Давайте посмотрим какова ситуация с малым
бизнесом в развитых странах. Япония – это страна частного предпринимательства.
В промышленности государству принадлежит только монетный двор. После войны
американские оккупационные власти провели в стране экономические реформы.
Тогда, в условиях разрухи, были национализированы магистральные железные
дороги, телефон и телеграф, но в 80-х годах они снова перешли в частные руки. В
этой стране к малому бизнесу относятся 5 миллионов 738 тысяч предприятий – 99%
их общего числа. На них работает 88% всех занятых.
Германия -Малым семейным предприятием (МСП)
называют там предприятие, в котором трудятся на постоянной основе не более 9
работников и где годовой доход не более 700 тыс. евро. Сегодня в Германии
насчитывается почти 3,5 млн. малых предприятий, и это составляет 80 % всех
предприятий страны. На таких предприятиях трудится 70 % трудоспособного
населения страны, которые обеспечивают тем самым 41 % всех налоговых отчислений
- половину всего ВВП страны.
Россия- Активные малые и средние предприятия — признак развитой
экономики. Сектор МСП обеспечивает значительный вклад в ВВП и налоговые доходы
государства, создает рабочие места и способствует внедрению инноваций, росту
производительности труда.
Учет субъектов малого и среднего
предпринимательства (МСП) с 2016 года ведет Федеральная налоговая служба (ФНС).
По данным ведомства, в октябре 2019 года в стране действовали 5,8 млн субъектов
МСП, в том числе 3,4 млн индивидуальных предпринимателей (ИП). По данным
Института экономики роста имени Столыпина (его наблюдательный совет возглавляет
уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов), в
среднем в развитых странах вклад сектора МСП в ВВП составляет 48%, в России —
21,9%. Уступает Россия европейским странам и по численности субъектов МСП
на 100 человек, опережая лишь США, отмечается в исследовании института «Сектор
малого и среднего предпринимательства: Россия и мир». Например, в Чехии
насчитывается в 4,7 раза больше малых и средних предприятий, в Швеции — в 3,4
раза, в Испании — в 2,7 раза, в Польше — в 2,1 раза.
Основная доля малого бизнеса приходится на сферу торговли –
41%, затем идет малый бизнес в сфере операций с недвижимостью – 18%,
промышленное производство – 10%, строительство – 6%. Остальные отрасли не
превышают 2%. Можно сделать вывод, что в настоящее время в России
малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства
и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь
выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным,
так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и
отечественным потребителем. Малый бизнес развивается в сфере быстрого
оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно
сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный
потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке. Что
нам мешает:
1. Несовершенная
законодательная база государства и проблемы с налоговой системой.
В 1995 году в нашей стране был принят
первый закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации». Со временем стало понятно, что в нем не учено много
важных моментов. В современных условиях развития рынка закон требует доработки
и дополнений. Поэтому в 2007 году был принят Федеральный закон «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В России законом жестко регламентируются размеры
предприятия, выручки, и многое другое. Малые предприятия обязаны проходить
множество проверок и отчитываться перед большим количеством инстанций. Все это
сильно сдерживает развитие предприятия. К тому же, сильно давят на бизнесменов
жесткие налоговые вычеты и штрафы, в случае опоздания с оплатой.
Безусловно, государство разрабатывает множество
специальных программ для малого бизнеса. Например: упрощенная система
налогообложения и ведения бухгалтерской отчетности. Но выплаты по налогам по
прежнему отнимают очень большую часть дохода.
2. Недостаток
сырьевых и финансовых ресурсов.
Давно известна проблема получения
кредита в банке на открытие своего дела, или для поддержки уже работающего
небольшого предприятия. Банки не стремятся выделять средства для малого
бизнеса, поскольку слишком вероятны риски не выплаты кредитов.
Инвесторы так же не стремятся вкладывать свои
средства в небольшие предприятия. Поэтому найти недостающую сумму для
бизнесмена очень трудно, а подчас и невозможно. Конечно, все это отрицательно
сказывается на развитии фирм и небольших компаний.
3. Трудности с
площадями, оборотными средствами.
Аренда площадей стоит
предпринимателям немалых средств. А найти подходящее место очень трудно. Для
решения данной проблемы предлагается множество проектов. Например, чтобы не
тратить огромные средства на помещение и оборудование, можно договориться с
крупным предприятием, у которого есть простаивающие мощности, об аренде по
сходной цене.
Существует ряд предложений о том, чтобы
предоставить возможность объединения для предприятий, которые находятся на
грани банкротства или в сложном экономическом состоянии. Помимо подобных форм
объединения, хорошим выходом может стать кооперация малых и крупных
предприятий. Сейчас это существует в форме франчайзинга, лизинга и т.д.
4. Кадровая
подготовка.
Очень трудно небольшим предприятиям конкурировать
с крупными в плане заработной платы. Поэтому проблема с кадрами для предприятий
малого бизнеса стоит очень остро. Предпринимателю нужно решать сразу несколько
задач: найти квалифицированных сотрудников, придумать, чем мотивировать их и
найти средства на обучение.
В России, где порой одна фирма выполняет сразу
несколько задач, дополнительной проблемой является правильная подготовка
специалистов, которые разбирались бы во многих вещах и могли выполнять разные
задачи.
5. Отсутствие
платежеспособности населения и спроса.
Маленькому предприятию трудно выпускать
товар в огромных количествах, а так же оказывать услуги для большого количества
желающих за недорогую цену. Поэтому спрос на продукцию подобного рода
предприятий небольшой.
Помимо того, стоимость товаров и услуг малых
предприятий бывает выше, чем на аналоги крупных производителей. Однако,
финансовое состояние населения часто не позволяет отдавать за них большие
средства. Эти нюансы приводят к тому, что многие фирмы простаивают или работают
с небольшим количеством постоянных клиентов, что делает бизнес рентабельным, но
не очень прибыльным. Для успешного развития, малым предприятиям нужна помощь еще в начале
пути. Нужно поднимать уровень доходов населения. Это можно сделать освобождая
от налогов предприятия.
Для решения всех вышеперечисленных проблем,
требуется комплексный подход. Закон стоит доработать и дать предпринимателям
чуть больше свободы. Налоговая политика по отношению к малым предприятиям
постоянно усовершенствуется и, возможно, однажды система налогообложения для
предпринимателей не будет такой гнетущей как сегодня.
Малый
бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую
специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он
способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере,
но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и
ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Малый бизнес - это экономика государства, мелкие
предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров,
исследовательских и научно-производственных разработках.
Сектор МП способен создавать новые рабочие
места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и
социальной напряженности в стране.
Малое предпринимательство ведет к оздоровлению
экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой
политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие
предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Развитие малого бизнеса на Западе идет более
быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям
малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в
развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который
служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся
страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой
экономический рывок. Давайте и мы займемся развитием малого бизнеса в Росии.