Константин
Бабкин: Развитие производства и промышленности выведет страну из бедности
Инаугурация российского Президента Владимира
Путина состоится 7 мая, после чего Правительство, согласно
Конституции, сложит свои полномочия. Насколько обновится состав кабинета
министров, пытаются предугадать эксперты и аналитики. Официальных заявлений
главы государства на этот счёт не поступало, поэтому все догадки основаны на
визитах тех или иных лиц в российский Белый дом после выборов. В целом речь
идёт о выборе стратегии развития: либо о продолжении либерального курса и
сырьевого развития экономики, либо о развороте в сторону поддержки производства
и промышленности, основанной на методах протекционизма.
Ранее на митинге-концерте
«Россия. Севастополь. Крым» Владимир Путин заявил об обреченности России на
успех. По словам Президента, для достижения успеха страна должна взяться за
масштабную работу. Потенциалу российского народа есть не мало исторических
подтверждений. У нас богатая ресурсами страна и выгодное географическое
расположение. Казалось бы – всё есть, за чем же дело стало? Эксперты и
академики на Московском экономическом форуме (МЭФ) говорили о том, что сейчас
главная проблема заключается в отсутствии идей и внятной стратегии роста у
российского правительства.
Слова Президента о необходимости качественного
рывка в экономике подхватили чиновники из распорядительных министерств и ведомств.
Однако, что именно нужно поменять, какие барьеры до сих пор этому
препятствовали? Страна замерла в ожидании перемен. Слово за вновь избранным
Президентом.
О том, какие приоритеты должны быть у
государственников, чтобы рос ВВП и благосостояние народа, а наши предприятия
были конкурентоспособными и могли приносить прибыль не только своим владельцам,
но и обычным гражданам, мы беседуем с основателем МЭФ, президентом НП «Новое
содружество», известным промышленником и предпринимателем Константином
Бабкиным.
- В конце апреля премьер рапортовал об итогах
работы Правительства за шесть лет. Достижений, конечно, не мало в этом докладе.
На деле стоимость продуктов и товаров увеличивается быстрее роста зарплат, а
уровень жизни наших людей в некоторых случаях далёк даже от стран третьего
эшелона. Как бы вы охарактеризовали результаты правительственной политики и что
необходимо поменять?
- Духу итогового доклада Правительства и
риторики, которая шла в ходе предвыборной кампании о том, что у нас все
улучшается и прекрасные перспективы, противоречат данные аналитики,
представленной нами в докладе ТПП РФ о конкурентоспособности российский
предприятий в 2017 году. На самом деле ситуация выглядит весьма
печально: на 32% увеличились налоговые поступления в бюджет, при этом
отмечается рост задолженностей предприятий по платежам – на 12%. За последние
пять лет количество обанкротившихся предприятий промышленности и производства
возросло до 30%. Т.е. ведение бизнеса в России становится всё менее
привлекательным и перспективным занятием.
Если в ближайшее время на уровне правительства
не будут приняты меры, направленные на исправление ошибок выбранного ранее
курса экономики, говорить о росте ВВП и инвестициях не представляется
возможным. Речь идёт не просто об увеличении ВВП, росте производительности
труда, инвестиций и несырьевого экспорта. В условиях современной
геополитической ситуации и международного баланса сил от принятых решений будет
зависеть наша выживаемость.
Ультралиберальный курс,
которым сегодня следует экономический блок российского Правительства,
ориентирован на встраивание российской экономики в мировые сырьевые цепочки на
вторых-третьих, а лучше – на пятых-десятых ролях. Либеральный подход
рассматривает Россию как место, где комфортно западным корпорациям, которым
удобно выкачивать природные ресурсы, деньги и квалифицированные кадры.
Собственно, реализация этого курса и происходит сегодня. В результате мы
наблюдаем высокие налоги, тарифы на электричество и заоблачные кредитные
ставки, которые не способствую развитию отечественного производства.
Другая, патриотическая идеология рассматривает
Россию как независимую цивилизацию, с сильной экономикой и качественным
образованием. Именно такие ориентиры прозвучали в послании Президента
Федеральному Собранию.
