Вопросы обслуживания домов на сегодня остается нерешенной
проблемой. Государство не имея четкой позиции, проводит эксперимент по
выживанию людей в многоквартирных домах. Активные граждане, живущие в
многоквартирных домах сопротивляются этому произволу. Так 14 – 15 февраля 2019 года прошел Сход, на
котором принята ДЕКЛАРАЦИЯ Схода жилищного актива «Жилищная реформа.
Оценка текущей ситуации в жилищно-коммунальной сфере. Отраслевая дорожная карта
комплексного развития». Вот ее тезисы:
I Всероссийский
съезд представителей объединений собственников жилья, состоявшийся 26 апреля -
30 мая 2016 года в городе Москве, поддержал раздел положения «Стратегии
развития ЖКХ РФ до 2020 года» (Постановление правительства №80-р от
26.01.2016г.) в части развития институтов жилищного самоуправления, создания
условий для повышения активности и ответственности собственников жилья
посредством развития форм самоуправления граждан в сфере жилищно-коммунального
хозяйства в форме Советов МКД, ТСЖ, ТСН, ЖК, ЖСК и выразил решимость отстаивать
положения статей Конституции РФ, гарантирующих права собственников на
имущество, граждан на объединение, свободу общественной, экономической и предпринимательской
деятельности.
Вместе с тем, Стратегия не
смогла ответить на отраслевые вызовы, не решила необходимых задач и даже создала
новые проблемы. Состояние МКД не улучшается, объёмы нового строительства не
перекрывают выбытие аварийного и ветхого жилья, пришлось вновь продлять
деятельность Фонда реформы ЖКХ с выделением 300 ₽ млрд, тарифы РСО продолжают необоснованный и
опережающий рост, программы КР ОИ в регионах реализуются с низким качеством,
жилищные объединения и профессиональные управляющие не получили обещанной поддержки,
лицензирование УО не стало локомотивом развития в жилищной сфере, институт
технического и кадастрового учёта, регистрации прав в отношении общего
имущества в МКД как единого объекта недвижимости не реализован, квалифицированное
информационно-аналитическое обеспечение отраслевого развития отсутствует, при
этом неуклонно растёт плата за неактуальные сведения в БТИ, ГИС ЖКХ.
Актуальность Схода
жилищного актива связана с рядом важнейших причин:
·
Несовершенство и
нестабильность правового регулирования в жилищной сфере не позволяет
реализовывать законные права и интересы собственников жилья, причём в последние
три года состояние гражданских жилищных прав ухудшается, в области
жилищно-коммунальных отношений усиливается круговая безответственность;
·
Механизм
контрольно-надзорной деятельности в жилищной сфере носит репрессивно-конфискационный
характер, при этом значительно ухудшается состояние жилищной безопасности;
·
Система технического учёта,
обследования и инвентаризации жилой недвижимости, несмотря на внесённые проекты
законов, не функционирует. Достоверной, юридически значимой информации об МКД в
ГИС ЖКХ, ГКН и ФКП Росреестра нет, при этом жилищные объединения и
профессиональные организации подвергаются огромным административным штрафам за якобы
«не размещение информации» в функционирующей с постоянными сбоями ГИС ЖКХ;
·
Произошла подмена функций надзора
за техническим состоянием МКД функциями финансового контроля над хозяйствующими
субъектами в управлении МКД;
·
Недружественная к собственникам
и профессиональным участникам жилищная политика привела к усилению недоверия и непрозрачности
между всеми участниками жилищно-коммунальной сферы. При этом, непрозрачность и
необоснованность тарифного регулирования вызывает опережающий рост расходов домохозяйств
на коммунальные услуги, влияет на снижение социально-экономических доходов,
формирует гигантскую мнимую «задолженность за ЖКУ». Возникает порочный
замкнутый круг.
***
Причинами сложившейся
ситуации являются противоречия федерального регулирования, принципиальная
ошибочность модели отношений между участниками, выраженная в отсутствии
квалифицированного заказчика ЖКУ в лице консолидированных совладельцев, единого
объекта жилой недвижимости, искажённой системы отношений владельцев жилья –
потребителей ЖКУ с поставщиками коммунальных ресурсов и исполнителями
коммунальных услуг. Вследствие ошибочности модели и законодательного нагромождения
органы исполнительной власти и местного самоуправления не способны организовать
эффективное функционирование ЖК-сферы на местах, обеспечить безусловное соблюдение
законных жилищных прав и экономических интересов граждан.
***
Участники Схода отмечают,
что при подготовке новой Стратегии развития ЖКХ необходимо пересмотреть модель отношений
с акцентом на гражданские жилищные права собственников жилья по владению и распоряжению
своим имуществом в порядке, определённом соглашениями между совладельцами жилья
с третьими лицами. У собственников жилья должны быть не только обязанности, но
и права.
С целью прекращения
негативного развития ситуации в жилищной и смежных сферах, в порядке предложений
в новую «Стратегию…», участники Схода поддержали:
1. Создание постоянно
действующего органа Схода жилищного актива в виде консультативно-экспертного
совета (КЭС), для подготовки и направления предложений ответственным
должностным лицам. Участие в Совете осуществляется на добровольной инициативной
основе.
2. Считаем необходимым:
Провести ревизию
действующего жилищного и смежного законодательства с приведением его в соответствие
с Конституцией РФ в части безусловной защиты жилищных прав и интересов граждан
и экономических свобод субъектов хозяйственной деятельности в жилищной сфере.
Довести до логической и
завершённой формы концепцию гражданского и учётно-регистрационного
законодательства в отношении многоквартирной жилой недвижимости как единых жилых
земельно-имущественных комплексов (до 2004 года – кондоминиумов), реализующих
гарантированную защиту вещных прав собственников жилья в МКД.
Разработать систему мер
поддержки и социально-экономического стимулирования собственников жилья - потребителей
ЖК-услуг, жилищных объединений и профессиональных участников жилищной сферы к
ускоренному и инициативному воспроизводству МКД, реализации энергосберегающих
мероприятий, комплексной реконструкции и санации МКД. Распространить систему
льготного банковского кредитования с субсидированием процентной ставки за счёт
бюджетов всех уровней для целей ускоренной инициативной энергоэффективной
санации жилья, внутриквартальных сетей и комплексного благоустройства
кварталов.
Провести реформу
контрольно-надзорной деятельности в жилищной сфере с приоритетом защиты
жилищных прав граждан, безусловного обеспечения жилищной безопасности, создания
условий для развития конкурентных современных форм управления жизненным циклом
ОЖН, заменив репрессивно-штрафную систему на риск-ориентированный подход.
Кардинально пересмотреть полномочия, функционал и ответственность должностных
лиц органов КНД – ГЖН, РТН, газового надзора, СЭС, МЧС и др. в жилищной сфере,
определив главным приоритетом обеспечение безопасности.
Создать при участии ФАС и
РЭК целостную систему региональных экспертных советов по анализу, обсуждению,
согласованию и утверждению тарифов, расценок, размеров платы во всех публичных
сферах производства товаров, работ и услуг.
Разработать и принять на
федеральном уровне создание системы правовой, профессиональной, информационно-просветительской
и образовательной деятельности по развитию и укреплению института совладельцев многоквартирного
и малоэтажного жилья и их жилищных объединений как базовых ячеек местного
самоуправления и основы территориальной самоорганизации граждан – ответственных
собственников жилья.
Калуга.