5 янв. 2021 г.

РИТМЫ ВРЕМЕНИ – эссе – Москва, декабрь - 2020 Юрий Михайлович Убеев, продолжение

 

5. БУРЯТ-МОНГОЛЫ 
До 1958 года существовала Бурят-Монгольская АССР, а праздновать 300-летие воссоединения Бурятии с Россией стала летом 1959 года в новом качестве – Бурятская АССР. Сейчас зовётся ещё короче – РБ – Республика Бурятия, а этнос – буряты. Н. Хрущёв «позаботился» о нашей идентичности, сменив вывеску, вычеркнув этноним – монголы, хотя европеец не сможет отличить нас от монголов, да и языки наши корреспондируется – ближе невозможно. Более чёткое выделение этноса бурятов произошло при советской власти. Сам же этнос бурятов разделяется на западный и восточный субэтносы, при этом весьма условно. Для примера возьмём Даши-доржо Итигэлова. Он из рода ашабагатов племени булагатов, его предки несколько поколений назад из Бохана или Осы Иркутской губернии откочевали в Селенгинскую долину. Ментально он стал сонголом единого этноса бурятов. Сегодня он прописан в Иволгинском дацане, но является Всемирным достоянием. (Уходил, оставаясь). Другой пример - Чингисхан. Его предками были в 22-ом поколении назад (примерно VIII век н.э.) – Бортэ Шоно (Серый волк) родом из Иркутской области и Алан Гоа (Прекрасная лань) с Хоринской пропиской – восток Бурятии. Уже их потомки откочевали в Монголию, прямой потомок Бодончар родился в районе р Онон до 970 г. Так что родина Чингисхана Хэнтэй аймаг – Хэрлын гол и ментально он чистокровный монгол. И здесь не надо заморачиваться: монгол и точка, поскольку имелись попытки приписать его к тюркам или китайцам – большой авторитет, как никак. Приватизация со стороны неуместна. От Бодончара пошёл род Борджигинов (сероглазых), к нему и относится сам Чингисхан. Около 20 млн. человек обладают уникальной Y-хромосомой, унаследованной от Чингисхана – это родовая метка Борджигинов. По описаниям он был высокого роста, рыжебородый с серыми глазами и, по версии писателя Чивилихина (роман «Память»), он был арийцем. Писатель связывает своё предположение с племенем динлинов, проживавших на юге Сибири (в районе Хакасии). Представители племени были высокорослыми и голубоглазыми, кочевой образ жизни допускает подобное родство. Динлины позднее исчезли, ассимилировавшись с соседними кочевниками. Чистокровным арийцем Чингисхан не мог быть, но гены от них мог получить. Кстати, арийцы – носители гаплогруппы R1а являются выходцами из Сибири (Аркаима) и расселились практически по всей Евразии, покорив Индию и дойдя до Балтики. Так что славяне в большей степени арийцы, чем немцы. И заметим – чистокровных этносов не бывает. Искусственное раздувание незначительных отличий западных и восточных бурятов происходит по глупости и намеренно. Различия есть и это неоспоримо, но общего так много, что это не может быть предметом спора, тем более раздора. Власть действующая согласно принципу: разделяй и властвуй – обретает здесь благодатную почву, потакая розни и немногочисленным «придуркам», рвущимся во власть. Западный субэтнос сильно «обрусел» благодаря христианизации – имена и фамилии – «выдают» этот в основном насильственный процесс XVIII-XIX веков, но шаманизм там имел весьма глубокие корни. И потому фамилия в их ментальности не более чем этикетка. О стойкости духа западного субэтноса может свидетельствовать сопротивление колонизаторам-землепроходцам, со стороны эхиритов и булагатов. Один из героев сопротивления Чепчугей с единомышленниками героически погиб в бою с казаками. Намучившись с предбайкальскими бурятами, казаки спустились по р. Лене, основали Якутский острог. Только через 25 лет, т.е следующее поколении казаков, поднявшись по Витиму притоку Лены и спустившись по р. Уде , основали Верхнеудинск – сейчас Улан-Удэ в 1666 году. Так сказать, покорили восточных. Низкая плотность населения, принявшего буддизм – религию с высокой толерантностью, способствовала совместному мирному проживанию. Однако притеснения со стороны пришлых были сплошь и рядом, аборигенов вытесняли или просто изгоняли с более плодородных земель, потому хоринские буряты отправили делегацию Петру Великому с жалобой на действия землепроходимцев. Он их принял, одарил подарками, издал соответствующий указ, вручил Грамоту делегатам и отправил домой. Это было политически зрелое и правильное решение. Но … «До Бога высоко, до царя далеко» и на местах власть творила что хотела. Последствия видны и в настоящее время – более плодородные земли Кабанска, Мухоршибири, Бичуры заселены в основном русскими. За три века с этим смирились и установилось: вы - пришлые пашите, а мы – аборигены будем овец и прочую скотинку разводить - таков негласный договор. Получается неплохо при современном соотношении: треть населения составляют буряты, две трети -потомки пришлых. Советская власть во многом преуспела, «окультурила» аборигенов – перевела письменность на кириллицу, обучила русскому языку, приобщила к русской культуре, к тому же повысила толерантность. Буряты приобщились через это к мировой культуре, однако сохранили свою идентичность, более того народ развивает свою самобытность в искусстве, хореографии, пении и других сферах человеческой деятельности. Не следует забывать - Москва направляла целевым образом высококлассных специалистов в Бурятию в 1920-1930 годы, тем самым создавая прочный культурный базис для развития собственной культуры. Понятно, что среди них было немало евреев. Ликбез и институты высшего образования позволили создать мощную прослойку интеллигенции в Бурятии. Росстат свидетельствует, что среди бурятов количество людей с высшим образованием на 10 тысяч населения очень высокое, по этому показателю они на втором месте после евреев. Следует особо отметить: русские и буряты сосуществуют, сожительствуют симбиотически, т.е. наблюдается их тесное взаимодействие и культурное обогащение. В этом плане буряты сильно «обрусели», хорошо овладев русским языком и культурой, в тоже время за последние четверть века стали более плотно идентифицироваться с монгольским миром. Вот это обогащение делает их более успешными в общественной жизни и политике. Такой дружбы между русскими и бурятами, при всех имеющихся и возникающих трениях, нет, пожалуй, ни в одной республике многонациональной России. И это надо беречь и лелеять, больше пытаться находить общее, а различия в ментальности были, есть и останутся. (Меньше слушать Жирика, больше слышать ближнего). Лев Гумилёв отмечает, что представители малых этносов стремятся получить образование и достаток (активы – золото и другую собственность). На счёт золота у бурятов – ситуация не прозрачная, но по образованности они преуспели: 70-80% учителей и врачей составляют буряты, среди учёных и преподавателей вузов – тоже самое. Даже из 10 сидящих в банной парилке 8 аборигенов. Из 11 сильнейших шахматистов Бурятии, включая Инну Ивахинову, десять буряты. (Окультуренная образованность какая-то?). И что же скрывается за этой статистикой? Обратимся к Ломброзо – врачу-психиатру конца XIX – начала XX века. Статистический материал его многолетних исследований показал, что у 74% гениальных (и талантливых) людей мозг больше среднестатистических данных популяции, в которой они находятся. Буряты не могут быть исключением из этой закономерности, получается, что эволюционно они ближе к кроманьонцам, чем другие этносы. Возможным объяснением являются такие факторы, как климат резко континентальный, когда днём +10 градусов, а ночью может быть -10, зимой – минус 30, летом +30. Также география – лесостепь, человек пребывает то в степи, то в лесу и охота на протяжении тысячелетий. Вот эти стрессовые ситуации определяли постоянный церебральный тренинг и сортинг, т.е. отбор на сообразительность и выдержку. Возможно поэтому буряты неплохие спортсмены-лучники, да и борцы-вольники туда же. Как было показано ранее, буряты обладают самым крупным мозгом. Они что – ближе к кроманьонцам, к природе, Байкалу? У бурятов он на 7% больше, чем у русских. С учётом коэффициента цефализации – отношения веса мозга к весу тела – преимущество составляет 10%. Но тут не следует обольщаться возможностью влияния на общественно-политические и экономические процессы в масштабах России. Возьмём адекватную пропорцию – 10% наиболее продвинутых в каждом этносе и получим тогда из полумиллиона бурятов - таковых будет 50 тысяч, из 150 млн. русских – 15 млн., а, скажем, китайцев будет 150 млн., как всё население России. А теперь простенький вопрос: у какого этноса больше шансов на прогресс? У какого этноса наибольшая вероятность рождения гения, подобного Аристотелю, Чингисхану, Марксу, Эйнштейну? При всех этнических различиях и особенностях, теория вероятности – закон больших чисел - будет на стороне китайцев, затем – русских и лишь потом – бурят. Правда теория вероятностей знает исключения: 600 тысяч монголов выдали Чингисхана, а 300 тыс. осетин – Сталина, этнические евреи Германии – К. Маркса и А. Эйнштейна. На то и существует вероятность. Так сказать, господин Случай. Как видим, величина мозга и условия, созданные Советской властью, совершили это небольшое бурятское чудо. Но особенное ускорение в развитии культуры и возрождении самобытности бурятов произошло в период «разгула демократии и анархии» - с конца 1980-х годов . Однако Бурятия не делало ставок на развитие образования последние 10-20 лет – «МК в Бурятии» № 25, 2020, Т. Никитина. Плоды бездействия. («Ю.