете “Казачий взгляд” (№ 4 за 2003 г.) об этом событии было помещено такое сообщение:
«25 февраля по ТВ неожиданно на канале РТР прошло сообщение о том, что Путин назначил своим советником по казачеству известного и довольно раскрученного в СМИ “чеченского” генерала Трошева, ранее отказавшегося подчиниться приказу о его назначении командующим Сибирским военным округом. Как сообщили, “на Геннадия Трошева возлагаются задачи координации деятельности аппарата полномочных представителей Президента России в федеральных округах по обеспечению методического руководства деятельностью казачьих обществ, включённых в госреестр казачьих обществ РФ”.
Как пояснили в Министерстве обороны РФ, “генерал-полковник Трошев остаётся в кадрах ВС РФ и прикомандирован к Администрации Президента России”. В подчинении Трошева будут находиться советники по казачеству по федеральным округам (двойное подчинение?).
Кроме того, упраздняется Управление по вопросам казачества при Администрации Президента, во главе которого находился генерал армии Дейнекин, что, вообще-то, на уровне слухов предрекалось ещё на осень 2002 года.
В связи с внезапностью указа и отсутствием даже каких-либо предварительных согласований или консультаций с казаками, начались “разброд и шатания” на фоне общей неопределённости. Дейнекин отправлен на пенсию, а представленный только за 4 дня до этого на Совете атаманов ЦКВ советник по казачеству в ЦФО уже переведён на другую работу.
Происходит заметная качественная метаморфоза в системе госуправления казачеством: сначала создали Главное Управление Казачьих Войск, затем его статус снизился до Управления по вопросам казачества, а теперь всё свелось к малозначительной должности советника по казачеству. И всё это – без учёта даже мнения самих казаков…».
Однако, как показали дальнейшие события, «малозначительность должности советника по казачеству» оказалась не такой уж «малозначительной» и новый советник смог нанести весьма чувствительный вред Казачьему Народу. Заявляя первоначально о себе, как неказаке, примерно через год Трошев стал при встречах с казаками говорить, что он казак по матери. А затем просто стал сообщать, что он – казак, уже не упоминая, что «по матери». Вот такая произошла эволюция.
На страницах истории казачьего движения начала XXI века Г.Н. Трошев остался благодаря озвученной им откровенно враждебной антиказачьей реплике, раскрывавшей и истинное личное отношение этого «советника по казачеству», и отношение самого Кремля к Казачьему Народу: «Казачество такое, какое оно есть сегодня, государство, то есть власть, не устраивает. В XXI веке казачество с его “навозным патриотизмом” – анахронизм; общины, традиции – средневековое мракобесие. “Упёртое казачество” современному государству европейского уровня просто вредно. Мы создадим новое казачество из чего угодно без так называемых казачьих потомков, тянущих нас назад к феодализму». Хотя уже в 2003 году трезво думающим людям было ясно, что Российская Федерация никак не дотягивает до определения «современное государство европейского уровня». И так же было понятно, что в прошлое стремится именно государство, а не казаки, не имеющие никаких властных рычагов и возможностей «тянуть к феодализму» российское общество.
В скором времени, в строгом соответствии с озвученными Трошевым сокровенными желаниями российской власти, в отношении «реестрово-служебного казачества» Москва даже в малейшей степени перестала ориентироваться на казаков по происхождению и стала всё больше комплектовать его “из чего угодно”.
В мае 2003 года на утверждение в Государственную Думу была внесена новая версия законопроекта “О российском казачестве” – “трошинско-путинская”. Новые тенденции по “особачиванию” (превращению в «псов режима») «служебного казачества» имели в этом законопроекте явно выраженные логику и мотивацию. Прежде всего, они были связаны с устранением из «казачества» так называемых “политических экстремистов”, с привлечением к “возрождению” послушных лидеров, введением в законопроект единых на основе российских законов, а не обычного казачьего права, новых “правил казачьего поведения”.
В нормативных документах, исходящих из администрации президента, теперь постоянно сквозила уже знакомая тенденция к «возрождению» (исключительно в кавычках!) Казачьего Народа в виде российского служебного сословия. Эти документы были довольно откровенно нацелены на расказачивание этнических казаков. Но при этом статус реестровых казачьих обществ, возникших под эгидой государства, чётко не был определён, он, как и прежде, сочетал в себе черты как общественной, так и государственной организации.
“Казачий взгляд” писал: «27 мая 2003 года по центральному ТВ неожиданно появился нынешний “главный казак” Г. Трошев. Некоторые перлы из его речи будут, думается, весьма любопытны. Среди них: казаком может быть любой (!) гражданин РФ. Далее: казаки должны жить на границе и пасти скот, при этом следить за нарушителями границы и за премию задерживать их, оружие они иметь не должны. На вопрос, каким же образом они, безоружные, могут задерживать вооружённых с головы до ног нынешних контрабандистов и наркокурьеров, Трошев ответил в том смысле, что, мол, не сами, а докладывая о замеченном в соответствующие органы.
