Генеральному Прокурору РФ
Краснову И.В.
Уважаемый Игорь Викторович!
Жалоба
Настоящим обращением хочу сообщить о незаконных преференциях при предоставлении и последующем выкупе земельных участков на территории муниципального образования «Город Калуга».
Облагодетельствованные городскими властями многочисленными земельными участками являются предприниматели из города Москвы - Минько Сергей Владимирович и Полкачев Григорий Александрович, по совместительству - бизнес партнеры и друзья бывшего заместителя Городского Головы города Калуги-начальника управления экономики и имущественных отношений города Калуги Никишина А.В.
Никишин А.В. запомнился населению города Калуги скандальной коррупционной историей, связанной с реализацией инвестиционного договора № 15-П от 03.07.2014 по строительству нежилого объекта - многофункционального центра по адресу: г.Калуга, ул.Академическая.
На сегодняшний день, по «странному стечению обстоятельств», именно Минько С.В. и Полкачев Г.А. являются собственниками данного объекта недвижимости.
Никишин А.В. избежал уголовного преследования, как он сам утверждает, исключительно из-за того, что является другом бывшего Прокурора Калужской области, а в настоящее время заместителя Генерального Прокурора РФ, Демешина Д.В.
Вся эта история, связанная с незаконным выкупом земельных участков, началась с уголовного дела, возбужденного в отношении первого заместителя Городского Головы - начальника управления городского хозяйства Лыпарева А.Н.
Приговором Тверского районного суда города Москвы от 2018 года Лыпарев А.Н был осужден по ч.3 ст.159 УК РФ.
Именно Минько С.В. был признан потерпевшим по этому уголовному делу, а Никишин А.В. выступил посредником при передаче денежных средств за оказание содействия по прекращению права пользования МБУ «СМЭУ» земельным участком, расположенным по адресу: г.Калуга, Академический проезд 2, кадастровый номер 40:26:000385:633.
Минько С.В. и Никишин А.В. в результате этого уголовного дела получили беспрепятственный доступ к реализации плана обогащения за счет реализации муниципальных земельных участков, в том числе и земельного участка, фигурировшего в уголовном деле, к качестве объекта взятки.
На основании постановления заместителя Городского Головы — начальника управления строительства и земельных отношений № 14472-пи прекращено право постоянного (бессрочного) пользования МБУ «СМЭУ» земельным участком, расположенным по адресу: г.Калуга, Академический проезд 2, кадастровый номер 40:26:000385:633, принадлежащий согласно ПЗЗ города Калуги к зоне П-5. (зона производственно-коммунальных объектов Vкласса санитарной квалификации. (далее-указанный земельный участок).
На основании постановления заместителя Городского Головы - начальника управления строительства и земельных отношений № 14871-пи указанный земельный участок с видом разрешенного использования – «склады и оптовые базы V класса вредности по классификации СапПин», был выставлен на аукцион. Естественно, этот аукцион выиграл Минько С.В.
Однако, использовать земельный участок, расположенный по адресу: г.Калуга, Академический проезд 2, кадастровый номер 40:26:000385:633 под склады и оптовую базу V класса вредности господин Минько С.В. не планировал. Никакие склады и базы им не строились, коммерческая деятельность на указанном земельном участке не велась.
Минько С.В. построил на указанном земельном участке площадью 20 370 кв.м. лишь нежилое здание кадастровый номер 40:26:000385:1577 (по типу ангара из легких металлических конструкций, что трудно назвать объектом капитального строительства) площадью 220,3 кв.м., что позволило ему выкупить весь указанный участок по стоимости 15 % от кадастровой стоимости указанного земельного участка, какое-либо логичное обоснование предоставление под здание 220,3 кв.м. земельного участка более 2га отсутствует. При этом кадастровая стоимость на сегодняшний день этого земельного участка 72 103 689 рублей.
При этом стоит отметить, что в городе Калуге давно сложилась практика в соответствии с которой при выкупе земельных участков без торгов органом местного самоуправления проверяется обоснованность предоставления площади земельного участка, необходимого для эксплуатации построенного сооружения, а также проверяется достижение цели предоставления земельного участка в аренду.