У.: период правления Потапова и Наговицына). В её статье на это сетует Ф. Хандаров – завлаб цифровой экономики Института экономики и управления БГУ, научный руководитель центра олимпиадной подготовки «ENTER». Созданию соревновательно-олимпиадной экосистемы не уделялось должного внимания, лишь в последние пять лет активизировались в этой сфере. И ещё. В 1974-1976 гг. мне пришлось поработать в минсельхозе Монголии, министром был халх монгол, у него было восемь замов, из них шесть бурятов. Тогда в Монголии насчитывалось 40 тысяч бурятов из двух миллионов населения, в 1987-1988 гг. бурятов по статистике стало 16 тысяч. Вымерли? Да нет, просто основная масса населения это племя халхов (80-85%) и оно придавило бурятов – шибко умные. Потому им пришлось менять этническую принадлежность. (Мой друг Арвий – д. с.-х. наук - по родителям бурят родом из Кяхты заметил: у нас буряты среди монголов, как у вас евреи среди русских. Этим всё сказано). Цифровизация экономики и других видов деятельности как продолжение глобализации требует высокой интеллектуальной оснащённости, особо остро её необходимость ощущается в условиях ограниченных финансовых и других ресурсов. Невероятно бедная Индия создала превосходную электронную экосистему, программное обеспечение и эффективные алгоритмы управления экономикой, что позволило добиваться ежегодного прироста ВВП порядка 6-8%. Это пример того, что можно сотворить, мобилизуя должным образом интеллектуальный потенциал. А он в Бурятии имеется и не только в научно-преподавательской сфере, но и среди продвинутых учителей школ, в инженерной среде. Нужно только по-умному мобилизовать имеющиеся человеческие ресурсы. Вспомним, как Ленин создал план ГОЭЛРО в нищей разграбленной России, или возьмём Японию и Корейскую республику, по природным ресурсам они беднее Бурятии, за исключением морепродуктов, но они впереди громадной и богатой природными ресурсами России по величине ВВП. Наш человеческий фактор, как главный движитель прогресса придавлен тупым и жадным чиновником, обитающим в высших эшелонах власти. Потому управление экономикой и чем бы то ни было, говоря по-простому, хреновое. Помните, вначале была приведена сентенция: «Не время проходит – проходим мы». Так вот, Япония, Корея за полвека, Китай – за четверть века прошли, совершили скачок в будущее, мы же, по оценкам экспертов, упали в ранний разбойный капитализм и даже в феодализм по политустройству. Наша особость, видимо, состоит в каком-то экзистенциальном ритме времени, которое следует пережить. Но как долго? У В.И. Ленина была статья «Шаг вперёд, два шага назад», у нас получилось «по-ленински» - так, как не надо делать. Придётся браться за другой его труд – статью «Что делать? Буряты находятся в двойственной позиции-положении: - по этно-культурным характеристикам они относятся к монгольскому миру; - по политэкономическим, а также в известной мере культурной сфере – они относятся к суперэтносу российскому. Это – не дуализм, а серьёзное и глубокое обогащение сознания и не только, ещё и подсознания. Последнее иногда передаёт в сознание национализм, либо нормальный, либо с определённой патологией, содержащей субэтническую исключительность и обособленность, которые могут подавляться сознанием, обращаясь в толерантность, либо обретают черты нетерпимости, уходя из под контроля сознания. Немного истории о становлении республики. (Материалы Скрынниковой Т. Д., Батомункуева С.Д., Варнавского П. К.. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации, 2004, Улан-Удэ). Что интересно, так то, что бурят-монголы активно включились в революционную деятельность. В результате был создан 25.04.1917 Центральный национальный комитет бурят-монголов Восточной Сибири (Бурнацком) – высший исполнительный и распорядительный орган власти бурятов. Образован он в соответствии с решением 1-го Всебурятского съезда путём преобразования из временного оргкомитета по делам автономии бурят-монголов с резиденцией в г. Чита и отделом в г. Иркутске. Его задачи: подготовка к выборам в Учредительное собрание и к введению местного самоуправления. Функции комитета: создать сеть национально-просветительных учреждений, издательств, органов пропаганды, отрядов самообороны. Бурнацком стал руководящим органом автономии – «Буряад-монгол улс», включавший земли вокруг Байкала. В ноябре 1918 года преобразован в Бурят-монгольскую народную думу. Осенью 1919 года она была разгромлена атаманом Семёновым. Председатели Бурнацкома: Элбэк-Доржи Ринчино – апрель-декабрь 1917 г., Цыбен Жамцарано – декабрь 1917-март 1918 г., Михаил Богданов – март-апрель 1918 г., Даши Сампилон – апрель 1918 – осень 1919 г.. Богданов Михаил Николаевич (1878-1919) род. С. Укыр Идинского ведомства (Боханский р-н) Иркутской области. Окончил иркутскую гимназию, Казанский учительский институт, слушал лекции в Томске, Петербурге, Берлине, Цюрихе, овладел английским, немецким, французским и другими языками. Сфера его занятий: история, экономика, этнография, право, землепользование бурятов, хакасов, калмыков и других народов России. На 1 Всебурятском съезде 23-26 апреля 1917 г. был утверждён его проект о национальном самоопределении. (Совпадение по времени с апрельскими тезисами Ленина. Не мистика, но смыслы). Основные идеи проекта: - создание национальных автономий в Иркутской губернии, Забайкальской области, которые будут объединены в одну автономию; - автономия будет состоять из сомонов, хушунов, аймаков; - верховным органом будет Бурятская национальная дума – Буряад Улсын Сугалган. Исполнительный орган Бурнацком. Реализации проекта помешала гражданская война. Богданов ушёл в подполье, в конце 1919 г. расстрелян по приказу атамана Семёнова. Величайшая заслуга М. Богданова, виднейшего общественного деятеля, талантливого организатора, трибуна, революционера-народника состоит в том, что он всей своей деятельностью революционизировал бурятское общество, создал определённое умонастроение в улусах, оказывал огромное влияние на молодую растущую интеллигенцию, нацеливая на борьбу с несправедливостью, отсталостью и реакционностью. Жамцарано Цыбен Жамцаранович (1881-1942) род. С. Хойто Агинского родового управления. Окончил трёхклассное училище в г. Чита, поступил в гимназию, основанную П, Бадмаевым в С.-Петербурге, оставил её из-за принуждения принять православие. Поступил в Иркутскую учительскую семинарию, увлёкся народным творчеством, собирал предания, эпос, изучал шаманизм. С 1903 г. вольнослушатель Санкт-Петербургского университета, объездил районы этнической Бурятии, собирая фольклор. С 1905 г. общественно-политическая деятельность. В 1907-1908 гг. читает лекции по монгольскому языку в С.-П. университете. До 1917 г. много путешествует по Монголии, работает при дворе правителя Богдо Гэгэна VIII. 1917-1918 гг. член Бурнацкома, комиссар по национальным делам Забайкальской области, преподаватель Иркутского университета. Член партии СР, затем левый эсер, выступал с позиции нейтралитета бурятов в гражданской войне. Возможно поэтому его сменил М. Богданов на посту председателя Бурнацкома. Принимал активное участие в создании Монгольской Народной Рабочей партии. Как член ЦК МНРП представлял её в июле 1921 г. на III Конгрессе Коминтерна в Москве и был уполномоченным представителем Монголии для установления взаимоотношений с РСФСР. До 1932 г. работал в Монголии на различных должностях. 1932-1937 гг. работает в Институте востоковедения в Ленинграде. Президиум АН СССР присвоил ему степень доктора филологических наук, затем чл.-корр. АН СССР. Арестован 11августа 1937 г., умер в тюрьме 04.05.1942 г. Элбэк-Доржо Ринчино (1888-1938) – выдающийся бурятский общественно-политический, государственный и военный деятель, активный участник международного революционного движения и создания Бурят-Монгольской республики, первый председатель Бурнацкома. Являлся одним из организаторов и участников народной революции в Монголии, председателем Реввоенсовета МНР, советник правительства, член Президиума ЦК МНРП., член Великого и Малого Хурала МНР. Видный идеолог панмонголизма. Учёный востоковед, переводчик, просветитель, создатель (совместно с А. Доржиевым и Н. Амагаевым) современного бурятского алфавита, профессиональный политэкономист. Родился в с Хилгана Баргузинского аймака, мать из рода Шоно племени эхирит. Отца не знает. Видимо есть еврейская кровь. (Есть сходство с Лениным не только по роду деятельности, но и по крови – еврей х монголоид). Сказался эффект гетерозиса. Он окончил приходскую школу, реальное училище в Троицкосавске, Верхнеудинске, в Томске экстерном сдал экзамены в гимназии, затем поступил учиться на юриста в университет Санкт-Петербурга в 1909-1913 гг.. Ещё в 1906 г. в Верхнеудинском реальном училище состоял в социал-демократической организации под руководством большевика Б. Шумяцкого, в университете продолжил революционную деятельность. Одновременно увлекался фольклором. В 1917 работал в кооперации зав. отделом статистики (г. Чита). В апреле 1917 г. избирается председателем Бурнацкома, в мае 1918 г. – министром просвещения Временного сибирского правительства. В 1920 г. В. Ленин и Луначарский принимают Ринчино и Агвана Доржиева с докладом о необходимости создания Бурят-Монгольской автономии. Результат: 30 мая 