30 августа в Москве под
председательством политолога Екатерины Шульман прошёл круглый стол «Единая
модель противодействия школьной травли». Корреспондент «За правду и
справедливость» Андрей Морозов записал основные идеи и тезисы.
«Меня в детстве обзывали
пуделем и дразнили, что купят косточку, потому что у меня густые пышные
волосы», – рассказывала недавно в «Фейсбуке» свою историю школьной травли
Анастасия Павликова (сестра политзаключенной Анны Павликовой).
Автору этой статьи тоже
пришлось пережить травлю, но уже в институте. Однокурсники однажды пустили по
рядам листок. Там было написано: «Нарисуйте член Андрея Морозова». Ну, и там
рисунки какие-то были.
Как верно отметила в своём выступлении
Екатерина Шульман, «еще никто не изобрёл универсального средства против
травли». Это означает, что у разных педагогов, общественных организаций могут
быть разные подходы, методы для борьбы с этим ужасным явлением.
Пожалуй, самый большой опыт в
плане борьбы с буллингом был накоплен некоммерческой организацией «Журавлик»,
которая создала антиббуллинговую программу «Травли нет». Команда «Травли нет» недавно
выпустили антибуллинговую игру с карточками. В конце минувшего лета они сняли
видеоролик против школьной травли, где главную роль сыграл звезда сериала
«Молодёжка» Иван Мулин. Кроме того специалисты «Журавлика» активно используют
цифровые технологии, блоггеров, следят за популярными молодёжными трендами
Самая большая проблема в плане
борьбы со школьной травлей в том, что школа, как правило, не признаёт факт
травли, пытается его замять, замолчать. Жертву обвиняют в том, что вы сами всё
придумал, спровоцировали и т.д. Отчасти это связано со статусом школ и их месте
в рейтинге. Если школа признает факт травли, то потеряет положение элитного
учебного заведения, место в рейтинге школ. Для того, чтобы школам (учителям,
администрации) было легче бороться с буллингом специалисты из Лаборатории
социальных практик Перми придумали межсекторную модель. В программу
профилактики школьной травли был включён краевой детский телефон доверия,
создана группа психологов-кураторов, которые работали со школами, привлекались
студенты волонтёры для непосредственной работы с учениками. Также для
эффективной борьбы со школьной травлей нужно, чтобы все учителя были в этом задействованы.
Кроме этого важно школам принимать локальные нормативные акты для борьбы с
буллингом. Это мобилизует и учителей, и учащихся, и родителей.
Ольга Карасева из организации «Врачи
детям» из Санкт-Петербурга рассказала про их командой был создан специальный
сайт «Классные игры», где каждый школьник может протестировать свои знания о
буллинге.
Наталья Сабирова из Казани
отметила, что информация о буллинге должна быть включена в курс для учителей о
безопасности в школе.
Все участники круглого стола особо
подчеркнули, что для предотвращения буллинга нужно заниматься профилактикой
этого ужасного и мерзкого явления.