До сих пор российская экономика шарахалась из
стороны в сторону. Надеюсь, в мае, наконец, будет выбран определенный курс, и
мы займемся развитием собственного производства, превратим страну в цветущий
сад. В России достаточно опытных руководителей, которые знают экономику
изнутри, смогли сохранить и развить свои предприятия в самых неблагоприятных
условиях. Главная проблема в том, что государство не создает условий для
развития несырьевой сектора производства. Если министерства и ведомства будут
опираться в своих решениях на мнение и опыт профессионального сообщества, мы в
кратчайшие сроки выйдем на уверенный экономический рост.
- Какие факторы ограничивают развитие
производства, на что нужно обратить внимание руководства страны в первую
очередь?
- Сегодня для любого
несырьевого предприятия, которое производит гражданскую продукцию, наиболее
острыми являются вопросы налогообложения и денежно-кредитной политики. Темпы
роста экономики не соответствуют темпам роста налогов, а проводимая
Центробанком «чистка» банковского сектора привела к монополизации рынка,
удорожанию банковских услуг и снижению объёма кредитования. Ключевая ставка,
хотя в прошлом году и была снижена с 10% до 7,75%, но всё равно остаётся
запредельной. В европейских странах ключевая ставка часто является
отрицательной. 8% – это заоблачная величина, которая препятствует модернизации
и развитию экономики. Банковская система в России фактически работает
неэффективно и недоступно.
Препятствуют росту отечественного производства
также увеличение стоимости энергоресурсов и грузоперевозок, чрезмерная
бюрократизация документооборота, дефицит кадров технических специальностей. В
результате проводимой государственной политики восстановление нашей экономики
продолжает происходить за счет восстановления цены на нефть. В то же время,
обрабатывающий сектор промышленности растёт темпами близкими к нулевым. Из 14
видов деятельности, входящих в отрасль обрабатывающей промышленности,
существенный рост по отношению к 2013 году наблюдается только в химическом
производстве и производстве нефтепродуктов.
- Есть ли позитивные тенденции экономической
конъюнктуры в промышленном секторе и производстве?
- Можно отметить некоторые
позитивные эффекты государственных мер поддержки: запущен ряд программ по
субсидированию продвижения продукции на внутренние и внешние рынки, а также
некоторые программы поддержки НИОКР. Тем не менее, на фоне постоянного роста
налоговых издержек подобные меры дают весьма ограниченный эффект. Например,
субсидирование промышленности на уровне 1% от ее оборота, при суммарной
налоговой нагрузке около 52% от оборота.
Позитивная динамика прослеживается после запрета
на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
из стран, наложивших на Россию санкции. Падение импорта во многом было
компенсировано внутренним производством и привело в результате к его росту. За
четыре года производство продовольствия в России выросло на четверть. В прошлом
году на 9% выросло производство продовольствия. Меры протекционизма позволили
оградить российский рынок сельхозпродукции от несправедливой международной
конкуренции, создав, при этом, благоприятные условия для равной конкуренции
внутри страны.
Не исключено, что в этом году роста производства
продовольствия мы не увидим. Да, санкции продолжаются, запрет на импорт
некоторых видов продовольствия продолжает действовать, но рост налогов,
удорожание стоимости перевозок и так далее, вполне возможно, сыграет свою
отрицательную роль.
- В послании Владимира Путина среди главных
источников роста экономики в ближайшие шесть лет - увеличение инвестиций до
25–27% ВВП. В России производство и промышленность в основном инвестируются за
счёт собственных средств предпринимателей. Каким образом можно привлечь
дополнительное финансирование?
- В
развитых и развивающихся странах привлечению инвестиций способствуют
инструменты финансовой системы. На Западе очень развит институт рынка ценных
бумаг, и граждане имеют возможность вкладывать в компании. Соответственно
предприятия имеют дополнительные возможности к инвестициям и развитию. В этом
отношении мы отстаем от многих стран мира, но проблема простого решения не
имеет. Чтобы в России такое понятие как «облигация» было защищенным и
эффективным инструментом оперирования деньгами, необходимо совершенствовать
корпоративное законодательство, усиливать защиту миноритариев, менять политику
Центробанка, денежно-кредитную политику. Задача многоаспектная и требует
комплексного подхода.
15 мая в Торгово-промышленной палате РФ состоится совместное заседание двух
профильных советов и комитета по теме «Инвестиции в промышленность. Как
повысить привлекательность, доходность и эффективность?». С участием финансовых
аналитиков и представителей органов власти мы обсудим, какие предложения и
решения будут направлены руководству страны.
С уважением,
Пресс-служба МЭФ