город Калуга 10
ноября 2017 года
Судья Калужского районного суда Калужской области Белов
В.С., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в отношении Горбатина Вячеслава
Александровича, 15 мая 1948 года рождения, уроженца города Сухиничи Калужской
области, гражданина Российской Федерации, состоящего в браке, иждивенцев не
имеющего, зарегистрированного и проживающего по адресу: город Калуга, улица
Новаторская, дом 13, квартира **, сведений о привлечении к административной
ответственности в материалах дела не имеется,
Как следует из представленных в суд материалов, 20 сентября
2017 года ст. инспектором отдела охраны общественного порядка УМВД России по г.
Калуге Якушевым А.Ю. в отношении Горбатина В.А. составлен протокол об
административном правонарушении № 2675р, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ,
согласно которому 4 сентября 2017 года в период с 15 час. 00 мин. до 15. час.
35 мин. в районе д. 51 по ул. Ленина г. Калуги Горбатин В.А., являясь
организатором публичного мероприятия в форме пикетирования, организовал и
провел несогласованное публичное мероприятие, в месте проведении которого было
отказано, предложено провести данное публичное мероприятие по адресу: г.
Калуга, сквер 40 лет Октября (906 база).
Горбатин В.А. в судебном заседании вину в совершении
административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, не
признал.
Выслушав пояснения Горбатина В.А., должностного лица
Якушева А.Ю., свидетелей: Сергеевой С.А., Сахневич К.Ю., Жукова С.В., Будько
К.К., Дьякова Б.А., Каракина А.А., исследовав письменные материалы дела, судья
приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных
правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное
выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,
обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и
условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1
КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном
правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении
административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание
не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению
противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное
административное правонарушение.
Основанием для составления протокол об административном
правонарушении № 2675р от 20 сентября 2017 года в отношении Горбатина В.А.
послужил тот факт, что он 4 сентября 2017 года в период с 15 час. 00 мин. до
15. час. 35 мин. в районе д. 51 по ул. Ленина г. Калуги организовал и провел
несогласованное публичное мероприятие
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 54 - ФЗ
данный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией
Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без
оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия
установлен главой 2 Федерального закона № 54 - ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54 - ФЗ
публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому,
проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе
граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных
объединений и религиозных объединений, в том числе с
использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное
выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам
политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам
внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при
встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной
власти, депутата представительного органа муниципального образования с
избирателями.
Пикетирование - форма публичного
выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования
звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта
одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства
наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (п. 6
ст. 2 Федерального закона № 54 - ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 5 Федерального
закона № 54 - ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его,
если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо
если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом
местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному
предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
При этом согласно правовой
позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от
2 апреля 2009 года № 484-О-П, по смыслу положения ч. 5 ст. 5 Федерального
закона № 54 - ФЗ орган публичной власти не может запретить (не разрешить)
проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и
(или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть
мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и
бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или
транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного
порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного
мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в
определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Кроме того, в Постановлении от 14
февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул,
что, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его
проведения (ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 54 - ФЗ), соответствующий орган
публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы
оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не
пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать
необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия.
При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после
получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные
органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного
мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
Иное не только противоречило бы
предписаниям самого Федерального закона № 54 - ФЗ, согласно которым организатор
публичного мероприятия вправе проводить его в месте и во время, указанные в
уведомлении о проведении, если они не были изменены в результате согласования с
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного
самоуправления (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 54 - ФЗ), но и не
соответствовало бы Конституции Российской Федерации, которая исходит из того,
что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими
и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (статья 31), и
допускает ограничение конституционных прав и свобод, включая право на свободу
мирных собраний (статья 18), лишь в случаях, когда это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и, безопасности государства
(часть 3 статья 55).
Согласно материалам дела 31
августа 2017 года, то есть в установленный ст. 7 Федерального закона № 54 - ФЗ
срок, Горбатин В.А. в Городскую Управу города Калуги подал уведомление о
проведении публичного мероприятия в форме пикетирования 4 сентября 2017 года
в период с 15 час. 00 мин. до 15. час. 35 мин. в районе д. 51 по ул. Ленина г.
Калуги.
31 августа 2017 года главный
специалист отдела по информационному взаимодействию и связям с организациями и
объединениями Городской Управы города Калуги Жуков С.В. рассмотрел
вышеназванное уведомление Горбатина В.А., предложил Горбатину В.А. провести
запланированное публичное мероприятие 4 сентября 2017 года в период с 15 час.
00 мин. до 18. час. 00 мин. по адресу: г. Калуга, сквер 40 лет Октября (906
база).
Руководствуясь
положениями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ,
признаю телефонограмму от 31 августа 2017
года, а также показания допрошенного в судебном заседании 1 ноября 2017 года в
качестве свидетеля старшего инспектора отдела по информационному взаимодействию
и связям с организациями и объединениями Городской Управы города Калуги
Каракина А.А. из которых следует, что Каракин А.А. в соответствии с п. 2 ч. 1
ст. 12 Федерального закона № 54 - ФЗ довел по телефону, номер которого указан в
телефонограмме до сведения Горбатина В.А. информацию об изменении места
проведения публичного мероприятия, недопустимыми доказательствами по настоящему
делу об административном правонарушении, поскольку согласно предоставленным
ведущим специалистом службы безопасности ПАО «Мобильные ТелеСистемы» сведениям
от 2 ноября 2017 года, телефонный звонок 31 августа 2017 года на указанный в
телефонограмме номер, не поступал.
Данное решение главного
специалиста отдела по информационному взаимодействию и связям с организациями и
объединениями Городской Управы города Калуги Жукова С.В. в установленный п. 2
ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54 - ФЗ до сведения организатора публичного
мероприятия Горбатина В.А. доведено не было. Горбатину В.А. о принятом решении
стало известно 4 сентября 2017 года от инспектора отдела охраны общественного
порядка УМВД России по г. Калуге Степкина А.В., после начала проведения
публичного мероприятия.
Таким образом, Горбатину В.А.
фактически было запрещено проведение публичного мероприятия, что не согласуется
с положениями статей 18, 31, 55 Конституции Российской Федерации, а также Федерального
закона № 54 - ФЗ, предусматривающего уведомительный порядок организации и
проведения публичных мероприятий.
При таких обстоятельствах в
действиях Горбатина В.А. отсутствует объективная сторона состава
административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.
24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является
обстоятельством, исключающим производство по делу об административном
правонарушении.
На основании изложенного,
производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП
РФ.
Руководствуясь
ст. ст. 29.7, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
судья
Производство по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в отношении Горбатина Вячеслава
Александровича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием
в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течении 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья: В.С Белов.