Ни для кого не является секретом, что деньги правят миром. Для одних, это необходимость проживания, для других это гарант свободы и независимости, для третьих это доказательство их успешной карьеры и способности добиваться успеха в поставленных целях. В последние десятилетия жажда наживы накрыла нашу страну, и те незыблемые понятия о бесплатной медицине и образования растеряли свою силу, и уже носят формальный характер. Общество даже не замечает, как не заметно для себя оно попадает в полную зависимость от денег, и та первоначальная цель человека стать независимым, обладая большим состоянием, напротив, начинает затягивать его в кабалу, лишая его всякой возможности быть свободным. Деньги как наркотик все дальше и дальше заставляют человека терять свои духовные и нравственные ценности, и в конце концов настаёт тот момент, когда для приобретения большого состояния приходится жертвовать даже своими близкими и друзьями.
Со всех сторон раздаются реплики, что Россия святая православная страна, что христианство набирает обороты, из года в год возводится множество храмов, монастырей и при этом хотелось бы понять значение денег с точки зрения христианства.
За что убил Каин своего брата Авеля?
Причиной убийства стала зависть, основанная на жадности Каина, который поскупился отдать Богу в жертву своё лучшее зерно, выращенное им с Божьей помощью. Напротив, Авель не пожалел пожертвовать для Бога лучшего ягнёнка, за что и поплатился жизнью.
Что побудило одного из учеников Иисуса Христа, Иуду Искариота продать своего учителя за тридцать сребренников? Грех сребролюбия, основанный на желании разбогатеть за счёт других. Всё это закончилось плачевно для Иуды, в конце - концов он осознал свой грех, но второй не менее тяжкий грех как «гордыня» помешал ему раскаяться в своём поступке перед своим Учителем, и он пошёл и удавился, совершив при этом ещё более тяжкий грех. На этих примерах мы видим, как грех «сребролюбия» как магнитом притягивает к себе другие грехи, доводя людей до убийства и предательства своих близких и родственников.
Тем не менее, Иисус Христос никогда не считал деньги злом, но всегда указывал, что они являются существенным препятствием для соединения человека с Богом, что подтверждает его знаменитая фраза, «проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому обрести Царство Небесное».
Среди наших святых было немало людей, выходцев из состоятельных семей, но впоследствии, раздавших свои имения бедным людям и последовавших за Христом. Примером тому служит всеми нами почитаемый святитель Николай Угодник, отдавший часть своих сбережений трём несчастным сёстрам, таким образом, избавив их от рабства в борделе, куда их по крайней нужде собирался отдать их отец.
И таких примеров в истории множество, чего не скажешь про нынешнее время, и поэтому нам с вами надо брать пример с тех людей, которые целью своей жизни выбрали любовь к своим ближним, прекрасно понимая, что никаких материальных поощрений, которые сделают их богатыми, за свою деятельность они не получат. Это наши врачи и учителя, воспитатели детских садов и интернатов, которые щедро одаривают любовью своих подопечных, делая счастливыми как их самих, так и их родителей. Для этих людей лучшее поощрение, это благодарность родных и близких своих воспитанников и пациентов, и как бы хотелось, чтобы таких людей было больше. Они даже до конца не осознают, какой огромный вклад любви, и добродетели своим примером вносят в сердца людей. К сожалению, таких людей становится всё меньше и меньше, потому что в сферу образования и здравоохранения, как и во множество других отраслей нашей станы уже давно проникли деньги.
«Всё мне можно, но не всё полезно», говорил апостол Павел в своём послании к Коринфянам. Этот тезис актуален и в настоящее время. К сожалению, материальный достаток людей исчисляется у каждого по разному, поэтому одному велосипед в радость, а другому яхту с золотым унитазом на борту подавай. В своём стремлении заработать как можно больше, люди удаляются от Бога и его заповедей, и поэтому Учитель предупреждает нас: «где сокровище твоё, там и сердце твоё», давая нам понять, что деньги не должны стоять на первом месте у православного человека. Именно жажда наживы заставляет нас уничтожать лесные массивы своей страны, продавая за доллары наш лес. Именно жажда наживы побуждает нас за доллары создавать на своей земле полигоны, принимая на хранение радиоактивные отходы из Европы. В своём стремлении заработать мы согласны сбрасывать в наши некогда чистые реки производственные отходы и всякую другую химическую дрянь, тем самым подвергая различным заболеванием себя самих. Мы даже не отдаём себе отчет в том, что ради денег мы уничтожаем сами себя, отдавая свою Матушку – землю на растерзание, и уже большинство из нас с этим соглашается. О каких духовных и нравственных ценностях населения может идти речь, когда большинство из нас, ради удовлетворения своей прихоти на протяжении всей жизни предаёт Бога.