1923 года Ленин подписал документ об образовании автономии. Бурят-Монголия стала республикой. Другой результат. Репрессирован. Суд состоялся в Иркутске 3 июня 1938 г.. Расстрелян через 23 дня. (Он достоин быть включённым в общемировую рубрику «Гении и злодеи»). Сампилон Даши (1891-1938) род. в Сомоне Аршантуй Агинской степной думы. Окончил Агинскую церковно-приходскую школу с отличием. В 1908 г. стал слушателем Московской земледельческой школы и закончил досрочно, экстерном сдав экзамены. В 1913 г. постпил Тимирязевскую сельхозакдемию, там он увлёкся революционными идеями. В 1917 г. избран делегатом Всероссийского съезда крестьянских депутатов и становится членом исполкома. В январе 1918 г. был избран председателем Иркутского отдела Бурнацкома. Несколько ранее в 1917 г. состоял членом бурятско-калмыцкого комитета. Он был идеологом национального движения, сближения и единения монгольских народов. Ему не суждено было работать в БМАССР, привлекли для работы в наркомате иностранных дел в Москве, секретарём и советником в посольстве СССР в Монголии, также в качестве советника министерства народного хозяйства. Много жил в Европе, представляя Монголию в Берлине, Мюнхене, Париже, Лондоне, Брюсселе, Праге, Вене. 1929 год стал для него трагичным, арестован в Монголии и вывезен в СССР, обвинён в антигосударственной деятельности, осуждён на 10 лет. Отбывал срок в Соловках. Затем был востребован и работал под конвоем в Ленинграде и на Белом море. Его ещё раз судили и подвели под расстрел, что и было совершено 20 января 1938 г. Такова судьба отцов-основателей государственности современной Бурятии великих сынов бурятского народа – баргузинского эхирита Ринчино, булагата Богданова и двух представителей Аги Жамцарано и Сампилона – быть героями истории до последних мгновений жизни и остаться такими в нашей памяти. Их деятельность жизнеутверждающая и достойна подражания, их интеллектуальная оснащённость поражает воображение (настоящие члены АН СССР, академики как минимум). Нарком просвещения Луначарский отметил ещё тогда: чтобы вести разговор с Агваном Доржиевым нужна очень серьёзная подготовленность. А ведь нарком был невероятно эрудированным человеком. Бурнацком функционировал всего 2,5 года, но он много сделал, благодаря энергичной деятельности его членов и, в первую очередь, четырех его председателей. В составе комитета также работал Барадийн Базар Барадиевич (1878-1937), будущий министр просвещения БМАССР. Родился он в с. Могойтуй Агинской степной думы. После окончания приходской школы в Агинске учился в Читинской городской школе. В 1895 г. выехал в С.-Петербург для обучения в частной гимназии П. Бадмаева. В 1898 г. вернулся в Агинск и вскоре поехал с бурятским купцом в качестве переводчика в Германию, Швейцарию, Италию. Там он многое открыл для себя. В 1901 г. поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета, через год перевёлся на факультет востоковедения. Будучи студентом, включился в общественно-политическую деятельность. В 1905-1907 гг. сопровождал Далай-ламу XIII из Урги (Улан-Батор) в Тибет. Там 8 месяцев жил в монастыре Лавран, оттуда привёз дневники, очерки, фотографии в Санкт-Петербург. Сделал доклад в Русском географическом обществе, ему вручили премию Пржевальского. До 1917 г. преподавал в С.-Петербургском университете. После февральской революции вернулся в Сибирь, в Бурнацкоме организовал Бурнацкульт, учительские курсы. В созданной БМАССР стал первым министром просвещения. С 1935 г. работал в Ленинграде. В феврале 1937 г. арестован, 24 августа осуждён и вскоре расстрелян. Большой террор 1937-1938 были годы «дикой охоты» на интеллектуалов – учёных, политиков, администраторов. Следствие вели, как правило, малограмотные работники НКВД и ГБ. В это время было уничтожено всё руководство республики – люди, преданные делу революции и советской власти. Арестован 21.09. 37 первый секретарь обкома ВКП(б) М.Н. Ербанов, обвинённый в панмоголизме (якобы возглавлял это националистическое движение), через несколько месяцев был расстрелян. 18 марта 1938 г. были арестованы второй секретарь обкома А.А. Маркизов, председатель СНК Д.Д. Доржиев, председатель БурЦИК И.Д. Дампилон, секретарь обкома ВЛКСМ, три завотделами обкома ВКП(б), 11 секретарей аймкомов, 7 председателей аймисполкомов. За 1937 год и 10 месяцев 1938 года арестовали 6836 человек, осудили 4907, из них расстреляли 2483 человека, остальным – различные сроки. В Бурятской кавалерийской бригаде десятки офицеров были арестованы, большинство расстреляны. Служители религий пострадали ещё в большей степени: 1710 лам, 61 православный поп и 25 старообрядцев. Всего же было репрессировано 20 тыс. человек, из них 6 тыс. расстреляли. Это был геноцид, особенно в отношении малочисленного бурятского населения – по переписи 1926 г. их было 215 тыс., переписи 1937 г. – 190 тысяч. Следует иметь в виду, что в период коллективизации 15-20 тыс. бурятов сбежало в Монголию от насилия и принуждений. Как следствие были и бунты, наиболее крупным было ноёхонское восстание, также бичурское, хоринское и другие. Бунты, естественно, были подавлены, участники репрессированы. Теперь посмотрим что было поближе, чему сам был свидетелем. В 1955 г. я поступал на зоотехнический факультет зооветинститута, после сдачи приёмных экзаменов состоялось собеседование. Сам директор института Василий Родионович Филиппов проводил это мероприятие. В беседе со мной пересказал мою родословную, он оказался земляком моих родителей. Откуда мне горожанину было знать её в свои 17 лет. Он показался мне тогда добродушным и многознающим человеком, что впоследствии подтвердилось. В 1958 г он был назначен Председателем Совета Министров БМАССР, а в 1961 г. первым секретарём Бурятского обкома ВКП(б). (Тогда ещё инерционно сохранилось сталинское отношение к учёным и науке) В годы войны он был первым секретарём Хоринского райкома партии, а секретарём комсомола при нём был А.У. Модогоев. Гораздо позже, когда он был председателем БФ СО АН СССР, он рассказывал как они на телеге вдвоём объезжали деревни, летом, иногда останавливались у речки и уничтожали одёжных вшей. Такова была проза жизни, а главное - их работа шла под девизом – всё для фронта. В 1960 г., будучи Председателем СМ, направил выпускника ветфака Владимира Саганова бригадиром хозрасчётной молочной фермы в Тунку. С этого началась его административно-политическая деятельность, его триумф. Василий Родионович обладал феноменальной памятью, знал в лицо и по имени тысячи и тысячи людей, оказывал им помощь и содействие. Также обладал деловой хваткой – отстроил БурСХИ, Бурятский филиал СО АН СССР. Оказал решающее влияние для дальнейшего развития сельского хозяйства через внедрение хозрасчёта и передовых технологий. Андрей Урупхеевич Модогоев стал первым секретарём Бурятского обкома КПСС в 1962 г., сменив В.Р. Филиппова на этом посту. В 1955-1957 гг. был первым секретарём Кяхтинского РК КПСС в период целинной эпопеи. Тогда он железной рукой проводил политику партии и правительства, увеличив площади под пашней в три раза. Через 2-3 года половина из них стала превращаться в барханы, характерные для пустынь и полупустынь. В 1957 г. был направлен на учёбу в Высшую партийную школу при ЦК КПСС, затем немного поработал инструктором ЦК и вернулся в Бурятию. Правил ею до 1984 года. За этот период было построено много промышленных предприятий, дорог, совершенствовалась инфраструктура, первые годы наблюдались успехи в развитии сельхозпроизводства. Но затем наступила деградация пашни и пастбищ из-за непродуманной аграрной политики. Произошло опустынивание пастбищ – перевыпас овец тому причина, в колхозах и совхозах поголовье овец перевалило за 1,5 млн. голов, был и рекорд 1,842 млн., а с частным сектором доходило почти до 2 (двух) млн.. Это на 1 января, а на пастбище выгоняли уже вместе с ягнятами 2,5 млн. голов. В результате чего в пятилетку 1976-1980 гг. падёж от недостатка корма составил 1,5 млн. голов и реализовали на мясо за этот же период также 1,5 млн., причём половина из них была нижесредней и тощей упитанности после летне-осеннего нагула. Рост поголовья овец объясним по очень простой причине – производство шерсти и баранины было высокорентабельным, тогда как молоко и говядина – убыточным или низкорентабельным. На доходы от овцеводства строились школы, больницы, клубы, приобреталась техника и та же зарплата крестьянам выделялась из общего котла совхозов и колхозов. Не учли только ёмкость экологической ниши. Пастбища настолько деградировали, что тарбаганы вывелись по этой причине, охотники меньше уничтожили. Овцы их «съели». Выверенное веками экологически приемлемое поголовье овец составляло 500 тыс. голов. За счёт высокопродуктивных пастбищ площади под пашней довели до 1 (одного) млн. га, из которых в последствии 600 тыс. га стали эродированными и эрозионно опасными. Дважды собирали по полмиллиона тонн зерна, но в среднем урожайность была невысокой – 10,6 ц/га за 1971-1980 гг. Партия управляла сельским хозяйством порой неразумно – команды из Кремля, из обкома, к сожалению, не имели эколого-экономического обоснования. А.