Мною принято решение баллотироваться в депутаты Законодательного
Собрания Калужской области. Как неравнодушный человек не могу вновь не
высказаться. Нет не так, не имею право не поднять вновь тему с якобы
построенными домами по Программе переселения из аварийного жилья в городе
Людиново, а именно трех домов, расположенных по улице Пионерской. По этой
причине редакция нашей газеты в очередной раз пытается найти правду и "достучаться"
до новых ответственных лиц, пришедших управлять областью и исправлять ошибки
предшественников.
Напомним основную канву происшедших событий.
Администрация муниципального образования «Город
Людиново и Людиновский район» провела конкурс, который выиграла московская
компания ООО «Монтажпромстрой», сбросившая с заявленной суммы (без малого 500
миллионов рублей) около 30 млн. руб. Запомним эту цифру. В соответствии с
условиями муниципального контракта № 55-16 от 4 марта 2016 г. новые дома
ожидались вводом в эксплуатацию в середине ноября того же года. Казалось бы,
всё прекрасно: деньги есть, генеральный подрядчик в наличии, строительная
площадка готова - бери да строй! Но реальная жизнь оказалась намного сложнее.
Сначала генеральный подрядчик заключил договор
субподряда с ещё одной московской фирмой-"прокладкой" – ООО
«Строй-Гранд», по случайному совпадению имеющей электронную почту, идентичную
почте генподрядчика. Предмет и стоимость договора тоже оказались полностью
идентичным.
"Прокладка",ООО
«Строй-Гранд», в свою очередь, наняла на работу в качестве субсубподрядчиков 17
разнопрофильных строительно-монтажных организаций, указав в договорах подряда
всё тот же предмет договора. Причем ООО
«Монтажпромстрой» по данным ФНС России на 2018 год имеет отрицательную разницу
между доходами и расходами в 163 млн. руб., а рейтинг компании по данным ряда
агрегаторов находится на отметке «низкий». Например, ресурс
https://zachestnyibiznes.ru ранжирует степень риска при работе с данной фирмой,
как высокую, и рекомендует проводить дополнительную проверку данного
контрагента, проявляя в отношениях с ним должную осмотрительность. По последним
данным компания и вовсе уже находится в процедуре банкротства.
Судя по
всему, администрация МО «Город Людиново и Людиновский район» такой
осмотрительности не проявила, в связи с чем оказалась в ситуации, когда вот уже
несколько лет построенные по Программе переселения из аварийного жилья дома
официально не сданы в эксплуатацию. Хотя времени и на осмотрительность, и на
последующую взыскательность к генподрядчику у администрации было предостаточно.
Более того, в апреле-мае 2017 года прокуратурой
Людиновского района было установлено, что предусмотренные муниципальным
контрактом № 55-16 обязательства ООО «Монтажпромстрой» не выполнены в полном
объёме, в связи с чем цели, которые ставил заказчик перед исполнителем не были
достигнуты. Прокуратура констатирует факт причинения существенного вреда
охраняемым интересам общества и государства, на основании чего мировой судья
судебного участка № 35 Людиновского судебного района Калужской области 14 июля
2017 года назначает генеральному директору организации-генподрядчика Веселову
В.В. наказание в виде административного штрафа в размере без малого один
миллион рублей. Апелляционная инстанция 25 сентября 2017 года данное
постановление мирового судьи оставляет в силе.
15 августа 2017 года о необходимости строгого
отношения к огромным государственным целевым бюджетным деньгам заявляет
председатель местной контрольно-счетной палаты В.А. Афонина. В официальном
заключении КСП на Отчёт об исполнении людиновского бюджета прямо говорится,
что: «…подрядной организацией условия контракта нарушены… …строительство жилых
домов не завершено… … начисленная до 01.03.2017г. за неисполнение условий
договора пеня в размере 9,183 миллионов рублей генподрядчиком добровольно не
выплачена, а администрацией не взыскана… …с 1 марта 2017г. по 1 июля 2017г.
пеня за неисполнение обязательств по контракту не начислялась и претензия по её
взысканию в Арбитражный суд не направлялась…» и т.п.
При таком обилии выявленных прокуратурой и
контрольно-счётной палатой, подтверждённых судами различной инстанции нарушений
контракта крайне возмутительным кажется тот факт, что деньги генподрядчику
администрация перечисляла исправно и без задержек.