И ещё. По его (ли?) мнению, казаки должны быть вне политики, однако при этом, как самая организованная в нынешнем обществе сила, они должны верно служить президенту.
Короче, чтобы яснее понять, чем будет для казачества свежеиспечённый “главный казак”, эти его откровения ничем не заменить».
И вывод автора газетной заметки в скором времени подтвердился. Тенденция по окончательному превращению «реестрово-служебного казачества» в “опричную структуру” при Президенте РФ (при этом, в отличие от своего прототипа XVI века, безоружную) была завершена в 2005 году. По предложению Трошева была организована встреча реестровых войсковых атаманов с президентом. В мае этого года на малой родине писателя М.А. Шолохова в станице Вёшенской В. Путин встретился с лидерами опричнины. На встрече, как было официально объявлено, обсуждались “проблемы российского казачества и пути их решения”.
Затем Путин выступил с инициативой по принятию нового закона о “служебном казачестве”. А вскоре после его выступления, 5 декабря 2005 года, родился федеральный Закон № 154-ФЗ “О государственной службе российского казачества”, определявший основы несения «казачеством» государственной службы и представлявший следующий (после введения реестра) шаг в оформлении “опричного воинства”. По реставрировавшемуся казаками-энтузиастами казачьему этническому Дому был нанесён очередной разрушительный организационный и репутационный удар.
Отныне в РФ была официально узаконена и стала тотальной практика этноцида в отношении Казачьего Народа, ранее проводившаяся довольно бессистемно. Этнические казаки, подвергшиеся этноциду, превращаются в манкуртов, то есть в людей, у которых империя удаляет сердца и мозги, оставляя только желудок (за участие в «казачьих дружинах» под командованием сержантов полиции они получают довольно большие денежные суммы – в сравнении с тем, что могут заработать другие люди). Правда, не всем готовым «послужить за деньги» была предоставлена служба в «казачьих дружинах», но не получающие денег имели возможность довольствоваться сознанием, что они «признаются Кремлём».
Как правило, нравственная ущербность казаков-манкуртов проявляется в агрессии – у них все виноваты, кроме них самих. Такими ущербными людьми предстают в начале XXI века те не столь уж многочисленные казачьи потомки, что вошли в состав “служебно-реестрового казачества”. Но вместе с «оказаченными» иногородними казаков-манкуртов получается довольно много, и они считают, что их масса их оправдывает. Манкурты, стоит констатировать, добровольно впрягшись в ярмо опричной службы, тем самым подали сигнал казачьему социуму, что полностью утратили казачье самосознание, налагавшее табу на совершение несправедливых поступков. А ведь именно к таким поступкам власть время от времени и привлекает «служебное казачество», как это было, к примеру, 5 мая 2018 года в Москве, когда опричники нагайками избивали митингующих безоружных людей (тогда народ вышел протестовать против «самодержавной власти» президента Путина под лозунгом «Он нам не царь!»).
В Законе “О государственной службе российского казачества” была заявлена однозначная ставка на развитие, поддержку и финансирование «казачества» ввиду несения им «государственной службы». При этом, по смыслу Закона, получалось, что представители Казачьего Народа, не взявшие на себя обязательства по несению «государственной службы», не являются представителями “российского казачества”. В то же время, в соответствии с этим законом, «казаком» в реестре теперь мог стать любой индивидуум в возрасте от 18 до 60 лет, имеющий гражданство РФ, хоть даже «негр преклонных годов», как выразился в одном из своих стихотворений пролетарский поэт В. Маяковский. И это тут же породило новую волну наплыва в «служебное казачество» посторонних людей всевозможного роду-племени, не только не знающих историю Казачьего Народа, но даже не считающих нужным её знать. И это понятно: зачем её знать, к примеру, членам объединений «осетинского казачества», «чеченского казачества» или ставшего заграничным «армянского казачества», которые расплодились на всём пространстве бывшего СССР? Незачем.
Замена властью законного права репрессированного Казачьего Народа на реабилитацию голым администрированием в отношении искусственно созданного «казачества» окончательно скомпрометировала государственную «казачью» политику во мнении этнических казаков. Поддержка властями и выдвижение на первый план именно суррогатного «служебно-реестрового казачества», составлявшего максимум 10% относительно числа этнических казаков, являлась сознательной политикой власти по превращению Движения казачьего возрождения в фикцию, а в глазах казачьих потомков – в злонамеренную дискредитацию. Этнические казаки оказались в ситуации, когда им надо было думать не о перспективах реставрации своего разрушенного Казачьего Дома, а хотя бы о консервации тех начальных восстановительных работ, что были проведены в первую половину 1990-х годов.