У. Модогоев запомнился как обладатель сильнейшей политической воли и феноменальной памятью, как жёсткий проводник линии партии и правительства. А куда было деваться, потому и правил республикой 22 года. Интересен его биографический момент: во время коллективизации отца его раскулачили, сам он по льду Байкала перебрался в Бурятию и какое-то время работал в Еравне бухгалтером-счетоводом. Беляков Александр Михайлович был первым секретарём с 1984 года по 1990. До этого он 14 лет возглавлял горком КПСС. Будучи инженером строителем, активно способствовал изменению облика Улан-Удэ и, что очень важно, при нём построили единые очистные сооружения, что способствовало повышению экологической безопасности Байкала. О его назначении на пост первого секретаря ходила в народе байка. Когда стало очевидным, что тов. Модогоеву пора на заслуженный отдых – 22 года как никак пахал и маразм приближался, то естественно стал вопрос о преемнике. Высоко на его место котировался В.Б. Саганов, также и Николаев Б.И.. Но…не судьба. Тов. Беляков любил париться в баньке в п. Звёздный с генералом Говоровым. Как обычно в таких случаях бывают длительные разговоры за рюмкой чая про то - про сё, одним словом, за жизнь. Обойти тему замены конечно не могли. И генерал поспособствовал его назначению на должность первого, попав на приём к секретарю ЦК КПСС Капитонову, который ведал кадровой расстановкой в регионах. На областной партийной конференции кандидатура Белякова прошла безальтернативно. Рядом с некоторыми членами бюро обкома он выглядел слабоватым, потому избавился от них: ЦК отправил Саганова в Посольство СССР в КНДР, Потапова – в Ашхабад заместителем Председателя Президиума Верховного Совета Туркмении. Сереньким был тов. Беляков, но, говорят, заседания бюро без мата не проводил. Потапов Леонид Васильевич – такой же как Модогоев лидер-долгожитель, вначале с 1991 г. на должности Председателя Верховного Совета Республики Бурятия, затем – президент РБ до 2007 г. Его положительные черты: умение выслушать собеседника, доброжелательность и обещать, обещать. Человек от него уходил окрылённый надеждами. Правда, не всегда они сбывались, но такова жизнь. Он обладал феноменальной памятью и такой же работоспособностью. Однако можно много работать, но немного не в ту степь. Вот это как раз про него – недостаточное понимание рыночных механизмов и нерешительность не позволили Бурятии развиваться хоть немного лучше средних по России показателей. Бурятия тогда, да и сейчас, по ресурсному обеспечению была на 17-м месте, а по социально-экономическим показателям - на 76-79-м месте. Как сказали бы сейчас – он был «эффективный менагер» - автор современного состояния экономики РФ. Его грубым промахом было увольнение Иванова А.С. – заместителя Саганова В.Б. в правительстве по экономическим вопросам. Помнится, примерно в тоже время проходили выборы главы Красноярского края. Генерал Лебедь во втором туре выиграл и соперника назначил своим первым заместителем, таким образом он консолидировал избирателей, весь народ края на выполнение предстоящих задач. В этом действии ещё, кроме мудрости, присутствует благородство генерала победителя. Иванов Александр Семёнович был соперником Потапова на выборах и как экономист был на голову выше его. Трусоват оказался наш лидер-долгожитель - в результате своих мест в правительстве лишились Саганов, Егоров и ряд министров бурятов. Это была какая-то мелкая месть за страхи в предвыборной гонке. А ведь поставь Иванова своим первым замом, история развития могла быть и получше. Но – не судьба. (Абы да кабы – неуместны, конечно). Помню также шум в нашей прессе, когда Потапов продал мэру Москвы Лужкову консервный рыбзавод в п. Усть-Баргузин. Завод вывезли и, кажется, сдали на металлолом. (Московский бюджет может позволить такую мелочёвку, но для жителей Бурятии консервы «Мелкий частик» - продукт завода был превосходный закусон к рюмке чая). Лужков технично убрал конкурента в пользу своих структур. Были и другие экономические промахи, но не так много в силу нерешительного характера – не делал резких движений, не предпринимал серьёзных шагов в экономике. Таков был доктор экономических наук Л.В. Потапов. При нём же Конгресс бурятского народа прекратил свою деятельность – минюст и суд придрались к тому, что слишком поздно оповестили о смерти президента КБН Егорова Е.М.. Причина конечно в другом – компетентным органам мерещится всегда национализм, панмонголизм, японские шпионы. В общем довольно тускло прошла жизнь при Потапове. При Модогоеве он был секретарём обкома КПСС по промышленности и даже первым секретарём в 1990 г., но оказался нестойким коммунистом и был исключён (кажется в 2011 году) из рядов КПРФ за поддержку очередной благоглупости из центра. Саганов Владимир Бизьяевич прошёл путь от секретаря комсомольской организации зооветинститута в 1960 г., бригадира хозрасчётной бригады молочной фермы, директора совхоза, председателя исполкома Тункинского района, замминистра, министра сельского хозяйства, первого зампреда Совета Министров до премьера Республики Бурятия, и всё это до работы в посольстве СССР в КНДР и после. По своему характеру он был супермен с великолепной реакцией, хорошей эрудицией и железной деловой хваткой. В отличие от обтекаемого Потапова мог оскорбить человека по делу или просто сгоряча, но вершить дела умел в нашем застойном забюрократизированном обществе-государстве. Насколько позволяла система. Это – суть и стержень его характера. Наговицын Вячеслав Владимирович сменил Потапова, засланец центра с целью вдохнуть свежие силы в развитие республики и замены стареющего предшественника. К нему потянулись, поскольку умел рисовать перспективы ускоренного роста экономики, умел хорошо говорить и пиариться. При нём построили большой свинокомплекс в Заиграевском районе за 3,1 млрд. рублей, тогда как можно было обойтись 100 – миллионным кредитом для предпринимателя Баданова, который он запросил у правительства. Сравните – в 31 раз дороже. Но общеизвестная российская откатная технология взяла верх. К тому же заранее было известно, что свиньи будут содержаться на завозных кормах, дорогих естественно. Но не из своего же кармана. Кстати, он обещал в самом начале, что республика перестанет быть дотационной. И построил громадный спортивный комплекс стоимостью в миллиарды рублей, ныне пустующий на 60-70%. Наш лидер завёл дружбу с миллиардером Малкиным, сделал его сенатором от Бурятии, тот пообещал построить заново ипподром. Сломали его, но построить «забыли» и стоят эти руины, как свидетельство «эффективной» деятельности г-на Наговицина. А что Малкин? Кинул и сбежал в Израиль. Неплохо было бы, если бы Наговицин с Чепиком – своим тогдашним заместителем по экономике - скинулись и построили ипподром, деньги у них должны быть. На некоторую непрозрачность бюджетных расходов указывает тот факт, что его первый заместитель Егоров И.М. не имел права подписи на денежных документах. Этим правом обладал Чепик. Его подельник. Интересно проследить эволюцию отношений электората и главы за период 10-летнего правления: сначала он очаровал, через пять лет – просто очаровашка, в конце правления – тянул на изгоя. Но Кремль не сдал его, назначив сенатором указом А. Цыденова, несмотря на протесты народа. Как говорил Аркадий Райкин, власть «пилюёт» на его (народа) мнение. Эта же власть не пустила коммуниста В. Мархаева на выборы главы республики в 2017 году. Трусливая, однако. Мархаев Вячеслав Михайлович – экс-сенатор от Иркутской области, настоящий полковник, а мог быть генералом. В недавние времена Москва трижды поочерёдно направляла к нам полковников на должность министров МВД РБ, они получали звания генерал-майора и также поочерёдно становились уголовниками. Двоим надели «браслеты» в Улан-Удэ, третьего догнали в Волгограде, там он, кажется, успел получить погоны генерал-лейтенанта. Эти назначенцы, видимо, полагали, что с аборигенами можно не церемониться и отвязались. Согласитесь: министр-уголовник и есть тот сукин сын, который «наш» для Кремля. (Использована цитата президента Рузвельта о диктаторе-назначенце от США на острове Гаити). И ещё одна черта - у министров МВД РБ 6-8 замов и все русские, ни одного бурята. Это дискриминация? Бурятофобия? Пусть каждый сам ответит – себе, соседу, любому гражданину Бурятии. Следовало бы в районах с преобладающим русским населением ставить начальником отдела бурята и наоборот – там, где бурятов больше ставить русского. Дружба плотнее стала бы. Мархаев В.М. был в своё время замминистра, но после того как ему не продлили контракт, продолжил свою деятельность на поприще установления справедливости – сначала был избран депутатом Народного Хурала, затем депутатом ГД России. Это его крест – борьба за справедливость. Его последнее перед каникулами инициатива в Совете Федерации против сплошной вырубки леса около Байкала показала, что и один в поле воин. Мужества ему не занимать. Сенаторы от Бурятии Варфоломеев и Наговицын проголосовали «За», предав интересы жителей не только проживающих у Байкала, но и интересы объекта мирового наследия, достояния всех жителей планеты. Правда, с Мархаевым был солидарен ещё один - сенатор от Иркутска, не оставил его одного против 168 членов СФ РФ. Честь и хвала им обоим. Известно, что всё познаётся в сравнении. Кто такой Наговицын или Чепик против Мархаева? Думаю, так себе – мелочёвка говорливая. И жадная, к тому же. Заметим – есть биография и есть судьба. Разные вещи, не правда ли? продолжение завтра