Итак, в Людиново
возведённые с большим количеством нарушений дома до настоящего времени
не приняты государственной комиссией в эксплуатацию, то есть официально их НЕТ,
а есть объекты незавершенного строительства. Тем не менее, администрация МО
«Город Людиново и Людиновский район» переселила людей из аварийного жилья в несданные
дома, то есть в объекты незавершенного строительства, а также как-то оформила
квартиры в собственность проживающих, что законным образом в данном случае
сделать было невозможно. Несмотря на вопиющее нарушение условий муниципального
контракта (сроки сдачи домов сорваны на два года) и низкое качество построенных
домов, администрация не только выплатила генподрядчику ВСЮ сумму по контракту,
но дополнительными соглашениями без законных оснований увеличила её почти на 30
млн. рублей. Те самые 30 миллионов, на которые, как мы помним, ООО
«Монтажпромстрой», опустила цену контракта, став победителем конкурса в 2016
году.
Нами для проверки данной информации в различные
инстанции были направлены запросы с целью опровержения или подтверждения этих
фактов. После получения ответов мы убедились в достоверности сведений и
обратились в правоохранительные органы с вопросом, почему не предпринимаются
никакие действия для наказания ответственных за строительство лиц со стороны
заказчика в лице администрации Людиновского района и подрядных организаций.
Мы обратились в прокуратуру и следственный комитет по
Калужской области с просьбой разъяснить ситуацию. Обращение было сделано в
начале 2018 года, запомним эту дату. Спустя год после многочисленных ответов,
что продолжается проверка, нами был получен ответ из прокуратуры Людиновского
района, что в действиях должностных лиц усматриваются
признаки состава преступлений по статьям 286 (превышение должностных полномочий)
и статья 330 (растрата). И еще спустя почти полгода мною получено письмо из
следственного комитета, в котором меня информируют о возбуждении уголовного
дела по статье 286 ч. 1 (превышение должностных полномочий).
Далее хочу обратить ваше внимание и внимание сотрудников следственного
комитета на то, что у этой истории, как и у любой, есть две стороны медали. А
именно из письма понятно, что уголовное дело возбужденно по статье 286
(превышение должностных полномочий), то есть по идее против конкретного чиновника,
однако дома не достроены, но как-то криво введены в эксплуатацию. При этом все бюджетные
деньги подрядчику выплачены в полном объеме и даже сверх контракта, а
результата фактически нет. И теперь, включая элементарную логику, мы понимаем,
что строители свои обязательства не выполнили, но деньги исправно получили. И
тут, поскольку мы не юристы, а простые обыватели, мы можем только предположить,
какое именно преступление было совершено, кроме превышения должностных
полномочий: либо это мошенничество со стороны генподрядчика и полная
некомпетентность администрации; либо некомпетентность и тех и других и попытки
все это прикрыть, пользуясь своим служебным положением и связями подрядчика в
правоохранительных органах; либо сговор администрации со строителями с целью
хищения средств, что видится нам более всего вероятным. Мало того, недавно
администрация Людиновского района провела торги на устройство детской площадки
к этим домам (аукцион №0137300021219000125 от 09.09.2019 на сумму 83 000
рублей), то есть была вынуждена потратить деньги еще раз на строительство и
благоустройство этих домов, о чем мы предупреждали раньше.
Теперь хочу вернуть внимание наших читателей к дате нашего
первого обращения к правоохранителям, а именно начало 2018 года, где мы указывали
на многочисленные нарушения при строительстве домов в Людиново и кроме отписок не
получили никакой на наш взгляд адекватной реакции. А спустя почти полгода
заместитель главы администрации Людиновского района Аршевский ввел эти дома в
эксплуатацию, и теперь возбуждено уголовное дело по этому факту в отношении
этого бывшего чиновника, который уволился сразу после того, как ввел эти дома в
эксплуатацию, видимо, в надежде, что все забудется и его не тронут. Видимо,
понимал, что совершает преступление, но отказаться не смог, либо кто-то сильно
давил, либо кому-то был сильно обязан или должен. Тем не менее, если бы
правоохранители сразу отреагировали на наши обращения, то и не понадобилось бы теперь
возбуждать уголовные дела и были бы соблюдены права граждан и государства.
В результате неприятия мер в данный момент мы имеем следующее:
недостроенные дома, которые представляют угрозу для незаконно проживающих в них
граждан; необходимость проводить дорогостоящие мероприятия либо по доведению
этих домов до строительной готовности, либо вообще отселять граждан и строить
новые дома; возбужденное уголовное дело; необходимость возвращать деньги с
подрядной организации, а это длительная судебная процедура с минимальной
надеждой на результат. Надежда на это бывает, только когда действует
добросовестный подрядчик, а исходя из тех фактов, которыми мы обладаем, это не
наш случай. Хотя, насколько нам известно, таких попыток взыскания со стороны
администрации нет до сих пор, что вызывает у нас еще больше подозрений в роли
администрации во всей этой истории. Странно, что такие вопросы возникают только
у нас, а не у тех, кому по должности положено: например, у прокуратуры, у следователей,
у всей властной вертикали Калужской области и счетной палаты. А ведь мы
обращались ко всем.
