Мозг человека малоизвестен учёным, Всего 2 - 2,5 % известно,
остальные 98% покрыты тайной. И, тем не менее, учёные пытаются управлять
мозгом. Эти попытки приносят свои результаты, которые учёные понимают по -
своему.
Педагогика пытается жёстко управлять
обучением. В обучении математике построены технологии обучения, которые дают
детям некоторую сумму знаний. Технологии проще исполнять. Учить детей сложнее.
Для того чтобы учить детей, нужны природные учителя. Для того чтобы учить по
технологии, достаточно любого исполнительного человека. Талант учителя становится
лишним, а бесталанный исполнитель много дешевле обходится государству. В
крайнем случае, не тот, так этот.
Когда вчерашние школьники приходят в
институты, а теперь в университеты, то оказывается, что знаний у них мало. И
те, что имеются, они плохо понимают и не умеют ими пользоваться для дальнейшего
обучения. Школа может создать свои стандарты обучения,
высокие или низкие, широкие или узкие. И успешно работать по своим стандартам.
Одно ясно, школа не станет создавать такие стандарты, исполнить которые будет
или трудно, или невозможно.
Школа составляет свои стандарты,
естественно, с оглядкой на институт. Но это только с оглядкой. Как мне недавно
сказали в школе, школа не обязана, и не готовит, абитуриентов. А в былые
времена именно подготовка всех к поступлению в институт было главной задачей
школы. Но даже тогда далеко не все могли поступить в институт. Был конкурс
среди абитуриентов, и поступали лучшие. 1Высшее образование даёт современную
профессию на высшем уровне. Но есть и другая задача высшего образования.
Развивать человека до современного высшего уровня.
Если первая задача необходима для
промышленности и науки, то вторая задача важнее для развития народа.
Образование и воспитание в этом случае есть задача воспроизводства нации,
русского народа, в современных условиях. Если исходить из этого, то образование
должно строится на основах традиции, на основах накопленного исторического
опыта.
Движение наук в нашем времени
происходит мощно и быстро. Что порождает проблемы образования. Тогда начинают
искать всякие новации. Слово «Новации» уже звучит не по - русски. Но главное не
в слове. Главное то, что увлекаясь новациями, теряют исторический опыт и
воспитания, и образования, особенно в школе. На словах всё новое в школе есть,
есть современные программы. На деле происходит большой спад качества
образования. Это видно по выпускникам школ.
Если не надо готовить абитуриентов, то
кого надо готовить? Кто получится, но в рамках стандарта. Стандарт сделаем
реально выполнимым. И все проблемы школы разрешены.
В действительности, подобное положение
результат длительного процесса. В начале этот процесс был объективным,
требовалось поднять школу на современный уровень. Но так её «подняли», что
многое опустилось. Вот тогда и пришла спасительная мысль ввести школьные
стандарты, которые узаконят опущение школы. В
школе приемлемы стандарты практически любые. Хотя бы потому, что после школы
вчерашние ученики не идут работать на производство. Они идут в бизнес, в
торговлю, в операторы компьютеров, операторами на почте и в банке и т.д. А там
достаточно начального образования. Среднее образование может быть любого уровня
и качества. Оно никому не нужно. Нет профессионального рабочего образования;
инженеры не нужны - нет промышленности. Школа освободилась, наконец, от трудных
задач. И этим очень довольна.
Школа в былые времена ставила перед
собой задачу развитие мышления. И одновременно давала знания. Не всегда
получалось хорошо развивать мышление учеников, но кое - что всё же получалось.
Вместо того, чтобы усовершенствовать процесс развития мышления, от него
отказались. Пусть больше работает память и копит полезные знания.
В начальной школе детей учат счёту
очень основательно. В результате прилежные дети очень хорошо умеют считать. Но
в старших классах памяти и прилежания явно недостаточно. И происходит обвал
математического образования. Процесс обучения математики в начальной школе идёт
таким образом, что по мере накопления знаний математическое мышление не
развивается. Природные способности, которые позволяют каждому нормальному
ребёнку спокойно учиться всю школу по - математике, сильно угасают,
подавляются. А память наоборот, укрепляется и расширяется. Но у памяти не велик
объём. И в старших классах она плохо помогает. Да и помогает только в
стандартных упражнениях и задачах, очень простых. За их границы шагнуть
невозможно. А в институте необходимо шагнуть в математике значительно дальше. Это возможно только с достаточно
развитым математическим мышлением. В былые, лучшие времена, даже успешным
школьникам было нелегко изучать математику. В силу того, что математика
школьная была математикой средних веков. Математика в институте была
математикой 19 века, более близкой к веку двадцатому.
Сегодня в институте востребована более
современная математика, которая требует не только больших знаний, она требует
более развитого математического мышления. А где его взять, если школа этим не
занимается и оно ослабло сильно у выпускников школ? Остаётся одно, отказаться
от подготовки школьников к учёбе в институте. И в техникумы (в колледжи), и в
ПТУ, в результате приходят очень слабые ученики. Что делать нам с такой школой?
Школа обижается на такой вопрос. «Мы
так все стараемся, мы так много трудимся!» И действительно, не в школе вся
проблема. Вся проблема в программах и стандартах, по которым школу принуждают
работать.
КТО ПРИНУЖДАЕТ?
А что родители, какова их позиция?
Чаще всего родители обращают внимание не на уровень понимания и мышления. Для
этого они сами часто не достаточного уровня. Их даже мало волнуют слабые знания
детей. Более всего родителей волнуют школьные оценки. Вот где горят страсти между учителями и родителями. Страсти
не разгораются, когда учителя оценки завышают. Это родителям нравится. Хуже,
когда оценки плохие. Родители считают, что оценки занижены. Они совсем не
видят того, что даже если школа будет ставить их детям высокие и справедливые
оценки по своей школьной системе, то знания и мышление их детей будут всё равно
низкого уровня. Но тогда в школе наступит эра тишины и благополучия. До того
времени, благополучие школьное будет длится, пока не рухнет вся страна.
Филиппов
И. К. Ермолино.
15
июля 2011 г.