Земля слухами полнится, а что в самом деле

Я перестал удивляться. Наша власть может многое. Но не все. И если вовремя информация, точная информация появится, то население найдет способ противостоять. Я уже говорил, что по Воротынску гуляет онфа, что хотят вбухать предприятие по переработке ТБО.  Посмотрим, что официальная власть скажет. Там только недавно закрыли полигон и новое подобное предприяти не фонтан.

Министру строительства и ЖКХ Калужской области В.В. Лежнину 

 Запрос информации 

Уважаемый Вячеслав Вячеславович! 

По поселку Воротынск Бабынинского района распространяется информация о том, что рядом с Воротынском в направлении деревни Харское, будет строится завод по переработке ТБО.

4 янв. 2021 г.

ПроходяМиМо: Росгвардия и "баба Маша"


Как то незамеченной на фоне общей эйфории власти от празднования "Калуга Новогодняя столица России 2021" прошла информация о том, что в январе 2021 года калужские школы, по крайней мере на месяц, останутся без надлежащей охраны и защиты. Охраны, которую, согласно обязательному требованию федерального законодательства и принятому год назад решению, осуществляет Росгвардия. За два дня до нового года, в режиме видеоконференции, женщина, возглавляющая калужское образование, сообщила ошарашенным директорам калужских школ, что в январе им придется вернуться к защите и охране своих учреждений силами "бабы Маши". Начальница заявила, что конкурсная процедура по привлечению росгвардейцев с их охранными функциями провалилась. То ли документация ( в который уж раз) оказалась не готова, то ли отсутствие необходимых средств в городском бюджете, не позволяет исполнить требование закона. Потому калужские школы будут охраняться не специально лицензированными и подготовленными росгвардейцами, а "веником бабы Маши"и, может быть, даже на вновь привлекаемые родительские средства, поскольку в бюджетных сметах образовательных организаций расходы на эти цели не заложены. Потому выкручиваться директорам придется за счет "изыскания" их из заработной платы учителей и других работников школы, либо привлекая родителей. Давно уже приученные не задавать лишних вопросов директора школ приняли неожиданное сообщение своего никчемного руководства как должное и лишних вопросов задавать не стали. А зря, мы бы спросили. Спросили и попросили объяснить, почему фактически частная территория сенатора Артамонова с забором, окружающим его барскую усадьбу в городском бору, без всяких там конкурсов или процедур, круглосуточно и без выходных, без перебоев охраняется целым подразделением росгвардии на бюджетные средства.

А вот по одному охраннику на школу , в которой пребывают более тысячи душ детей, ввиду отсутствия средств в бюджете или головотяпства чиновников, найти не представляется возможным и ее должна охранять "баба Маша с веником". Но такие вопросы в регионе давно уже не задают. Даже депутаты.

Виктор Гюго, 1832 год Из предисловия к пьесе «Король забавляется»



Собрание сочинений в 10 томах, том 2-й «Драмы»
...Переживаемый нами сейчас переходный политический момент весьма любопытен. Это одно из тех мгновений общей усталости, когда в обществе (даже наиболее проникнутом идеями независимости и свободы) возможны всяческие проявления деспотизма.
Сейчас многие выбились из сил. Отсюда проистекает странная боязнь всего, что движется вперёд; всего, что шевелится, что вслух рассуждает и мыслит.
Этим страхом перед новыми революциями власть злоупотребляет. Она дошла до мелочной тирании. Она приносит вред и себе, и нам. Если она думает, будто в умах царит теперь равнодушие к идеям свободы, то она ошибается. Есть только усталость. Когда-нибудь у власти жёстко потребуют отчёта во всех противозаконных действиях, которые с некоторых пор всё учащаются.
Какой огромный путь власть заставила нас проделать! Два года тому назад можно было опасаться за порядок, а теперь многим приходится дрожать за свободу…
Государство шатается, законы рушатся, политическое единство, раздираемое интригами, дробится. Элита дичает и вырождается; все ощущают предсмертную слабость – и внешнюю, и внутреннюю. Главные государственные устои рухнули – нет больше полиции, финансов; все понимают, что приходит конец. Отсюда во всех умах рождается тоска о прошлом, опасение за будущее, недоверие ко всем и ко всему, уныние и глубокое отвращение.
Так как болезнь государства гнездится в самой верхушке, то близкие к ней заболевают первыми. Часть элиты, менее честная и менее благородная, остаётся «при дворе». Всё должно вскоре рухнуть, время не терпит, надо спешить, надо обогащаться, пользоваться обстоятельствами. Все думают только о себе. Не питая ни малейшей жалости к стране, строят своё личное счастье на великом общественном несчастии. Люди домогаются всего, хватают и расхищают всё – ордена, звания, должности, деньги. Живут только честолюбием и алчностью. Скрывают под внешней благопристойностью тайное распутство. Люди становятся жестокими. А когда наступает день опалы, в душе чиновника, впавшего в немилость, пробуждается нечто чудовищное, человек превращается в демона.
Безнадёжное состояние государства толкает другую, лучшую половину элиты на иной путь. Она проникается отвращением ко всем делам; она ничем не может помочь, ибо приближается конец света. Что можно сделать и стоит ли предаваться отчаянию? Надо забыться, закрыть на всё глаза, жить, пировать, наслаждаться. Кто знает, есть ли впереди хотя бы год.
Картина, которую мы сейчас бегло обрисовали, встречается в известный момент в истории всех монархий, но особенно ярко она обнаруживается в Испании конца ХVII века...

 Искренне Ваш,

ARTUR SMOLYAR  

Путешествие по демографии. Туркмения, русские области и секреты КПСС


– Привет!. Въелось мне в память сказанное тобой в предыдущем путешествии: «безмолвные переписи – самые бесстрастные свидетели того, что было на самом деле».

 Здравствуй!.. А что - разве не так?.. Это же тот случай, когда «написано пером, не вырубишь топором». Ведь переписчики вносили цифры в переписные листы химическими чернилами или химическим карандашом. Так же заполнялись и первичные таблицы.

– Но эти данные можно извратить в интересах начальника.

 Что и делалось на самом верхнем уровне.

– Давай перейдем к политике «дружбы народов» которую я пропагандировала, будучи завотделом райкома. Отправимся в путешествие по демографии Туркмении.

– Тогда смотри графики. А я кофе сварю.

Графики автора. Данные переписи 1989
Графики автора. Данные переписи 1989

– Есть разница с графиками Узбекистана и русскими областями?