В своем ответе Следственный комитет Калужской области нам
дал понять, что мы имеем право обратиться в прокуратуру с заявлением о
необходимости того, чтобы прокуратура обратилась в суд об отзыве фальшивых разрешений
на ввод в эксплуатацию этих недостроенных домов. Поскольку все ветви власти оказались
бессильны в борьбе за правду, а прессу не зря называют пятой ветвью власти, мы продолжили
борьбу за людей. Так как считаем, что безопасность проживания в этих домах
граждан важнее всех возможных последствий для кого бы то ни было. Ведь в
дальнейшем люди не смогут продать свои квартиры, поскольку собственность на эти
квартиры оформлена с грубейшими нарушением действующего законодательства.
Мы уже обратили ваше внимание на одного из участников данной
истории, а именно горе-генподрядчика, которого в данном случае, как принято
говорить, можно назвать нерадивым. Так вот, призываем администрацию
Людиновского района, наконец-то, заняться выполнением своих прямых обязанностей
и начать процедуру взыскания денежных средств с генподрядчика, пока есть хоть слабая
надежда их вернуть, а силовикам более детально разобраться в действиях
администрации и генподрядчика, ведь всем давно стало ясно, что не все там
просто.
Вот то, о чем мы писали в своих прошлых статьях на эту тему.
И, как вы думаете, чем закончилось разбирательство по уголовному делу,
возбужденному по факту превышения должностных полномочий при вводе домов в
эксплуатацию? Думаете, посадили того нерадивого чиновника и горе-строителей за
то, что один незаконно ввел дома в эксплуатацию, а второй, соответственно, не
сумел их построить, как надо, несмотря на то, что получил все деньги по контракту
и даже сверх того? Нет, вы ошибаетесь! Все на свободе и не имеют никаких проблем
с Законом. Сначала следствие ждало проведения строительной экспертизы, утверждая,
что это якобы необходимо, несмотря на то, что имеется заключение
Государственной строительной инспекции Калужской области о том, что дома не
соответствуют требованиям, предъявляемым для жилых домов, и не выдало "Заключение
о соответствии" построенных объектов проектной документации, без которого
ввод в эксплуатацию невозможен. А затем следствие вообще заняло позицию, что будто
бы не установлено лицо, виновное в совершении этого преступления. "Но, как
же так?!" - возмутится читатель вместе с нами. Вот же подпись господина
Аршевского на фальшивых актах ввода домов в эксплуатацию в отсутствии "Заключения
о соответствии" от Инспекции стройнадзора. Видимо, кому-то все же можно совершать
преступление совершенно безнаказанно.
Все время, прошедшее
с выхода последней статьи, мы внимательно следиои за развитием этой ситуации и,
видя то ли бездействие, то ли всего лишь непрофессионализм следственных
органов, мы решили им помочь и продолжили собирать информацию о данной ситуации
дальше. И вот, что нам удалось выяснить.
В начале статьи мы
упоминали о 30 миллионах рублей, выплаченных сверх контракта. Мы решили
посмотреть, за что же их заплатили, и были сильно удивлены, а точнее шокированы
тем, как нагло, в открытую разворовывались наши с вами бюджетные деньги. Хотя
чего бы и не украсть при таком отношении со стороны всех проверяющих, надзирающих
и расследующих органов?
Готовы к рассказу? Ну, тогда, как говорил один юморист,
наберите воздуха в грудь и ПОЕХАЛИ.
Строительство велось московской организацией ООО
"СтройГранд" (генеральный директор Лукашов Е.А.). Про такие
организации говорят, что "они имеют только ручку и стол, ну, может, еще и
компьютер".
Строительство домов производилось в нарушении Проекта,
прошедшего госэкспертизу, якобы на том основании, что проектная организация
прекратила своё существование (хотя она может и существовать и просто
отказаться осуществлять функции авторского надзора). В этом случае заказчику
необходимо было на законных основаниях привлечь другую проектную организацию
для осуществления этих функций. На основании госконтракта № 1551/16 от 13 июля
2016 года функции авторского надзора на объекте осуществляло Управление
капитального строительства Калужской области (УКС КО). И в соответствии с контрактом,
который подписывал Глава Людиновской администрации Аганичев Д.М., в случае
необходимости внесения изменений в проектную документацию, необходимо было на
основании конкурсных процедур заключать новые контракты с проектными
организациями. Именно это грубейшим
образом и нарушалось. Администрация совместно с Лукашовым, владельцем подрядной
организации ООО "Строй-Гранд", меняли работы и материалы, как им
заблагорассудится. Делалось это, естественно, с целью удешевления материалов,
для увеличения объёмов работ и стоимости этих работ без соблюдения каких-нибудь
норм и проверки расценок таких работ.
