Уважаемый Вячеслав Александрович!
Ваше обращение рассмотрено и в части, касающейся компетенции Госкорпорации «Росатом», сообщается следующее.
АО «Русатом Гринвэй» рассматривает возможность размещения проектируемого объекта «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Северо-Запад» (далее – ПТК «Северо-Запад») на территории индустриального парка «Воротынск», как участка, отвечающего критериям логистической доступности, наличия развитой инженерной инфраструктура, близости к основным центрам образования исходного сырья (аккумуляторов) и автомобилестроительным заводам, наличия необходимых для последующей эксплуатации предприятия квалифицированных кадров.
Проектируемый объект будет предусматривать переработку источников бесперебойного питания, аккумуляторов и батареек и станет частью единой производственно-технологической сети, в рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности» в составе национального проекта «Экология».
На текущий момент, в соответствии с положениями Приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, АО «Русатом Гринвэй» осуществляет всестороннее информирование граждан и общественных организаций (объединений) о намечаемой хозяйственной деятельности, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе проведения оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе с учетом экологических и градостроительных особенностей.
По обозначенным в обращении Общественного Движения «За новый Социализм» вопросам сообщается следующая информация:
1. Текущие мероприятия в рамках проекта создания ПТК «Северо-Запад» направлены на проведение всесторонней оценки потенциального негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на все компоненты окружающей среды, учитывающей, в том числе экологические и градостроительные особенности рассматриваемого для размещения проектируемого объекта земельного участка.
2. Планируемый к созданию производственно-технический комплекс действительно будет являться уникальным производственным объектом для нашей страны, однако, нельзя назвать его «экспериментальным». Проектируемый объект предусматривает использование лучших мировых отраслевых подходов, практик и технологических решений, подтвердивших свою надежность и высокий уровень экологической и промышленной безопасности, в процессе эксплуатации на предприятиях таких компаний как UMICORE ValÉas, REDUX, Accurec, Akkuser и др. В частности, основное технологическое оборудования, т.е. оборудование задействованной непосредственно в цикле утилизации отходов, успешно эксплуатируется на заводах, расположенных на территории Европейского Союза в таких странах как Австрия, Германия, Норвегия, Финляндия, Франция и др.
Поступление на проектируемый ПТК «Северо-Запад» отходов с территории иностранных государств не предусматривается.
Являясь частью единой федеральной производственно-технологической сети по обращению с отходами, в рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности», загрузка производственных мощностей проектируемого ПТК «Северо-Запад», помимо батареек и аккумуляторов поступающих с территории Центрального Федерального округа, будет осуществляться за счет поступления целевых групп отходов (батареек и аккумуляторов) с близлежащих регионов в рамках функционирования государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ГИС ОПВК), планируемой к вводу с IV квартала 2021 года. ГИС ОПВК - информационная платформа, в которой будет содержаться полная, достоверная и актуальная информация по всем предприятиям, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов, операторам по обращению с данными отходами, информация о видах, объемах, количестве образованных и переработанных отходов, местах накопления, лимитах на размещения и т.д. Система позволит заключать договоры, автоматически предлагая участникам минимально затратный вариант, делать аналитику, осуществлять контроль и производить расчеты для выстраивания оптимальной логистики.
3. Проектируемый объект предусматривает переработку только отходов химических источников тока (источников бесперебойного питания, аккумуляторов электротранспорта и батареек), являющихся отходами II класса опасности. Точный перечень предусматриваемых к переработке отходов с соотнесением их видов федеральному классификационному каталогу отходов был приведен в Приложении 1 обосновывающей документации, размещенной для ознакомления в рамках предварительных консультаций с общественностью.
Согласно действующему законодательству передача на утилизацию отходов I и II классов опасности возможна только предприятиям и организациям, имеющим лицензию на право обращения с данными видами отходов.
4. Вопросы допуска или не допуска общественности к результатам экологического мониторинга на аналогичных предприятиях в Европе находится в зоне ответственности данных предприятий.
Со своей стороны, в рамках ответственного подхода к реализации рассматриваемого проекта, АО «Русатом Гринвэй» обеспечивает соблюдение политики открытости информации на всех этапах реализации проекта.