– Нет никакой. Провал потока Туркмении в годы Великой Отечественной Войны, в 1941-45 годах заметно меньше.

– Добавлю, к 1948 году потоки восстановились до предвоенного уровня,

– А к 1980-м вижу отличие. Поток Туркмении в ПЯТЬ раз больше, чем во Владимирской области.

 Давай, посмотри еще области.

Графики автора. Данные переписи 1989
Графики автора. Данные переписи 1989

– Принципиального отличия от предыдущих графиков нет.

– Посмотри ещё. Есть ли отличие между областями Туркмении?

Графики автора. Данные переписи 1989
Графики автора. Данные переписи 1989

– Все потоки трех областей Туркмении идентичны.

– И отличия от областей Узбекистана, тоже нет.

– Да, влияние секретного фонда и национальной политики компартии в Туркмении и Узбекистане одинаково.

– А теперь смотри, как жили туркмены в 1900-х годах.

Фото С. М. Прокудина-Горского. Семья текинца, 1907 год
Фото С. М. Прокудина-Горского. Семья текинца, 1907 год

– Напомню, Сталин на 12 съезде РКП(б) в апреле 1923 нацелил генеральную линию партии так: «Русские всем должны. И должны развивать промышленные очаги в республиках».

– В основном, это было мудрое решение Сталина.

– Ты говоришь мудрое решение... За 1920 – 30-е годы из областей Русской равнины изымались в Туркмению десятки тысяч молодых русских. А всего за годы СССР было отправлено в Туркмению более 350 тыс. Только отправка в Туркмению лишила русские области не менее двух миллионов детей.

– Но в Туркмении у них рождались и вырастали дети!.

– При «развитии промышленных очагов» Туркмении русским было не до детей. Жизнь русских была такой: мужчины строили каналы, разрабатывали месторождения нефти и газа, а их жены развивали образование и здравоохранение.

– А туркмены хотели и имели 10 – 12 детей.

– Нравится тебе это или не нравится, но надо осознавать: русские вместо того, чтобы растить своих детей на Русской равнине обеспечивали «производство детей» туркменов.

– Графики русских областей – это как раз и показывают

– Шли годы и десятилетия. И в 1990-х главный коммунист Туркмении Сапармурат Ниязов объявил себя несменяемым туркмен-баши. По всей Туркмении наставил себе памятники. В том числе 14 метровый вращающийся за Солнцем из чистого золота,

Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

– Давно известно, гордыня правителей меры не знает. Не является исключением и гордыня правителей Туркмении.

- Вот тебе и результат мудрых решений Сталина и секретных фондов КПСС, по которым «русские всем должны».

Продолжение следует.