Однако, существует законный способ внесения изменений в
проект, который прописан в законодательстве. Именно за этот способ поставил
свою подпись Заказчик в Договоре с УКСом. В большинстве случаев такие изменения
требуют повторного прохождения экспертизы этих решений
и их стоимости, в частности, по изменениям, проводимым ушлым Лукашовым, а это,
увы, сделано не было. Какой такой крайней необходимостью были обоснованы
вносимые в проектную документацию изменения, если на Проект имеется заключение
экспертизы и на основании экспертизы определена сметная стоимость объекта? Мало
того, в соответствии с 44ФЗ, запрещено выполнять работы, не входившие в состав
контрактной документации в рамках действующего контракта! Такие работы
необходимо выполнять в рамках новых договоров, что также грубейшим образом
нарушалось.
А что делал подрядчик? Да просто клепал технические решения,
как ему заблагорассудится. А технические решения должны приниматься в
исключительных случаях и не должны влиять на проектные характеристики объекта и
на виды работ, не входящие в проектную документацию. Также изменения в видах
работ, не входящие в проектную документацию, не могут выполняться в рамках
существующего контракта. Должны быть запроектированы и отдельно расторгованы в
соответствии с требованием 44 ФЗ; Письма Минэкономразвития России № Д28и-3541
от 16.12.2016; № Д28и-2476 от 21.09.2016 г.; № Д28и-3208 от 07.12.2016 г. Аналогично предприимчивым
Лукашовым менялись виды и стоимость
работ, что также является нарушением.
Технические решения принимались заказчиком без разработки
или внесения изменений в проектную документацию, проверки стоимости и
целесообразности этих изменений, а также прохождения экспертизы этих изменений.
Лукашов сам определял, что необходимо для дальнейшего строительства и тем более
последующей эксплуатации домов, игнорируя имеющуюся проектную документацию и
контрактную стоимость. В итоге дома до сих пор и не сданы, хотя все деньги
получены и плюсом еще 30 миллионов рублей.
Подрядчиком заменялись материалы и оборудование на более
дешевые аналоги низкого качества. При этом стоимость таких материалов в актах
принятых работ была завышена.
Стоимость контракта была увеличена за счёт выполнения
дополнительных работ, не предусмотренных проектом, что является грубейшим
нарушением законодательства. А увеличена она была не только за счет
дополнительных работ, но и из-за работ, которые были оплачены, но не
выполнялись или вообще не имелось законных оснований их включать, а также за
счет замены одних видов работ на другие, более дорогостоящие. В формах КС-2 на
сайте госзакупок это хорошо видно (https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestrNumber=3402400376016000021).
Нами при довольно
поверхностном анализе документации, выложенной в общем доступе на сайте
Госзакупок, выявлены факты явного воровства бюджетных денег: это и задвоение
выполненных работ, и оплата вообще не выполнявшихся работ. На сумму более 18
миллионов рублей!!!
Никто из других
участников этих торгов не мог представить, что можно, наплевав на закон,
напринимать кучу так называемых Технических решений, не обладая соответствующим
правом, которое есть только у проектных организаций и органов государственной
строительной экспертизы; применять более дорогостоящие материалы и тем самым
компенсировать падение при проведении аукциона. Другие участники аукциона,
наверное, бы очень сильно удивились и задали бы вопрос: "А что, так можно
было?" Вот, и мы задались этим вопросом. И Государственная строительная
инспекция Калужской области очень удивилась и отказалась выдавать "Заключение
о соответствии" построенного объекта, без которого дом не может считаться
построенным и не должен вводиться в эксплуатацию, поскольку профессионалы из
уполномоченного на то Государственного органа отказались признать этот дом
построенным и безопасным для проживания.
А вот Администрация
Людиновского района во всем этом никаких странностей не видит, оплатили все
деньги и еще добавили. Взыскивать за просрочку с подрядчика денег не стали, а ведь
там выходила гигантская сумма, которой бы хватило на устранение всех нарушений.
Да еще незаконно ввела эти дома в эксплуатацию, обманув людей. А все
контролирующие и надзирающие органы очень хорошо соответствуют изображению
богини правосудия Фемиде, это которая с повязкой на глазах. Но вместо того
изначального смысла, который вкладывался в эту повязку, а именно вершить
правосудие несмотря на то, кто находится перед правосудием, наши служители Фемиды
просто не видят преступление, видимо, слишком силен непобедимый Лукашов.
В распоряжении нашей редакции оказались
диктофонные записи, которые по старой памяти, как сотрудник МВД, вел сам
Лукашов, на
которых он и представители администрации Людиновского района обсуждают,
договариваются и принимают решения о незаконном подписании невыполняемых
Лукашовым работ, о завышении стоимости и объемов оплаченных Лукашову работ,
нанесших ущерб федеральному и областному бюджетам в огромных суммах.
Мы и дальше продолжим вас информировать о том,
как развивается эта история.
Вячеслав Горбатин.