«Человеческая
жизнь похожа на коробку спичек:
обращаться с ней серьезно - смешно.
Обращаться несерьезно - опасно.
Рюноскэ Акутагава
(классик японской литературы).
В этом рассказе излагаются размышления о смысле человеческой жизни.
События подлинные, а поэтому фамилии некоторых персонажей в этом повествовании
изменены. Рассказ ведётся от первого лица.
На фотографиях: собака
Оскар; Инна Анатольевна Антонова на раскопках цитадели Херсонеса Таврического
Вступление: о смысле
жизни людей и животных. Что
такое жизнь с точки зрения животных и людей? Будем рассуждать как в предмете
«алгебра»: есть «дано» и «доказать». Мы видим две фотографии: на одной из них любимец
семьи пёс Оскар, на другой - Инна Анатольевна, она сфотографирована в Херсонесе
во время раскопочных работ в цитадели. В обоих изображениях есть общее и
отличное (мнение моё, субъективное). Общее («дано»): на фото изображены
биологические живые существа. Отличное («доказать»): различные цели
жизни у собаки и людей. Собака, как, впрочем, и другие животные, никогда не
будет производить раскопки с целью восстановления истории (разве что, если в
той же цитадели Херсонеса закопать кусок мяса или сыра), а человек исследует
прошлое своего общества. Следовательно, ценности жизни у животных и людей
различные: ведущим в поведении человека является разум, у собаки –
инстинкты (людей воспитывают, собак – дрессируют). К примеру, инстинкт
самосохранения (один из трех безусловных рефлексов) есть у животных и человека.
Но, люди с рождения знают о том, что они смертны, животные же!!! С точки зрения
животных никак не объяснить деяния А. Матросова: на самопожертвование ради
Родины могут пойти только люди. В 21-м веке «партнёры» государства «Российская
Федерация» (государство и страна разные понятия, в данном рассказе «точно») людей
посредством внушения страха превращают в двуногих животных). Для чего, т.е.
последствия животного воспитания людей? Они очевидны: воспитанный в страхе
человек легко управляемый извне, он воспитан в духовной слабости.
Эта статья о жизни, а не её заглушках, выставляемых человеку посредством
воспитания в детские годы.
Так что же такое жизнь с точки
зрения Человека? Может, правы гедонисты, утверждая, что «человеку надо
жить сегодня и – наслаждениями», а? Ответ на данный вопрос каждый из читающих этот
рассказ, имеет свой (варианты его зависят от воспитания и жизненного опыта).
Одним из условий человеческой жизни является возможность выбора: а она,
«возможность», зависит от детского воспитания. Вот почему предки народов России
иноземцев никогда к воспитанию детей не допускали. Начну это повествование с
рассказа о фестивале молодежной песни «Алтарь Отечества».
Фестиваль «Алтарь Отечества». Зародился фестиваль в Нижегородской области еще в
начале 21-го века: на родине К. Минина (из официальной истории известно, что К.
Минин был руководителем «освоения» денежных средств, потраченных на армию, вернувшую
независимость России в начале 17-го века). По своей сути это был молодёжный
фестиваль, основным духовным стержнем
которого являлось православие
(К. Минин в детские годы получил православное воспитание, в 16-м веке в России «русскими» называли людей по
вероисповеданию, а не национальности). Какое отношение данный фестивальный
концерт имеет к теме Статьи? Оказывается, самое прямое. Во время концерта, парень
одного из техникумов города Балахны спел песню «Как хочется жить» (это слова из
нее, истинное название произведения не помню). Спустя несколько лет, по данному
фестивалю, а проходил он в мае 2016 года, писал видео рассказ. Обратил
внимание, как, слушая талантливо исполняемую молодым певцом песню, напряжены от
внимания лица взрослых людей, как украдкой смахивает слезы горечи пожилая
преподавательница. Предположил, что у нее погиб муж или сын в одной из войн («Афганистан»
или «Чечня»). Известно, что в молодые годы мы, люди, торопимся жить: куда же
«молодёжь» торопится! Ответ на этот вопрос в содержании термина «жизнь».
Ответив на этот, смысловой вопрос, «увидим» истинное содержание
потребительского образования детей и молодёжи России, провозглашённого с
«высокой трибуны» министром образования государства «Российская Федерация» в
2006-м году. А, познав суть, ужаснёмся от «увиденного»: станет очевидной истина
наших предков, никогда к воспитанию детей не допускавших иноземцев (их на Руси
называли «погаными»).
Предполагаю, что в молодости в
нас «сидит» перспектива жизни.
На том фестивале его участниками были молодые москвичи: им поездка в
Нижегородскую область понравилась. Жили они в общежитии, комары ребят кусали
также сильно, как местных жителей, с той лишь разницей, что москвичи к кусачим
насекомым не имели иммунитета. Но эта поездка, не смотря на условия проживания
и «комаров» молодым москвичам понравилась. Что же молодёжи так любо было? Ответ
на данный вопрос содержится в случае, описанном в этом рассказе ниже.