РИТМЫ ВРЕМЕНИ – эссе – Москва, декабрь - 2020 Юрий Михайлович Убеев, продолжение

4. ВЕЛИКИЕ ИМЕНА РОССИИ 
Вспомним своих великих, прислушаемся к ним, вникая одновременно в наш современный сюрреализм. Александр Невский. О нём немало было сказано ранее. Добавим: канонизирован он был, произведён в святые спустя два века после смерти, а закреплением приставки Невский он обязан Петру 1, который этим действом как бы освятил прорубленное «окно в Европу» А.С. Пушкин. «К Чаадаеву»: 
Пока свободою горим, 
Пока сердца для чести живы, 
Мой друг, отчизне посвятим 
Души прекрасные порывы. 
Товарищ, верь: взойдёт она, 
Звезда пленительного счастья 
И на обломках самовластья 
Напишут наши имена! 
Стих, пронизанный любовью к Отечеству, верой в светлое будущее, поэт написал после победы над Наполеоном, когда победный дух витал над Россией. Это было до восстания декабристов, до вступления на престол Николая 1, до периода мракобесия. 
 В письме к П. Вяземскому у него уже другой настрой: «Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног… Ты, который не на привязи, как можешь оставаться в России? Если царь даст мне свободу, то я и месяца не останусь. Мы живём в печальном веке…Моё глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство». Вспомним, после восстания декабристов в 1825 г. и расправы над ними царь наглухо закрыл границу – крамола шла оттуда, ею заразились офицеры в покорённом Париже. Николай 1 «привязал» Пушкина ко двору, учредив ему приличную стапендию-пенсион. 
И вот другой поздний Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории, какой Бог её нам дал». 
Или: Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. О монархии он высказал мысль, что кто-то должен стоять выше всего, выше закона. Поэт видимо позаимствовал эту идею у казненного Пестеля – автора проекта конституции, в которой над исполнительной властью и дворянской думой должен стоять местоблюститель – помазанник Божий. 
Пестель, видимо, себя имел ввиду. М.Ю. Лермонтов гневно и страстно отозвался на смерть Пушкина: 
Погиб поэт! 
Невольник чести – 
Пал оклеветанный молвой 
С свинцом в груди и жаждой мести, 
Поникнув гордой головой… 
И дальше: 
«Вы, жадною толпой стоящие у трона, 
Свободы, гения и славы палачи, 
Таитесь вы под сению закона, 
Пред вами суд и правда – всё молчит…» 
Через несколько дней он добавил: 
«Отмщенья, государь, отмщенья! 
Паду к ногам твоим. 
Будь справедлив и накажи убийцу». 
В.Г. Белинский: 
«Пушкин – преимущественно художник. Лермонтов – поэт беспощадной мысли-истины». «С небом гордой вражды». Это – его гражданская позиция. Добавлю от себя, Лермонтов по складу ума (или типу мышления) математик, потому он глубоко проникает в суть бытия, в сущность человека. 
Прожив всего 28 лет, создал трагедию «Маскарад», поэмы «Демон», «Мцыри» и немало других произведений. Таких же гениальных. 
Белинский в 1840-е годы: «Нет никаких гарантий для личности, чести, собственности, но даже нет полицейского порядка, а есть только громадные корпорации разных служебных воров и грабителей». Один в один к нашему времени. (Экклезиаст: «Что было, то и будет, и нет ничего нового»). 
Белинский: «А русский народ произносит имя Божие, почёсывая себе задницу…по натуре своей глубоко атеистический народ. В нём ещё много суеверия, но нет следа религиозности». 
А.Н. Герцен: «Русский народ суеверен, но равнодушен к религии. В прямом смысле религиозны одни лишь раскольники». 
Н.В. Гоголь: «Мошенник на мошеннике сидит, мошенником погоняется». Из «Ревизора». Всё тоже и также применимо к нашему государству. 
М.И. Глинка, уезжая 27 апреля 1856 года из России в Германию, разделся до гола, до самого гола, бросил на землю платье, чтоб и духу русского случайно не захватить, плюнул на русскую землю и крикнул: «Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзкой страны и её людей» - и шагнул под шлагбаум. Умер через 10 месяцев в Берлине. (Из воспоминаний сестры композитора Л.И. Шостаковой, ж. «Русская старина», 1870) 
П. Вяземский о народе–богоносце: 
Бог голодных, 
Бог голодных, 
Нищих вдоль и поперёк, 
Бог имений недоходных, 
Вот он, вот он русский Бог. 
К глупым полн он благодати, 
К умным беспощадно строг, 
Бог всего, что есть некстати, 
Вот он, вот он русский Бог. 
Ф.И. Тютчев о тысячелетней (политэкономической) истории государства гротескно и образно: «Русская история до Петра Великого – одна сплошная панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело». 
Л.Н. Толстой: «Я убедился, что учение церкви (русское православие) есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения». Он дошёл до понимания сущности христианства и Христа, потому современное ему учение, искажённое последователями, не принял. В дневнике пишет: «Ну что Христос, что Нагорная проповедь? Лишнего много, читать тяжело». Там же за четыре месяца до смерти: «Я разлюбил Евангелие». Он вышел из православия. Толстой создал на собственном понимании Бога своё учение, многое взяв из буддизма и индуизма. За что его отлучили от церкви. 
И вот через столетие в 2009 году суд в Таганроге признал Льва Николаевича экстремистом. Мракобесие повторилось и цветёт. Пышно и буйно. 
И.А. Бунин о Толстом: «Совершеннейший! О, монахи, есть святой высочайший Будда. Отверзите уши ваши: освобождение от смерти найдено. Освобождение, несмотря на великую силу «подчинения». Толстой глубоко вник в индуизм, буддизм, в учения Лао Цзы, Конфуция, философские взгляды Шопенгауэра. «Многообразие этого человека всегда удивляло мир» 
- И. Бунин. Лев Николаевич редактировал русский перевод учения Лао Цзы. Другой Толстой, Алексей Константинович: «Если бы перед моим рождением Господь сказал мне: «Граф, выбирайте народ среди которого вы хотите родиться!» Я бы ему ответил: «Ваше величество, везде, где будет Вам угодно, но только не в России». У меня хватает смелости признаться в этом. Я не горжусь, что я русский, я покоряюсь этому положению. И когда я думаю о красоте нашего языка, о красоте нашей истории до проклятых монголов и до проклятой Москвы, ещё более позорной, чем самые монголы, мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом». (Из письма А. Толстого Маркевичу 26 апреля 1869 г.). 
А, П, Чехов: «Весь вечер искали по деревне, не продаст ли кто курицу, и не нашли. Зато водка есть! Русский человек большая свинья. Нет, должно быть водку пить гораздо интереснее, чем трудиться ловить в Байкале рыбу или разводить скот». (Из письма Чехова от 13 июля 1890 г. со ст. Лиственничная на берегу Байкала.). Со своих литературных гонораров для русского человека он построил несколько больниц. И лечил, лечил Человека. И создавал для него свои литературные шедевры. Его герой полицейский Держиморда – рьяный защитник режима, шествуя по площади и, завидев собравшихся людей, свистит и орёт: «Больше трёх не собираться!». 
Чехов наш современник, Он про ОМОН и протест. Он и сейчас в первых рядах врачей борющихся с пандемией страха и беспредела. И он видел небо в алмазах над Россией. 
И.С. Аксаков, поэт: «Ах, как тяжело, как невыносимо тяжело жить в России, в этой вонючей среде грязи, пошлости, лжи, обманов, гостеприимных плутов и отцов-благодетелей!...Вы не можете понять тех истинных мучений, которые приходится испытывать от пребывания в этой среде, от столкновения с продуктом русской почвы. Там, что ни говорите в защиту этой почвы, но несомненно то, что на всей этой мерзости собственно ей принадлежащий русский характер». (Из писем к родным, 1849 г.). Картина-портрет, по-современному – менталитет. Но, будем точнее, это – лишь одна из черт ментальности. 
В.С. Соловьёв, православный философ, мистик, в молодости увлекался спиритизмом, познал иудаизм, склонялся к примирению католицизма с православием, ввёл понятие «панмонголизм». Он предполагал альянс восточных религий и православия против ислама, оказал серьёзное влияние на современников – Бердяева, Флоренского, Блока, дружил с Достоевским и другими великими представителями русской культуры. Его представления о мире, о Боге оригинальны и глубоки, но суждения подчас импульсивны и противоречивы: «Да, мы умны, но Бог умнее нас всех. Вернёмся к Богу, потому, что история – не просто человеческий процесс, в истории живёт богочеловечество». И «Из всех стран одна Россия призвана строить земное Царство». Мочульский о нём: «Начав призывом России к смирению и самоотречению, он кончает обещанием её диктатуры над всем миром». У него есть и такое: «Россия – самая паскудная, до блевотины мерзкая страна во всей мировой истории. Методом селекции там вывели чудовищных моральных уродов, у которых само понятие Добра и Зла вывернуты наизнанку. Всю свою историю эта нация барахтается в дерьме и при этом желает потопить в нём мир». За сто с лишним лет до современности он выдал пророчество: Панмонголизм! Хоть слово дико, Но мне ласкает слух оно, Как бы предвестием великой Судьбины Божией полно. О Русь! Забудь былую славу. Орёл двуглавый сокрушён, И желтым детям на забаву Даны клочки твоих знамён. (Стихотворение «Панмонголизм», 1894 г.) Велик в пророчестве и противоречив сын России. А нам мотать на ус и зарубить на память. Бесценны его речи. 
Волошин, Максимилиан: 
В анархии всё творчество России. 
Европа шла культурою огня, 
А мы несём в себе культуру взрыва. 
И потому так непомерна Русь 
И в своевольи и в самодержавьи. 
И в мире нет истории страшней, 
Ужасней чем история России. 
В этом сказался его декаданс и смятение от увиденной разрухи наяву и головах людей после революции и гражданской войны. М. Горький: «И вот этот маломощный, тёмный, органически склонный к анархизму народ ныне призывается быть духовным водителем мира, мессией Европы… «Вожди народа» не скрывают своего намерения зажечь из сырых русских поленьев костёр, огонь которого осветил бы западный мир, где огни социального творчества горят более ярко и разумно, чем у нас на Руси. Костёр зажгли, он горит плохо, воняет Русью грязненькой, пьяной и жестокой». (Заметки о революции и культуре, 1917-1918 гг.). А до революции у него другая «Песня о Буревестнике». «Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет буревестник, чёрной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой вздымаясь к тучам, он кричит, и тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике – жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике». «Вот он носится как демон, гордый, чёрный демон бури, - и смеётся, и рыдает… Он над тучами смеётся, он от радости рыдает! Скоро грянет буря! Это смелый буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: - Пусть сильнее грянет Буря!» Его пьеса «На дне» ставилась не только в России, но в Европе. Как лучший писатель того времени, он номинировался на Нобелевскую премию по литературе, но что-то не срослось. При советской власти Горький стал не выездным, Сталин не хотел его отпускать - вдруг захочет остаться в Ницце или в Лондоне со своим другом Ф. Шаляпиным. Вождь, как заметил один современник, поместил его в золотую клетку, чтобы воспевал социализм. Но путной песни в неволе не получилось. 
И.А. Ильин (1883-1953) – проф., философ: «Партийность как бы создана для худших людей. Русский народ не будет готов после тоталитаризма. Ожидается нищета и национальные раздоры, будет процветать чёрный рынок, воровство, мошенничество, взяточничество. Годы, годы пройдут пока народ станет на праведный путь. Когда воля станет характером, а характер поведёт к Богу». Современник Сталина и пророк в своём отечестве. Беда в том, что народ-толпа не внемлет своим пророкам, писателям, философам, а всегда и скопом следует за своими вождями-фюрерами. Они понятны толпе в своей варварской простоте. Ю.У.(Комментарий): Последние четверть века либерал-популисты прельщали народ светлым капиталистическим будущим. Теперь же, поскольку народ трезвеет, либералы навязывают цифровизацию не только экономики как благо после провальных деяний в этой сфере без упоминания последующего за ним «милого» электронного рабства. 
Для начала Греф совратил В.Путина, навязав цифровую парадигму, после реализации которой манипулировать людьми будет проще простого, что «два пальца об асфальт». И тогда класс управляющих, сформировавшийся в условиях цифровой экономики безоговорочно заявит свои права на господство. Платформа подменит госаппарат, а хозяин платформы будет помазанником Бога. Не меньше. Понятно, что при таком раскладе не нужны будут выборы, демократия и прочая «чепуха». Ключевая идея превосходства избранных над живыми роботами будет реализована. Н.А. Бердяев: «Отрицание России во имя человечества – есть ограбление человечества». Эту данность неплохо было бы усвоить Западу, начиная с кичливых шляхтичей и прибалтов, заряженных русофобией. Эти этносы -передовой отряд Запада, используя военную терминологию,- штрафбат, обречённый на заклание. Для англосаксов – ритуальное жертвоприношение. Не более. 
Н.И. Вавилов – д.б.н., проф., Президент Всемирного Конгресса генетиков и селекционеров, президент ВАСХНИЛ – Всесоюзная академия с.-х. наук им. Ленина, директор ВИР – Всесоюзный институт растениеводства. Великий генетик, создатель теории гомологических рядов, разработал генетические основы создания высокоурожайных сортов с.-х. растений. Под его руководством и непосредственном участии был создан Всемирный банк семян агрокультур. Его плодотворная научная деятельность была прервана арестом в 1939 г., обвинён во вредительстве, умер в саратовской тюрьме от цинги и истощения в1942 году. У него даже нет своей могилы. Следователь, который вёл его дело, имел фамилию Хват. В этом конкретном случае мракобесие по уничтожению генетики и Президента Вавилова проходило по цепочке: Вождь Сталин – акад. Лысенко – следак Хват. У Вавилова были талантливые ученики и последователи, также попавшие под топор репрессий. Но что символично во время блокады Ленинграда, когда от голода умерло почти миллион человек, коллекция семян осталась в сохранности – ни одно семечко не было съедено. Похоже в настоящее время мракобесие набирает силу – финансирование уменьшили в разы, урезали земли у ВИР и банка семян под застройку жилья на продажу. Какая-то утробная жадность. Нет совести у власть имущих и нет на них Христа или хотя бы митрополита, который изгнал бы торгашей из храма науки. 
С.П. Королёв – отец советской космонавтики, чьим достижениями она жива до сих пор вопреки деяниям нынешних «менагеров». Китай и США обогнали нас, Илон Маск – предприниматель за свой счёт и по своей инициативе построил ракету, которая унесла двух космонавтов на космическую станцию. Его мечта – построить станцию на Луне и улететь на Марс и он опередит наших «менагеров», утрёт нос Рогозину и тем, кто повыше. Судьба Королёва характерна для советского периода. В 1920-1930-е годы – период террора и энтузиазма масс – он страстно вслед за Циолковским увлекается ракетостроением – конструирует, проводит испытания. Естественно, случались неудачи как и во всяком новом деле, за что его обвинили во вредительстве и отправили на Колыму – добывать необходимое родине золото. Там едва не умер. Дочь Королёва Ольга передаёт слова экс-директора московского авиазавода Усачёва: в немыслимых лохмотьях лежал страшно худой, бледный, нежизненный человек. Уголовники издевались над ним, оставляли без пайки, гоняли на работы. Он потерял 14 зубов от цинги, на голове был шрам. Усачёв сумел его спасти. Судьба его – тюрьма, зона и небольшой концлагерь в центре Москвы – «шарашка», где он творил вместе со своим учителем гениальным бароном Бартини – автора стреловидного крыла, Туполевым, Лавочкиным и другими талантливыми конструкторами при Сталине. Позднее уже при Хрущёве и Брежневе он получил высочайшее признание и почести. 
Ю.А. Гагарин – наш любимый народом герой, символ советского социализма в отличие от шведского, швейцарского и других социализмов, эволюционно созданных в ХХ веке. Юрий Гагарин – гражданин СССР, первый ворвавшийся в космос, - стал послом доброй воли во всех государствах, где ему пришлось побывать. 
В.М. Шукшин – актёр, режиссёр, писатель и философ от Бога и от народа: «Ложь, ложь, ложь /Ложь – во спасение, /Ложь – в искуплении вины, /Ложь – в достижении цели, /Ложь – карьера, благополучие, ордена, квартира…/ Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой». (из «Рабочих записей», 1969 г.). Было это тогда в СССР, а сейчас коросты растут и утолщаются! Идёт процесс! Богата Россия великими именами – всех невозможно перечесть. Гордиться ими и следовать по их стопам, чтобы дальше идти, преодолевая рецессии в экономике и политические завалы. Исторически принципиально следует признать, что все эти великие люди создали условия для революции 1917 года и позднее в 1991 г. для смены политических режимов. Они же будут «виновны» из глубин исторического сознания и подсознания в свержении существующей власти – настолько велико и сильно оставленное ими наследие. Это осознаёт современная власть и потому ЕГЭ, цифровизация и вся пропаганда направлены на забвение сути нашей истории, оставляя блёстки и мишуру парадов. Имитация патриотизма неплохая, но не более, чем попытка прикрыть рубищем нищету и фанерой мавзолей. 
Однозначна была бы реакция на современность Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, а Лермонтов переиздал бы: 
«Вы жадною толпою стоящие у трона…» 
 и М. Горький: 
«Буря, скоро грянет Буря…».
Окончание завтра.