5. Перечень образующихся в процессе эксплуатации ПТК отходов с указанием их видов и кодов в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов был приведен в Приложении 2 обосновывающей документации, размещенной для ознакомления в рамках предварительных консультаций с общественностью. Все образующиеся отходы будут передаваться для дальнейшей утилизации специализированным организациям, имеющим лицензию на право обращения с тем ли иным видом отхода. Образующиеся конечные продукты переработки батарей являются ценными вторичными материальными ресурсами.
6. В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 No 174-ФЗ и других действующих нормативно-правовых актов, проектная документация на создаваемый производственно-технический комплекс будет являться объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня Росприроднадзора, государственной строительной экспертизы Минстроя РФ (ФАУ «Главгосэкспертиза России»), а также, по инициативе граждан, объектом общественной экологической экспертизы. Предметом рассмотрения указанными экспертными комиссиями будут являться, в том числе, вопросы соответствия рассматриваемого для размещения проектируемого объекта земельного участка экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды и государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также правильность выполненных расчетов по оценке потенциального негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.
При проведении предварительной оценки потенциального негативного воздействия ПТК на компоненты окружающей среды, сводные результаты которой были отражены в представленной для ознакомления общественности обосновывающей документации, специалисты АО «Русатом Гринвэй» исходили из принципа презумпции потенциальной экологической опасности объекта, предусматривающей проведение расчетов при «наихудшем» сценарии, т.е. в расчётной модели экологической оценки использовались максимально возможные значения по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, отражаемыми эксплуатирующими технологическое оборудования организациями, в том числе компанией Accurec, при выдаче разрешения на выбросы.
Принцип «наихудшего сценария» был также применен при оценке концентрации загрязняющих веществ в воздухе городского поселения «Поселок
Воротынск», путем применения для него нормативов, установленных для населенных пунктов с численностью от 50 тыс. до 100 тыс. человек.
По мере подготовки материалы комплексной оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, а также проектная документация, отражающая предполагаемые к реализации технологические, технические и конструктивные решения, будут доступны для ознакомления всех заинтересованных лиц.
7. В представленной для ознакомления общественности обосновывающей документации периодичность отбора проб установлена с учетом организации непрерывного автоматического контроля выбросов и сбросов объекта, а также в соответствии с действующим законодательством в области экологического мониторинга, в частности Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
8. Мы осознаем свою ответственность перед жителями Калужской области, поэтому все подходы и методы, подтвердившие свою эффективность при формировании «здоровой» производственной среды, будут в полной мере применены на этапе эксплуатации проектируемого объекта.
9. Результаты комплексных инженерных изысканий участка предполагаемого размещения проектируемого объекта будут доступны для ознакомления общественности совместно с материалами комплексной оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, а также проектной документации, отражающей предполагаемые к реализации технологические, технические и конструктивные решения.
10. Для ознакомления общественности была представлена обосновывающая документация, содержащая предварительную оценку воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, а также принципиальные технико- технологические решения по организации технологического процесса утилизации целевых отходов. На текущий момент проектная документация, содержащая описание принятых решений по противоаварийным мероприятиям, на строительство ПТК не разработана. По мере разработки комплект проектной документации будет доступен для ознакомления общественности.
11. Проведенный предварительный анализ градостроительной ситуации в границах предполагаемой 1000 метровой санитарно-защитной зоны проектируемого объекта не выявил попадания в ее пределы как непосредственно границ национального парка «Угра», так и границ его охранной зоны. Сведения о расстоянии от границ предполагаемой санитарно-защитной зоны до границ охранной зоны национального парка «Угра» будут отражены в результатах инженерных изысканий и проектной документации, доступных для ознакомления общественности.
12. Проектируемый объект предусматривает переработку только отходов химических источников тока (источников бесперебойного питания, аккумуляторов электротранспорта и батареек), являющихся отходами II класса опасности.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что Решение о реализации намечаемой деятельности по строительству ПТК на территории индустриального парка «Воротынск» будет приниматься с учетом общественного мнения, выявленного на всех этапах подготовки обосновывающей документации, а также с учетом итогов рассмотрения комплекта проектной документации в государственных экспертных организациях Росприроднадзора и Минстроя России.
А.В. Лебедев