В силу п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» исключительное право на приватизацию земельных участков распространяется только на ту часть земельного участка, которая занята объектом недвижимости и необходима для его эксплуатации.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 310-КГ16-20935 по делу N А09-1305/2016. В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.06.2014 N 1152/14, сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка.
Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
Городская Управа города Калуги имеет положительную судебную практику, (например дело №23-6310/2019 Арбитражного суда Калужской области), не позволяющую заявителям злоупотреблять своими правом по выкупу земельных участков без торгов и направленную на пополнение казны МО «Город Калуги»
Однако, эта положительная судебная практика, по невыясненным обстоятельствам, не была применена к господину Минько С.В., который, как мы видим из приговора суда по делу Лыпарева А.Н., склонен решать свои проблемы путем выплаты вознаграждений должностным лицам.
Но на этом лояльность городских властей в отношении этого предприимчивого гражданина не заканчивается. Сразу же после выкупа указанного земельного участка Минько С.В. начинает процедуру перевода указанного земельного участка из основновного вида разрешенного использования под склады и производственную базу Vкласса вредности в земельный участок с условно разрешенные виды использования, размещающиеся на земельных участках только в соответствии с документацией по планировке территории, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение видом использования многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
Указанный земельный участок ранее использовался МБУ СМЭУ не столько для размещения техники, сколько для складирования снега, что достоверно известно сотрудникам Городской Управы города Калуги. Следовательно, этот участок использовался в качестве свалки и закономерно, что загрязнен отходами дорожной деятельности.
Насколько известно, никакого проекта рекультивации, как сама рекультивации указанного земельного участка Минько С.В. не проводилась.
Кроме того, указанный земельный участок попадает в санитарно -защитную зону предприятия Элмат (III-IV класса вредности по классификации СапПин)ьсогласно ПЗЗЗ города Калуги с 2011 года входящий в зону П-2 , а следовательно имеющий санитарно-защитную зону расстоянием до 500 метров..
Постановление Правительства от 03.03.2018 №222 устанавливает, что «в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства».
Аналогичный запрет установлен в п.5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов": запрещено размещение в границах санитарной зоны жилой застройки.
Таким образом, предположительно, чиновники городской управы города Калуги сознательно внесли в ПЗЗ города Калуги изменения, позволяющие перевести, незаконно полученные в собственность земельные участки, в экономически более выгодную категорию земельных участков с видом разрешенного использования под многоэтажную жилую застройку.
При этом чиновники не стали учитывать, что предприятие Элмат столкнется с перспективой несения больших финансовых затрат на перевооружения своего производства, а то и вовсе его деятельность может быть приостановлена, многие люди могут лишиться средств к существованию, потеряв свои рабочие места. И все это в угоду бизнес интересов бывшего заместителя Городского Головы города Калуги Никишина А.В. и его бизнес партнеров, прикрывающие свою деятельность своими высокопоставленными связями, в том числе в Генеральной прокуратуре.
По вышеизложенной схеме были предоставлены друзьям Никишина А.В. и другие земельные участки в районе Правобережья города Калуги:
1. Участок с кадастровым номером 40:26:000385:1457 площадью 15583 кв.м. разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка (2.6). Выкуплен под объектом строительства, который с трудом можно назвать капитальным, площадью 145,9 кв.м. (здание торгового назначения), кад.стоимость участка 9 742 959,09 рублей.
2. Участок с кадастровым номером 40:26:000385:632 площадью 18501 кв.м. разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка (2.6). Выкуплен под объектом строительства, который с трудом можно назвать капитальным, площадью 144 кв.м (склад) кад.стоимость участка 65 487 989,7 рублей.
3. Участок с кадастровым номером 40:26:000385:1505 площадью 21262 кв.м. разрешенное использование – для иных видов жилой застройки (по документу пока что для строительства завода по производству бетонных смесей и производственной базы). кад.стоимость участка 14 054 819,86 рублей
4. Участок с кадастровым номером 40:26:000385:1566 (/1, /2) площадью 6429 кв.м. разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка (2.6). кад.стоимость участка 22 756 731,3 рублей
5. Участок с кадастровым номером 40:26:000385:1565 площадью 14564кв.м. разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка (2.6).кад.стоимость участка 51 552 190,8 рублей
6. Участок с кадастровым номером 40:26:000385:1542 площадью 9889 кв.м. разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка (2.6) Выкуплен под объектом строительства, который с трудом можно назвать капитальным, площадью 210 кв.м (склад металла).кад.стоимость участка 35 004 093,3 рублей.