3 янв. 2021 г.

Кто это придумал

Начальнику управления городского хозяйства Шпиренко А.И 
 Запрос информации 
 Уважаемый Александр Игоревич! 
 В Калуге на улице Заводская перед перекрестком с улицей Чапаева при движении в центр уста-новлены указательные щиты «Улицы Чапаева» и «МФЦ» которые закрывают дорожные знаки «главная дорога» и «главная дорога направо», это является нарушением требований ГОСТ. Прошу поделится информацией когда ситуация будет приведена в правовое поле.

Путешествие по демографии: Тульская область, Узбекистан и секреты КПСС 18 ноября

– Привет!. Я вот ехала и думала о тех факторах, которые в 1960 – 80-х обрушили поток русских детей. 
 – Здравствуй! И что ты надумала. 
 – По моему, четырех областей: Тамбовская, Рязанская, Тверская и Брянская достаточно, чтобы понять разрушение происходило везде. 
– Это в тебе говорит твое секретарское прошлое. 
– Ты что забыл? В райкоме я была лишь завотделом. 
– Да вы все создавали «новую общность советских людей». 
– Что в том плохого? И сейчас общность надо создавать! 
– Ну, я пока кофе сварю. А ты смотри вот эти графики. Графики автора. Данные перепись 1989 Графики автора. 

Данные перепись 1989 
– Видишь в чем разница? 
– Вижу, провал потока детей в годы Великой Отечественной Войны, в 1941-45 годах в Ташкентской в разы меньше, чем в Тульской, а в 1980-х наоборот, поток детей в разы больше. Почему? 
– Для ответа надо спуститься в 1920-е годы. 
– Зачем так далеко? 
– Это отличие развития русских и национальных областей было заложено на 12 съезде РКП(б), апрель 1923. (Стенографический отчет XII съезда РКП(б). Заседание четырнадцатое). 
– Ничего ты нового не сообщил. Это генеральная линия компартии по искоренению неравенства и бедности. 
- В Узбекистане различие в жизни было вопиющее. Фото
Фото С. М. Прокудина-Горского. Пекарня в Бухаре, 1907
 Алим-хан Эмир Бухарский Фото С. М. Прокудина-Горского. 
Алим-хан Эмир Бухарский – Куда уж, разительнее?! Больше уж некуда! 
– А настрой на 12 съезде был не на вопиющем различии в жизни. Большинство выступлений было в духе: «Русские всем должны». – И в этом ничего удивительного нет. Таково было мнение Ленина. – Вот Сталин и нацелил решение съезда так: «русский пролетариат должен образовать в республиках промышленные очаги». 
– Я всегда знала и сейчас считаю, что все советские достижения – это результат мудрых решений великого зодчего, Сталина. 
– Ты говоришь про мудрые решения и результаты. Чтобы «образовать промышленные очаги» - нужны не молоты и лопаты, а специалисты отраслей промышленности. 
- Ну и что? На то и правительство, чтобы справедливо распределять трудовые ресурсы. 
- Ты говоришь про справедливость. Закон экономики простой и ясный. Если кому-то хочешь дать, то у кого-то надо изъять. 
- Не обязательно. Экономика сама создает «прибавочный продукт»! 
- Это по Марксу. А на практике в 1920 – 30-е годы из областей Русской равнины были изъяты миллионы молодых людей. В основном женатые пары. В Узбекистан было отправлено до 700 тыс. А всего за годы СССР из областей Русской равнины в национальные республики было отправлено более 21 млн. молодых людей. 
- Ты ведешь к тому, что области Русской равнины потеряли десятки миллионов прироста русских детей? - Да! Но кроме потери русских детей, в том же 1923 году в Кремле создали секретный фонд для дотации республик. 
- Нам в райкоме это было неизвестно и знать не обязательно. 
- Так вот, этот секретный фонд формировался исключительно за счет РСФСР. Из каждых трех рублей «прибавочного продукта» один рубль РСФСР перечисляла в этот секретный фонд. 
- Ну, это еще надо проверить. 
- А ты подсчитай. За 70 лет у каждого работника РСФСР изымали в этот специальный фонд ежегодно более одной среднемесячной зарплаты. Как тебе такой результат мудрых решений Сталина? 
- Не придирайся к мудрым решениям Сталина. Он великий зодчий! 
- Тогда сама подсчитай. Например, в 1979 году его последователи выделяли на одного ребенка: в среднем по СССР – 328 руб., а в РСФСР – лишь 182 руб. 
Эта разница – почти в 150 руб. и была тем «прибавочным продуктом» в экономике национальных республик.
– Теперь мне ясно, что ты выразил графиками Тульской и Ташкентской областей. Но Ташкент – это центр. И не факт, что в других областях Узбекистана то же, что и в Ташкентской области – Тогда смотри еще один график. Графики автора.
 Данные перепись 1989 – Да, графики одинаковы с графиком Ташкентской области. Но как ты свяжешь трехкратный прирост детей Узбекистана с «прибавочным продуктом», 150 руб. дотаций на одного ребенка? – А ты почитай «Правду Востока» от 27 ноября 1989 года. 
– Читаю. «По государственному плану экономического и социального развития Узбекской ССР на 1990 год выделено: 
– на увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска за ребенком – 110 млн. руб.; – на выплату пособий семьям, в связи с увеличением до 12 лет возраста детей – 118 млн. руб.; - на повышение норм расходов на питание в родильных домах и интернатах – 55 млн. руб.; - на бесплатные завтраки учащимся 1-5 классов общеобразовательных школ - 66 млн. руб. - на лекарственные средства группы «витамины» беременным женщинам – 37 млн. руб.» 
– Ну, ты как шмель втыкаешь свое аналитическое жало в самое святое, в мою веру в светлое будущее! Мне очень больно. 
– Да не обижайся, ты! Ты же искренне переживаешь, что русские области вымирают?! Это же по тебе вполне очевидно. 
– Да куда еще более искреннее, раз отравилась с тобой в путешествие по демографии регионов!? – Вот и продолжим путешествие по переписям. 
Ведь безмолвные переписи – самые бесстрастные свидетели того, что было на самом деле.

Дело жизни от Юрия Сосновского.

Вопросы перешедшие с года 2020. И их надо решать. Юрий Сосновский о проблемах в филиале психбольницы в Ахлебинино.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...