Уважаемый Вячеслав Александрович!
В Комитете Совета Федерации по социальной политике
рассмотрено направленное Вами по электронной почте обращение многодетной матери
Р.Х. Жилович, о внесении изменений в законодательство в части определения
порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки для матерей,
родивших и воспитавших десять и более детей (№ 26274п).
В отношении предложения о начислении матери, занимающейся
воспитанием своих детей, зарплаты воспитателя, необходимо отметить, что данный
вопрос взаимоувязан как с семейным, так и с трудовым законодательством.
С одной стороны, семейное законодательство предусматривает
круглосуточное участие родителей в жизни ребенка, его воспитании и развитии.
Вместе с тем, с другой стороны, согласно нормам трудового законодательства
трудовые отношения - отношения, основанные на заключении трудового договора
между работником и работодателем о выполнении работником за плату определенной
трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка,
соблюдении соответствующих условий труда, предполагающих установление режима
рабочего дня и времени отдыха, предоставления еженедельных выходных дней,
нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков, дополнительных мер
социальной поддержки и др).
Необходимо отметить, что в Комитете прорабатывался
обозначенный подход по поддержке многодетных матерей, занимающихся воспитанием
детей, но в настоящее время он не нашел консолидированной поддержки.
В части пенсионного обеспечения многодетных матерей
хотелось бы отметить, что действующим пенсионным законодательством указанная
категория женщин не оставлена без внимания. Так, помимо предоставления
женщинам, родившим пять и более детей, права на страховую пенсию по старости
при пониженном возрасте - в 50 лет, также предусмотрены льготные условия
исчисления необходимого для досрочного назначения пенсии по старости 15-летнего
стажа.
В частности, применяется дифференцированный учет
нестраховых периодов при определении суммарной величины индивидуального пенсионного
коэффициента: за
полный календарный год, засчитываемый в страховой стаж (период ухода за
ребенком), составляет 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за
первым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 3,6 - в отношении периода
ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора
лет; 5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или
четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет. При этом
предусмотрено суммирование данных коэффициентов в случае, если указанные
периоды совпадают по времени.
Таким образом,
действующее законодательство имеет направленность на повышение уровня
пенсионного обеспечения многодетных матерей.
Обращаем внимание,
что действующая пенсионная система предусматривает страховые принципы
формирования пенсионных прав, учитывающие зависимость пенсии от осуществления
трудовой деятельности, в рамках которой осуществляется уплата страховых
взносов, и направленные на создание стимула для человека к труду на протяжении
всего периода его трудоспособности. Принимая во внимание объективные причины,
по которым гражданин может быть лишен возможности работать, законодательством
Российской Федерации предусмотрена возможность зачета в страховой стаж (наравне
с работой) наиболее значимых нестраховых периодов, к которым, в том числе
относятся периоды ухода за детьми.
Комитет отмечает, что обозначенные в обращении
предложения заслуживают внимания и обсуждения и будут, по возможности,
учитываться в рамках законопроектной деятельности Комитета.
Руководитель аппарата Комитета И.В. Михалев