О стандартах
принято говорить, обсуждая технические вопросы. Однако последнее время о
стандартах стали говорить гуманитарии. Стандарт образования, стандарт
медицинской помощи. Выглядит несколько неожиданно и мне, как технарю, не очень
понятно. В технике, кроме самого стандарта, существуют еще, так называемые,
смежные области стандарта. Для техники это выглядит примерно так. Есть стандарт
на винт, гайку, шайбу. И есть еще стандарт на материал, из которого они
изготовлены.
Если говорить о
стандарте образования, то правильнее говорить о стандарте контроля. Учащиеся
сами по себе разные, программы разные, учебники разные, у преподавателей методы
обучения разные. Как можно все это связать в единый контроль - не понятно. Еще
более непонятна эффективность этого контроля. Один раз в году используются
видеокамеры в классах, где проходят экзамены, привлекаются наблюдатели,
преподаватели и прочие сотрудники обслуживающие данное мероприятие. Продолжать
критические замечания можно долго. Но за всей этой критикой можно упустить
главное.
Ключевым
является вопрос: зачем нужна школа родителям? Школа нужна, чтобы помочь
подготовить детей к самостоятельной жизни. Ребенок, окончив школу, должен уметь
зарабатывать себе на жизнь. По крайней мере, так было в советской школе. По
окончании школы учащийся приобретал навыки или хотя бы представление о
какой-либо рабочей профессии. Он сразу мог устроиться на работу. Три месяца
обучения на рабочем месте и он получал возможность работать самостоятельно. Это
была стандартная практика.
Сейчас
выпускник не представляет себе, кем он будет после школы. А в объявлениях о
приеме на работу практически везде выдвигается условие наличия трудового стажа.
Ну а если
говорить о «смежной области», то здесь наиболее ярким примером может являться
электронный дневник. Интернет контролируется из-за рубежа. Вопрос хранения
информации, ее архивирования требует доработки. Не говоря уже о том, что
преподаватель должен еще вести информацию на бумажном носителе. И в довершение
ко всему родители должны купить компьютер и оплачивать интернет. Еще одна
проблема, которая вообще не рассматривается при введении электронного дневника
(по крайней мере я нигде об этом не читал) - это наличие у преподавателя
электронной подписи. Кто поставил оценку - не понятно. Я не говорю уже о
хакерах, которые в США блокируют работу частных больниц и требуют плату за
разблокировку. И ФБР оказывается бессильно в этой ситуации. Кратко обозначив
проблему можно перейти к медицине.
Больше всего
меня удивляет отношения Минобразования и Миниздрава. Выпускник высшего
медицинского учебного заведения сдает государственный экзамен. И сразу же
должен сдавать экзамен на сертификат. Вопрос: чему его учат в медицинском вузе?
Проблемы стандарта
медицинской помощи те же. Пациенты разные. Один может раздеться за 45 секунд, а
другой может это делать 5 минут. У одного пациента одно заболевание, а у
другого их может быть несколько сразу. Как это умещается в единый норматив
приема - не понятно. А ведь еще нужно назначать анализы и инструментальные
методы обследования. Для одного это может быть избыток, а для другого
недостаток. Ну и, конечно, электронная карта. Если бумажную медицинскую карту
ты можешь взять с собой, и поехать в другой город на консультацию, то как быть
с электронной информацией? Продолжать можно и дальше.
Но смысл
разговора о стандартах я завел совсем по другому поводу. Стандарты заменяются
на технические регламенты. Почему бы нашим депутатам не разработать регламент
общественной жизни?
Начать нужно с
того, что человек обязан иметь работу и государство в лице предпринимателей
гарантирует это. Далее гражданин должен получать зарплату, которая позволит ему
содержать семью. То есть в регламенте должны быть прописаны расходы на
обеспечение семьи жильем, расходы на питание семьи, приобретение одежды,
приобретение бытовой техники, оплата услуг связи и коммунальных услуг. Включить
в регламент пункты об образовании, получение профессии, медицинской помощи,
пенсионное обеспечение. Ну и так далее.
И главное, прописать
ответственность за выполнение этого регламента, как со стороны государства, так
и со стороны предпринимателей.
В.А. Шепель