В непосредственной близости с этими земельными участками находится зона П-2 «Зона производственно-коммунальных объектов II класса санитарной классификации», у которой имеется очень жесткая и обширная охранная санитарная зона, регламентируемая СанПИНами, накрывая в силу установленных норм, всю зону П-5, про которую идет речь.
Согласно ПЗЗ г. Калуги предусмотрены минимальные и максимальные размеры участков, а также размеры застройки на них, выраженные даже в квадратуре и применимые к объектам капитального строительства. Пунктом 21.2. ПЗЗ установлена минимальная площадь для строительства в промзоне П-5, которая составляет для застройки объектов на таких участках не менее 1000 кв.м.
Одновременно с этим, виды разрешенного использования земель совершенно не совпадают с видами разрешенного использования самих построенных объектов- складов и хозпостроек тогда как такое назначение объектов является вспомогательным к основным строениям.
В практике муниципального образования города Калуги чиновники при выкупе участков всегда устанавливают использование участка под строением, соотношение площадей участка к строению, выясняют наличие самого строения и является ли оно капитальным, построено ли оно с разрешительной документацией, устанавливают соответствие вида разрешенного использования строения с назначением участка и иное. После чего принимают решение. В основном основанием для отказов служит формулировка – цель не достигнута согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, ст. 39.16 ЗК РФ.
Однако как мы видим, в данных приведенных случаях цель действительна не достигнута: сами построенные объекты мало вообще отвечают признаками капитальных строений. Указанные строения больше похожи на быстро возводимые сборно-разборные конструкции, не имеющие под собой капитального основания. Их площадь не соответствует минимальным нормам строительства согласно ПЗЗ, назначение совсем не соответствует целям строительства. А отсутствие деятельности на территории вообще указывает на отсутствие использования всей территории под маленьким строением и намерения использовать лицом участки по назначению.
Хотелось бы отметить, что именно Никишин А.В., имея дружественные связи с высокопоставленными чиновниками Городской Управы и Городской Думы города Калуги, ведет с ними все переговоры по предоставлению земельных участков в собственность без обоснования их использования и без торгов .
Сначала планировалась застройка этой территории строительной компанией, принадлежащей депутату Городской Думы города Калуги Сотскову. В период работы Никишина в Городской Управы города Калуги они стали партнерами и друзьями. Предположительно именно Сотсков , используя свой авторитет среди депутатов и сотрудников Думы «протащил» незаконные изменения ПЗЗ города Калуги. При наличии в центре квартала зоны П-5 особой зоны П-2 (санитарная-защитная зона-500 метров), разрешили условный вид разрешенного использования земельных участков -многоэтажная жилая застройка.
Но впоследствии Сотсков, понял риск возможных убытков при строительстве жилых домов высотной застройки при наличии санитарно-защитной зоны предприятия Элмат отказался от этой затеи, чем подвел Никишина А.В.
Сейчас этой компанией предприимчивых товарищей ведутся переговоры со строительной компанией СЗ Пик Регион по продаже всех указанных земельных участков под многоэтажную застройку в этом районе. Прибыль всех участников этой коррупционной схемы превысит сотни миллионов рублей. А возможные убытки из-за несоблюдения санитарных норм и правил СЗ Пик Регион при застройке этой территории высотными жилыми домами по договорам долевого участия могут лечь на плечи федерального бюджета.
При этом ущерб казне МО «Город Калуга» также составляет более ста миллионов рублей, т.к. эти участки должны были быть проданы в соответствии с законом с торгов, и по цене гораздо превышающим 15% от кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, руководствуясь действующим законодательством прошу
провести проверку по указанным в данном обращении фактам и привлечь к ответственности лиц, допустивших нанесение ущерба казне МО «Город Калуга».