Для того чтобы разобраться досконально в сути вопроса
реорганизации двух городских школ наша газета использовала такой метод
журналистского расследования как ненаправленное интервью. Ненаправленное
интервью – это такая форма интервью, при котором ведущая роль отдается
респонденту. Он сам выбирает, о чём ему говорить, а интервьюер только
определяет перед началом программу разговора. Основная функция журналиста в
этом случае – не мешать собеседнику, который смог бы осветить тему в полном
объёме.
Газета сделала это умышлено по одной причине. Потомственные
интеллигенты города Юхнова порой высказывают критические замечания в адрес
журналистов нашей газеты в нетактичности к руководителям местных администраций.
Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и
умение не допускать неприятных для других людей ситуаций. Поэтому, чтобы быть
тактичными, газета обратилась к жителям города по вопросу реорганизации школ.
Слово предоставляется председателю инициативной группы по
организации референдума Оксане Копытовой:
«Реорганизация двух школ неизбежно приведет к отсутствию
конкуренции между двумя городскими школами. В настоящее время обе школы дают
достойное образование детям. Об этом свидетельствуют их результаты на экзаменах
и поступления в ВУЗы страны. Согласно данным Калугастата средняя ежемесячная
заработная плата учителей двух городских школ в I квартале 2019 года составила
26963 рубля. И поэтому, когда мы читаем в газете «Юхновские вести» о позиции
чиновников, что задачей реорганизации школ является работа каждого учителя в
соответствии с полученной специализацией согласно диплома, то нам вполне
понятна такая казуистика. Изворотливость чиновников администрации приведёт не к
повышению знаний учащихся, а к резкому сокращению учителей. В настоящее время
две школы испытывают и так недостаток кадров. Нет учителей ОБЖ (основы
безопасности жизнедеятельности), информатики, музыки. И если сейчас учителя в
среднем работают на 1,2 ставки и, таким образом, получают около 27 тысяч, то
когда их переведут на ставку в соответствии с дипломом, то заработная плата
резко упадёт, что приведёт, естественно, к увольнениям. Вообще, на мой взгляд,
эта безумная затея по реорганизации двух школ похожа на муравейник, в который
без спроса засунули совковую лопату, да ещё и решили покопаться там. А надо ли
трогать хорошо отлаженные и работающие организации? В этом и заключается
мудрость руководителей района. А у нас, видимо, у руководителей не хватает
опыта, а слушать людей – нет желания!».
Член инициативной группы Валентина Орехова: «Я воспитываю
двух сыновей. Второй сын, Никита, окончил 1-ю городскую школу и всегда
вспоминает о годах учёбы только с положительной стороны. Часто проходят встречи
его бывших одноклассников, на которых с особой теплотой вспоминают любимых
учителей и тот микроклимат, который был создан в первой школе. Если же говорить
о самом главном факторе, который непосредственно влияет на качество получаемого
детьми образования, это количество учащихся в классе. Сейчас в двух школах
оптимальное количество учеников 20-22 человека в классе. Наполняемость учащихся
в классах при организации школ естественно будет гораздо выше, что приведет к
дополнительной физической и моральной нагрузке на учителей. Нельзя не сказать и
о нарушениях действующего законодательства при реорганизации двух городских
школ. Так, согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних
уроков. При объединении школ уроки физической культуры будут проходить с 1 по
5. Таким образом, дети после физической нагрузки вынуждены будут в нарушение
закона заниматься письменными заданиями и контрольными работами».
Член инициативной группы Анна Матюнина:
«Я живу и работаю на
правом берегу города. При объединении двух городских школ будут ущемлены в
нарушение действующего законодательства интересы детей правобережья. Валентина
Орехова уже приводила факты нарушения СанПиНа, а я приведу другой пункт этого
документа. Согласно пункта 2.4. при проектировании и строительстве городских
общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть пешеходную
доступность учреждений, расположенных – во 2 и 3 строительно-климатических
зонах – не более 0,5 км. Как мы можем убедиться, дети с многих улиц
правобережья живут гораздо дальше 500 метров от школы №2, и никакой школьный
автобус с дополнительными рейсами эту проблему не решит. Искусственная
привязанность детей к школьному автобусу приведёт к получению образования не в
полном объёме в связи с тем, что образовательный процесс – это не только уроки,
но и внеурочная деятельность: посещение факультативных занятий, кружков, спортивных
секций, классных мероприятий. Особо хочется сказать и о последствиях
организации питания детей при реорганизации школ. Если 1-я школа будет только
для учащихся начальных классов, то питание должно быть организовано в 3 захода,
так как количество детей возрастет до 262, а вместимость столовой пищеблока
школы №1 предусмотрено для 108 учащихся. Обеспечить завтраки в три захода не
представляется возможным, так как сейчас дети начальной школы завтракают перед
первым и после первого урока. Обеды начинаются после второго урока, четвёртый
урок заканчивается в 12:30. Для малышей начальной школы в такое время обед
будет очень поздним принятием пищи. Дети будут вынуждены приносить пищу из
дома, чтобы утолить голод, что опять приведёт к нарушению СанПиН. У меня подрастает
внук и я не хочу, чтобы его здоровье зависело от непрофессионального решения
чиновниками вопросов о реорганизации двух городских школ».
Член инициативной группы Елена Острикова:
«Для жителей Юхновского района вопрос реорганизации двух
городских школ явился как гром среди ясного неба! Лучшая Средняя
общеобразовательная школа №1 в Юхновском районе, о которой так много писалось,
и учащиеся именно этой школы получали ежегодно различные призы и становились
победителями на олимпиадах и конкурсах и, вдруг, реорганизация…
Абсолютно согласна с членами инициативной группы по
проведению референдума и с многочисленными жителями города Юхнова, что трогать
хорошо работающие организации не следует, особенно если это касается вопросов
образования. Мне представляется, что прежде чем приступить к вопросу слияния
школ, либо изменению их прежнего статуса, требуется досконально изучить
всевозможные риски, связанные с подобными действиями. Сейчас в двух школах
старшеклассники опекают и присматривают за малышами начальных классов. При
разделении детей на два здания такие традиции опеки уйдут в прошлое. Все это
отрицательно скажется на воспитательном процессе. Также отсутствие
преемственности между учителями начального и основного уровня образования
является элементом риска реорганизации школ. Хочется обратить внимание
читателей газеты и жителей Юхновского района, что в вопросах реорганизации
образовательных учреждений надо неукоснительно соблюдать «Конвенцию о правах
ребёнка», которая гарантирует ребёнку право свободно выражать свои собственные
взгляды в соответствии с возрастом и зрелостью. К сожалению, местная
администрация не соизволила спросить мнение не только детей, но и их родителей
по этому вопросу. В связи с таким безразличным отношением к людям я считаю, что
проведение референдума по вопросу реорганизации двух городских школ
необходимо».