Однако утверждать, что деньги приносили людям только зло, значит сказать неправду. Посмотрите, как прославили свою Отчизну: Александр Невский, Минин и Пожарский, такие учёные как Менделеев и Ломоносов, меценаты Третьяков и Мамонтов, которые были состоятельными людьми. Их подвиги и поступки совершались во благо отчизны, а не ради денег, и разве сопоставимы их дела с делами нынешних героев, таких как Ельцин и Гайдар, Улюкаев и Сердюков, Реймер и Хорошавин. Последние имея хорошие зарплаты, ещё старались как можно больше урвать у народа, залезая в государственный карман. Что руководит этими людьми, какое оправдание придумывают они сами себе, совершая подобные поступки? И почему один морально устойчив, хотя в карманах почти всегда пусто, и уж кому как не ему подаваться во все тяжкие, чтобы хоть как то прокормить себя, а другой, имея немалое состояние, до крайности развращён, и считает нормой поведения залезть в карман к своему ближнему. Разве мы не все равны перед судом и законом?
В том то вся и беда, что мы не равны перед людским судом и законом, и в последнее время эта тенденция только обостряется. Возможность уйти от ответственности стало основанием для людей, особенно высших эшелонов власти, совершать поступки, противоречащие не только требованиям Уголовного Кодекса, но элементарной этики поведения человека.
Совсем другое поведение у христианина. Его не столько пугает наказание, вынесенное судом народным, сколько Божий суд. Божья кара, вот самое страшное, что останавливает христианина от неподобающих дел и поступков. Не исполнение заповедей Божьих ставит православного вне дверей Царствия Небесного, ведь небесный Суд не принимает оправданий, и это главная особенность Страшного суда. Неотвратимость гнева Божия всегда держит христианина в рамках выполнения им заповедей и не позволяет ему перешагнуть ту черту, за которой начинаются не богоугодные дела. Неотвратимость наказания за содеянное могла бы держать в рамках приличия и атеистов, однако те законы, что приняты человеком, им же самим и нарушаются.
Подводя итог той роли, которую играют деньги в жизни человечества, можно с определённой точностью сказать, что деньги могут быть как помощниками для человека, так и его врагом, в зависимости от того кому они достанутся. Если такое благо попадает в руки тому, кто использует его только в своё удовольствие, а основную часть уводит в оффшоры, то однозначно такие деньги для этого человека - зло, конечно с точки зрения православия. Помощь окружающим и малоимущим, особенно многодетным семьям и больным, вот те Богоугодные дела, которые необходимо совершать православным, и тезис что «вера без дел мертва» подтверждает необходимость совершения таких дел. И оказанная помощь не всегда может быть материальной, ведь порой сказанное с любовью слово в поддержку попавшего в беду человека оказывается намного дороже всяких денег.
В православии есть такое, на первый взгляд странное понятие, что «мы живём ради смерти, и умираем ради жизни». Человек ещё при жизни может быть мёртв, он может рожать и воспитывать детей, зарабатывать деньги и строить себе жилищё, но для Царствия Небесного он уже мёртв. Отсутствие у человека добрых дел, даже если он ведёт себя на первый взгляд прилично это первая причина его мёртвого состояния. Наше малодушие, не желание вмешиваться туда, где нужна наша помощь, привело наш народ к безразличию по отношению к своей стране. Давайте все вместе заглянем внутрь себя и посмотрим, не спрятался ли в нас Иуда, готовый за тридцать сребренников продать самое дорогое, что у нас есть. Нам надо давно понять, что за деньги невозможно купить самое главное в жизни, подаренное нам Богом, любовь к своему ближнему, без чего наша жизнь становится бессмысленной. Давайте с любовью относится друг к другу, и мы увидим, как наша жизнь станет намного светлей даже без денег.
Белов Ю.Б.
Калужская область, Дзержинский район, д. Ярцево.