Современные вызовы и геополитическая ситуация
требуют от России решительных действий. Наша страна должна укреплять свои
позиции на мировой арене и совершить настоящий экономический прорыв в ближайшие
несколько лет. Решить эту задачу возможно, сосредоточившись на развитии
внутреннего производства с последующей экспансией на зарубежные рынки. Не
встраиваться в мировую экономику на пятых-десятых ролях в качестве сырьевого
придатка, а стремиться выпускать конкурентоспособную продукцию, создавать
успешные российские бренды и востребованные проекты.
О том, как развивать российский несырьевой
экспорт, мы беседуем с главой Совета ТПП России по промышленности и
конкурентоспособности, президентом ПС «Новое Содружество», основателем
МЭФ Константином Бабкиным.
- Константин Анатольевич, в
последнее время от чиновников мы слышим, что несырьевой экспорт показывает
небывалый рост. Страна проводит имиджевые мероприятия – Олимпиада, Чемпионат
мира по футболу. У иностранцев не ослабевает интерес к русской культуре, к исконно
русским духовным и культурным ценностям. Всё это вроде бы призвано
популяризировать бренд «Россия», открыть нашим товарам новые горизонты. Но если
сравнивать, что и сколько продают другие страны и мы, результаты выглядят более
чем скромно. Что нам мешает организовать такую же бойкую торговлю «Made in
Russia» на заграничных рынках?
- Самое главное, что сырьевая зависимость всё
глубже врастает в российскую экономику. Чиновники рапортуют, что процент
несырьевого сектора растёт, между тем структура экспорта существенно не
меняется. По данным Федеральной таможенной службы, основу российского экспорта
по-прежнему составляют топливно-энергетические товары. Например, в 2017 году
экспорт машин и оборудования составил 6,4% общего объема, тогда как продукты сырьевого
сектора (нефть, необработанная древесина, газ, черные металлы, медь, никель и
алюминий) почти 80% всего экспорта (как и десять лет назад).
Много лет правительство постепенно повышает
НДПИ, акцизы на производство топлива и прочие налоги, и при этом понижает
экспортные пошлины на нефть.
Такая политика стимулирует вывоз
непереработанного сырья, вынимает деньги из карманов граждан, делает товары
российского производства дороже по себестоимости и тем самым подрывает
конкурентоспособность реального сектора. В планах правительства обнулить
экспортную пошлину на нефть, так что скоро продавать её будет и проще, и
выгодней.
Нефть дорожает и будет дорожать. Затем надо
добыть ее, экспортировать, отправить вырученные деньги за рубеж, называя это
заботой о будущих поколениях. Нефти уже в земле не будет, когда новое поколение
придет. Не логичнее ли ему передать не запись в банковских документах — мы
знаем, насколько эта ценность неустойчива — а либо дороги построить, либо
предприятия создать и сохранить природные ресурсы, чтобы наши потомки
эффективно ими распорядилось. Вместо этого мы продолжаем строить
многокилометровые трубопроводы и гнать сырье на продажу.
Для развития несырьевого экспорта требуется
пересмотреть механизмы господдержки, сократить административные процедуры, а
также устранить логистические ограничения на железнодорожном, автомобильном и
морском транспорте.
Безусловно, бороться за внешние рынки мы
должны и через повышение конкурентоспособности российских промышленных
предприятий, стимулировать развитие производства. Финансово-экономическому
блоку правительства в своих стратегиях необходимо ориентироваться на развитие
экономики за счёт производства, а неисчерпаемых природных ресурсов.
- Успех реализации политики
импортозамещения и скачок производства с введением санкций показали, что у нас
есть и трудовые, и производственные ресурсы для создания качественных,
конкурентоспособной продукции. Так почему мы до сих пор так мало экспортируем?
- Во-первых, росту промышленного производства
в достаточном для экспорта объёме не способствуют экономические условия внутри
страны: дорогие кредиты, высокие налоги, стоимость топлива, энергоресурсов,
грузоперевозок и т.д. Благодаря проводимой налоговой и денежно—кредитной
политики ведение бизнеса в России год от года становится менее привлекательным
и перспективным. Темпы роста экономики не соответствуют темпам роста сбора
налогов. За прошлый год задолженность промышленных предприятий выросла на 12%,
при этом налоговые поступления в бюджет возросли на треть. За последние пять
лет число обанкротившихся предприятий достигло 30%.