Однако надежда, как известно, умирает последней. Очередная вспышка казачьих надежд появилась с “промежуточным президентом” Д.А. Медведевым, когда 3 июля 2008 года была обнародована новая “Концепция государственной политики в отношении российского казачества”. И с созданием в январе 2009 года «Совета при президенте по делам казачества».
И хотя Концепция, как и ранее принятый Закон, под “казаком” понимала только опричный реестр, Казачий Народ в этот период эмоционально воспрял. Посыпались поздравительные телеграммы в адрес председателя Совета А.Д. Беглова. А он в короткий срок сформировал состав Совета. Ранее подобной «бодрой» организационной работы со стороны органов власти казаки не наблюдали...
Однако за последовавшие годы бумажных отписок и ведомственной толкотни никаких практических и полезных результатов от работы Совета ни казаки, ни даже «служебное казачество» так и не дождались. Работа нового Совета осуществлялась под лозунгом “Наведение порядка в казачестве”. Но для казаков это означало (по словам председателя «Совета при президенте по делам казачества» Беглова): “Вы будете такими, какими мы скажем вам быть”. Иначе говоря, было заявлено о продолжении прежней политики Трошева, заключающейся в намерении окончательно расказачить этнических казаков и ликвидировать само понятие “Казачий Народ”.
В качестве механизма реализации задачи по “наведению порядка в казачестве” применялся не имеющий тормозов “административный ресурс”. Начались акции устрашения. Заменили нескольких реестровых войсковых атаманов-членов Совета. Прежде всего тех, кто ещё смел иметь своё мнение. Кто осмеливался требовать от чиновников выполнения ранее принятых указов в отношении «казачества», где какие-то пункты можно было использовать и на пользу этническим казакам. Вместо вытесненных ершистых членов «казачества» в опричные войсковые атаманы насадили чиновников из органов власти, в большинстве не имеющих по своему происхождению никакого отношения к казакам. Остававшиеся в Совете «служебные» атаманы – члены президентской партии “Единая Россия”, депутаты Госдумы и чиновники административных органов – под таким давлением превратились в безмолвных манекенов, согласно кивающих головами на все инициативы власти.
«Служебно-реестровые» атаманы организовывали и проводили в казачьих Войсках “закрытые перевыборные казачьи Круги”, не считаясь ни с уставами, ни с вековыми традициями казачьего самоуправления. На «закрытые Круги» с правом решающего голоса допускали только проверенных, обработанных, слабовольных и лояльных к власти членов «казачества». Для поддержки произвола и вмешательства во внутренние дела реестра активно использовались служители МП РПЦ, в том числе «Синодальный комитет МП РПЦ по взаимодействию с казачеством».
Вопреки указам и постановлениям о реабилитации, обещавшим казакам восстановление прежних наименований их населённых пунктов, даже сами пункты стали переименовываться. В газете “Казачий взгляд”, №1 за 2009 год было помещено следующее известие: «По сообщениям людей, побывавших недавно в Ростовской области, здесь широкомасштабно идёт переименование прежних станиц и хуторов в некие “поселения”. Таблички с такими нововведениями, как говорят, решено установить по указанию из администрации Ростовской области, которая, скорее всего, такие шаги не могла предпринять без ведома федерального центра. […] Инициатива властей в очередной раз прошлась грязным сапогом по душам казаков, осознающих себя потомками своих славных предков, уравняв, как они горько шутят, статус их населённых пунктов со статусом населённых пунктов осуждённых на “вольное поселение” преступников».
Десятилетия государственной политики растворения и распыления казачьего менталитета в менталитете российском не могли не принести свои отрицательные результаты, сильно подкосившие потенциал Движения казачьего возрождения, иначе говоря, возможности казаков отреставрировать свой ранее разрушенный этнический Дом. Не слишком помогло даже то, что казачья ментальность (сравнительно с русской) оказалась более устойчивой к воздействию агрессивной политики властей СССР-РФ по насаждению рабской, люмпенской психологии в населении.
Политика расказачивания (этноцида и ассимиляции) этнических казаков продолжалась нарастающими темпами. И её важным элементом являлось социальное замещение Казачьего Народа симулякром под названием «казачество». Следует признать, такая политика Москвы оказалась весьма успешной: подавляющее большинство населения России (а в результате войны в Украине и население этой страны) уверовало, что Казачий Народ и кремлёвское служебное «казачество» есть одно и то же. И массовое недовольство простых людей властью и её опричниками, нередко доходящее до ненависти, нередко стало выплёскиваться на этнических казаков. На таких же подавляемых властью людей, как и основная масса простого народа в Российской Федерации. Имперская традиция «разделяй и властвуй» в сочетании с ложью и пропагандой показала свою разрушительную эффективность, не подводившую возлагаемые на неё надежды обособившихся от народа властителей за все последние пару тысяч лет.
Александр Дзиковицкий, лидер Всеказачьего Общественного Центра (ВОЦ)
На фото: Май 2005 года, Вёшки. Путин слева, справа от него – кубанский реестровый атаман В.П. Громов.