Вот в России поменяли Министра образования, значит он не справился с поставленной задачей. Критика сегодняшнего образования идет со всех сторон. Мой товарищ из Североуральска предлагает свое, читайте:
В предыдущем выпуске «Педсовета» был опубликован материал «Стандарт — не потолок, а «дилетантский минимум» о принятой Государственной концепции общего образования. Наш читатель предлагает свой вариант реформирования средней школы — не бесспорный, но интересный, стимулирующий заинтересованность общества в развитии системы образования.
В первую очередь, надо однозначно договориться: живем мы единым организованным сообществом или каждый сам по себе. Если каждый живет сам по себе — и говорить не о чем. Если все же в обществе, автор готов поделиться кое-какими размышлениями о реформировании системы образования.
Пора бы понять всем нам, что «бесплатное» — удовольствие самое дорогое, лишающее нас возможности выбора. «Бесплатное» — это чиновничья структура, громоздкая, неповоротливая, негибкая, затратная. неэффективная и обязательно кормушка. Чтобы получилось дешевле, надо за все платить самим. На самом деле мы и так платим за все, ведь, прежде чем сделать для нас что-то «бесплатное», они должны забрать на это деньги у нас же. Но что бы они ни делали «для нас», почему-то получается «как всегда». Чтобы кто-то не делал для нас плохо, надо делать самим.
Итак, вариант может быть таким. Все жители муниципального образования (либо только те, чьи дети в данный момент учатся) организуют некоммерческую потребительскую организацию по получению образовательных услуг. Именно эта организация является учредителем школ (дошкольных учреждений, музыкальных и художественных школ и т.д.) и собственником их имущества (от зданий до скрепок). Разумеется, все ныне существующее имущество должно быть отдано такой организации бесплатно — за все и так давно заплачено.
Организация нанимает всех работников, от директора школы до технички, и главное — является заказчиком образовательных услуг и плательщиком: граждане подсчитывают стоимость этих услуг, делят на всех и просто покрывают эти расходы. Без прибыли. У директоров школ не будет болеть голова о том, как отремонтировать здание, заплатить за коммунальные услуги, на что купить мел или компьютеры. Это все забота собственника. А у родителей не будет нужды в случае проблем куда-то жаловаться: ведь все решать будем мы сами. Не попечительские советы (художественная самодеятельность), а ЗАКАЗЧИК - муниципальные некоммерческие потребительские организации, имеющие возможность решать финансовые вопросы.
Конечно, пока что содержать учебные заведения только на свои деньги мы не сможем: сегодня нам недоплачивают работодатели и обдирает государство, причем за нашей спиной, взимая налоги «как бы с предприятия», но фактически — из кармана каждого из нас. Но те крохи, которые возвращаются в муниципальное образование и идут на содержание учреждений образования, должны передаваться не главе администрации и не управлению образования, а нашей организации, которая уже сама заплатит учителям, если посчитает, что они заработали. Например, за «стопроцентную» успеваемость мы им платить не будем. И за репетиторство тоже.
Федеральная, областная, муниципальная власть должна войти в состав участников нашей организации, каждый со своим заказом (стандартом, программой), который они будут оплачивать. Причем не так, как сейчас, когда Федерация платит зарплату, а муниципалитет содержит здание школы, а полностью — пропорционально своему заказу. Задачей представителей власти в нашей организации будет обеспечение своевременного и полного перечисления средств и контроль за их использованием, то есть контроль выполнения федерального, областного, муниципального заказа. Ведущая же роль в некоммерческой организации принадлежит, конечно, родителям учащихся.
Государство берет на себя (оплачивает) какой-то необходимый именно всем минимум, то есть выполняет свою конституционную обязанность. Государственный заказ (стандарт, программа) — это консерватизм и только наработанные технологии. Родительский заказ — это полная свобода, поиск, эксперимент, творчество. Родители могут учить своих детей всему -— на свои деньги, под свою ответственность. Учителя тоже могут предложить любые предметы, свои технологии, методики, творческие находки, и чтобы ввести в школе новый предмет, не надо ни в каком УНО спрашивать разрешения и просить денег: только желание учащихся и деньги их родителей.
Разумеется имеют право на существование и частные, и любые другие виды школ, которые, впрочем, тоже должны обеспечивать государственный, областной и муниципальный образовательный заказ. Но, по моему мнению, качественное массовое образование может быть лишь потребительским с участием государства и приоритетом граждан-родителей.
Вячеслав СТАРОДУБОВ. Североуральск.
Ну и как вам идея?