В гостях у начальника херсонеской
экспедиции. Данный случай произошел
в городе-герое Севастополе в феврале 1996 года. В этот город в далеко не
курортное время я приехал для заключения имущественных договоров на проживание
и питание участников летнего лагеря «Археолог». Естественно, обговаривал
условия проведения программы летнего лагеря «Археолог»: ведь дети и молодые
люди ехали отдыхать, а не «набирать вес» (подобно животным).
В один из дней моего пребывания в городе посетил
квартиру начальника Херсонеской экспедиции: Инны Анатольевны Антоновой. Из
рассказов я знал, что в 1955-м году ее, 27-ми летнюю даму правительство
государства СССР назначило директором заповедника «Херсонес Таврический». Им
она проработала 30 лет. Во время своей работы организовывала археологические
экспедиции, в том числе подводные. А, начиная с лета 1986 года, ежегодно
возглавляла раскопки, проводимые в цитадели Херсонеса Таврического. В том 1996-м
году в организуемом мною детско-молодёжном лагере «Археолог» была научным
руководителем его программы (т.к. данная работа ею велась на общественных
началах, то, Инна Анатольевна являлась «консультантом» по археологии). Обсудить
нюансы программы лагеря «Археолог» И. А. Антонова предложила у неё дома, за «чашкой
чая». Я с этим предложением «начальницы» согласился: обговорили время и «час»
моего прибытия в гости.
Вечером дня приглашения
подошел к 5 этажному дому, в котором жила Инна Анатольевна. Он располагался в
шаговой доступности от Херсонеса, в нём у «начальницы» была трехкомнатная
квартира, «хрущёвка» - так народ
России называл жилища, автором строительства которых был глава государства СССР
- Н. С. Хрущёв. В трёхкомнатной квартире Инны Анатольевны было две смежные комнаты
и одна отдельная, кухня – маленькая (естественно, с газовой колонкой). Уже
позже, выходя из «гостей», вспоминал детали посещения жилища: обои на стенах всей
квартиры были ветхими и старомодными, но - чистенькими. В комнатах убрано, что
говорило о чистоплотности хозяйки квартиры (взглядом директора лагеря увидел,
что чистота была не показная, а – естественная). Мебели в квартире немного, и
она, хоть и старомодная, но добротная, крепкая (и опять же сие увидел, как «хозяйственник»).
Т.е. квартира была для жилья, а не
жизни.
Дав мне тапочки и показав расположение с/у, Инна Анатольевна предложила
пройти в гостиную комнату квартиры (невольно отметил, что хозяйка заботлива по
отношению к людям: старается, чтобы им в непривычной обстановке было
комфортно). Заметив мой беглый осмотр квартиры, ничуть не смущаясь, Инна
Анатольевна сказала, что обои и люстра - старомодные, т.к. средства были
потрачены на путешествие её и мужа по Сибири. На стенах были расположены
невиданные для меня вещи типа рыбьей пилы (это оказывается не оружие, а приспособление
для добычи пищи), клешни рака огромных размеров (тогда я не знал, что этот рак
есть омар), огромных размеров ракушки, что-то ещё – не помню. Я с большим
интересом, видимо очевидным для сторонних наблюдателей, разглядывал восточные
«диковинки». Хозяйка квартиры
улыбнулась, увидев мой неподдельный интерес, обнажая при этом ряд ровных, явно нестарческих
зубов. Она сказала, что сии находки привезла после странствий по восточным
странам. Понимая, что не диковинные вещи я пришел разглядывать, хозяйка
предложила перейти к столу: на нём уже были накрыты яства, стоял
свежезаваренный чай (муж Инны Анатольевны – Владимир Николаевич «подсуетился»).
В тот момент подумал, что с 1994-го года я сотрудничаю с Инной Анатольевной, а
дома у неё побывал впервые. Беседуя за чаем, решили, что вопросы, касаемые
научных проблем программы лагеря «Археолог» обсудим «завтра», в рабочем
кабинете у Инны Анатольевны. Тот визит домой к «начальнику экспедиции» показал
ее ценности жизни: они человеческие, а – не животные.