Вторая причина заключается в слабой системе
поддержки экспорта. Следует отметить, что за последние годы ситуация постепенно
улучшилась. Создан Российский экспортный центр (РЭЦ), существует система
страхования экспорта (Эскар), специальный экспортный банк предусмотрен -
Росэксимбанк, проводятся лекции и мастер-классы по внешнеторговой деятельности
для малого бизнеса. Десять лет назад мы о таком только мечтали. Но все эти меры
– лишь робкие шаги. И если сравнить те меры поддержки несырьевого экспорта,
которые существуют в развитых странах - политическая поддержка, более щедрое
субсидирование, эффективно работающая система страхования сделок, бесплатное
кредитование - то еще много нужно сделать, чтобы наша система заработала.
Многие компании в России производят несырьевую
продукцию. Это показала и выставка «Российско-Монгольская инициатива – 2018», в
которой принимали участие российские заводы сельскохозяйственного, пищевого,
строительно-дорожного и автомобильного машиностроения. Например, в сегменте
комбайнов мы занимаем в Монголии последние несколько лет около 80% рынка. Хотя
очень активны и китайские, и американские, и прочие конкуренты. Как мы добились
успеха? В большей степени за счёт улучшение качества отечественных агромашин и
выпуска новых линеек техники, а не задействованием мер поддержки государства.
- На что должна быть направлена
экономическая политика государства для стимулирования экспорта, какие новые
ориентиры необходимы?
- На 90% эти шаги должны быть сделаны внутри
России. Приоритетом должно стать развитие производства, а не выкачивание
ресурсов. Иначе ухудшение экономики и снижение покупательского спроса
продолжится. Надо нацелить налоговую систему на то, чтобы она меньше собирала
денег с предприятий несырьевого сектора, и, прежде всего, с тех отраслей,
которые нам в России надо развивать. Основная же налоговая нагрузка должна
приходиться на экспорт сырья и полезных ископаемых.
Обеспечение равных конкурентных условий для
российской продукции на зарубежных рынках и создание позитивного имиджа и
узнаваемости российских брендов потребует повысить уровень поддержки
несырьевого экспорта с сегодняшних 12-14% до 25-30% от стоимости. При
использовании таких механизмов как страхование, гарантирование и кредитование
экспортных сделок необходимо отменить принцип безубыточности, а сами меры
рассматривать как прямую государственную поддержку компаний-экспортеров.
Позитивной новостью для нас является решение
руководства страны о передаче торговых представительств под контроль
Минпромторгу России. Будет выстроена очень логичная цепочка - бизнес,
министерство, ответственное за торговлю, в том числе и внешнюю, и
представительство Российской Федерации за рубежом, ответственное за развитие
торговых связей. Чтобы максимально эффективно задействовать этот механизм
возможно установить персональную ответственность торгпредов за рост поставок
российской продукции в страны представительства.
Выводу проектов на зарубежные рынки также
способствует участие в международных выставках и бизнес-миссиях. Например, для
продвижения продукции отечественных заводов за рубеж Ассоциация «Росспецмаш»
совместно с Минпромторгом России организуют их участие в крупнейших международных
выставках, а также проводят бизнес-миссии в иностранных государствах. Практика
показывает, что предприятия, которые принимают активное участие в этих
мероприятиях, добиваются наибольших успехов в развитии экспорта своей
продукции. Вместе с тем наиболее эффективным могло бы стать проведение
отраслевых бизнес-миссий по отдельным направлениям, тогда интересы промышленных
предприятий могут быть реализованы в полной мере. Не лишним было бы расширить
список отраслевых выставок по программам поддержки экспорта.
При системном подходе к решению проблем в
сфере несырьевого экспорта произойдет резкий рост не только в области
специализированного машиностроения, но и в смежных отраслях – металлургии,
нефтехимии, станкостроении, производстве частей и компонентов, будут достигнуты
рекордные темпы роста в строительстве, грузоперевозках, торговле и образовании.
У
нас есть все объективные факторы для движения вперёд, чтоб стать мощной
державой, вновь стать одной из ведущих экономически развитых стран. Осталось
преодолеть сырьевую зависимость, чтобы решить амбициозную задачу по наращиванию
производства с увеличением экспорта.