На фотографиях: юные
археологи в 1994-м году; Инна Анатольевна на раскопках в цитадели; самый юный
археолог подарил цветок «бабушке»
В тот вечер, после беседы под «чай с плюшками» Инна Анатольевна
предложила мне посмотреть её фото
альбом. Когда она его открыла, мне показалось, что всё окружающее меня пространство
засветилось непонятным образом, а глаза пожилой женщины стали излучать
невидимую глазу, но хорошо ощущаемую мною энергию жизни. На первых снимках я
увидел молодую археологиню в водолазном костюме – ею была хозяйка фото альбома,
Инна Анатольевна. Она рассказала, что занималась подводной археологией в 60-х
годах: ведь часть античного Херсонеса находится под водой. На снимке молодая исследовательница
сфотографирована перед погружением в море. А потом, шли фотографии,
повествующие о дальних путешествиях Инны Анатольевны со своим мужем –
Владимиром Николаевичем, ученым естественником. Живо, но без суетливости, Инна
Анатольевна поведала мне, как, путешествуя по Сибири, ночь они с мужем
проводили в поезде, а утром гуляли в одном из сибирских городов (на эту поездку
были потрачены те средства, которые должны были пойти на ремонт квартиры). В
конце альбома я увидел подаренные мною фотографии, на которых Инна Анатольевна
что-то поясняет детям, в том числе моему сыну. Это были последние листы её
фотоальбома. Глаза пожилой женщины, когда она закрывала альбом, потухли, стали
вновь бесцветными, как и у многих людей её возраста. Разглядывая фотографии,
Инна Анатольевна, словно заново проживала свою жизнь (память – все, что остаётся
у человека, кстати, еще одно отличие от животных: моя собака уже через
мгновение забывала о съеденном ею лакомстве, но, хорошо помнила руки хозяина,
его дававшие). В год написания рассказа философствую о смысле жизни: многим моим знакомым после 50-ти лет и
вспомнить «нечего», разве что «вкусную еду», да «количество выпитого алкоголя».
На фотографиях: Инна
Анатольевна во время раскопок в 1996 году; юный археолог что-то нашел важное;
место раскопок: цитадель.
Со вздохом сожаления, закрывая фото альбом своей жизни, Инна Анатольевна
сказала, что ей так хочется жить.
Более 20 лет прошло с той встречи, а я по сей день слышу этот вздох сожаления и
вижу потухшие глаза археологини: что поделаешь с памятью! В том 1996-м году
размышлял: ведь у Инны Анатольевны были такие материальные блага, как квартира
в шаговой доступности от Херсонеса, директором которого она была три
десятилетия, хорошая пенсия, взрослые, материально обеспеченные, дети и внучка:
казалось бы, «что еще надо для сытной старости» (слова героя фильма «Белое
солнце пустыни»). Так что же значили ее вздох сожаления и потухшие глаза после
закрытия фотоальбома? О какой жизни сожалела 71 летняя женщина (предполагаю:
явно неживотной)? И, конечно же «услышал» свой внутренний вопрос: а зачем живет человек, зная, что он умрет!
Жизнь или
существование? Инна
Анатольевна не мыслила себя без работы: она ею жила (при этом, «археологиня»
была заботливой домашней хозяйкой и хорошей мамой, как такое качество характера
совмещалось в одном человеке – для меня по сей день является загадкой, может у
нас, мужчин и у женщин разное мышление?). Я хорошо помню, как дети лагеря
«Археолог» помогали ей дойти до раскопа: физически она сама бы это сделала, но
с трудом, а главное - долго. Бабушкиным светом загорались её глаза, когда она
отвечала юному археологу или молодой лаборантке на вопрос о сделанных ими находках
(мною часто «артефакты» прятались за спину и, незаметно для ребёнка,
выкидывались). Инна Анатольевна, начальница экспедиции, общалась с людьми, а не
студентами, лаборантами или «раскопщиками». Может такое качество характера
происходило из её детско-молодежного воспитания? Ведь в годы Великой
Отечественной войны Инна Анатольевна была ребёнком! Как тут не вспомнить
строчки из поэмы поэта России Николая Александровича Некрасова: «счастливые
глухи к добру» (поэма «Кому на Руси жить хорошо»).
Все люди в этот мир «приходят» творцами,
и для жизни, а не существования. Начинается мною этот рассказ с фото
собаки и Человека не случайно. У них одно общее: они жили биологически (оба
умерли, когда подошел срок: «все
происходит вовремя и закономерно» - так утверждают все религии мира).
Но, если для собаки радостью был мосол, то для Инны Анатольевны ею становилась
такая несъедобная вещь, как «находка основания оборонительной башни цитадели».
На фотографиях: собака
Оскар с мослом; на раскопках в цитадели Херсонеса Таврического; окончание
работы одной из смен «Археолога».
О человеческой жизни. В одной из повестей, написанной в 30-е годы 20
века для детей, под названием «Голубая чаша» её автор - писатель Аркадий Гайдар,
не имеющий ничего общего кроме фамилии с Е. Гайдаром (Егор – сын пасынка А.
Гайдара), устами героя произведения задает нам, читателям вопрос, сможет ли
человек отказаться от прожитой жизни, если ему будет представлена такая
возможность? Предполагаю ответ Инны Анатольевны – «нет» (женщина умерла, но, на
Земле жила, а не существовала отведенное Творцом время).
Так что же такое жизнь
по-человечески? В рассказе даны ответы на данный вопрос, они субъективные, но
поставленные проблемы актуальны для каждого человека, если он им является.
Утверждаю, что чем больше духовно сильных людей, тем более независимой является
страна: ведь «шакалы» на сильный народ не нападают – боятся. А писал эту статью
в возрасте более 50-ти лет. И заканчиваю её словами героя книги «Как закалялась
сталь», что «прожить жизнь надо так, чтобы не было мучительно больно за
бесцельно прожитые годы».
Автор: Юрий Васильевич Стрижов. Почта: 9163839055@mail.ru