Президент и Председатель Правительства РФ заговорили о реформировании государственной власти в России. Настала пора это сделать. В рамках обсуждения, как это сделать, размещаем мнение жителя Тарусы Валерия Болунова.
Необходимость реформирования всех ветвей власти в нашей стране осознали
не только граждане, но и политическая элита, и даже архитектор и строитель этой
властной системы – В.В.Путин. На церемонии вступления С. С. Собянина в должность мера Москвы
В.В.Путин в качестве главного достоинства С.С.Собянина назвал его непричастность к
монолитной, непробиваемой чиновничьей цитадели, которая не слышит и не хочет
слышать граждан своей страны.
Оставим вне рамок данной статьи обсуждение поведения В.В.Путина, не
желающего публично признавать, что это он построил существующую вертикаль
власти, не исполняющую не только требования граждан, но и его собственных
распоряжений. Согласимся с тем, что он осознал необходимость перемен и они
начались: выборность губернаторов, допуск на политическую сцену оппонентов.
Засуетились депутаты Госдумы с новыми избирательными инициативами.
Создание общественных палат, общественных
советов, народного фронта, наконец, есть ни что иное, как попытка заставить исполнительные ветви
власти (чиновничество) работать и слышать граждан. Попытки эти оказываются не
эффективными, так как необходимых
полномочий этим органам ни кто не дает и они становятся бесполезными
придатками, за спинами которых чиновничество продолжает работать по старому. Все
это носит несистемный характер, так как это разрозненные инициативы.
Авторы чувствуют, что нужны перемены. Без перемен во власти и политике
Россия не выйдет в число ведущих держав мира, а может даже деградировать. Для
стремительного развития нашей страны
сейчас сложилась благоприятная обстановка: технически и технологически развитые
страны остановились в своем индустриальном развитии. В них очень сложная
морально-этическая обстановка, тормозящая дальнейшее развитие европейской
цивилизации. В развивающихся странах свои сложные проблемы как в сфере народонаселения, так и в
сфере материальных и финансовых ресурсов.
У России этих проблем нет: страна богата образованными, талантливыми и
трудолюбивыми народами, обширными пространствами, природными богатствами, имеет
достаточно финансов для развития. Главная беда нашей страны на сегодня –
отсутствие цели развития. Современная политическая элита и ее руководители за
все эти годы не смогли сформулировать главного : целей для страны и ее народов.
Первые ощущают, что страна едет не туда, и пытаются управлять, стараясь отвести
ее от пропасти. Хорошо хотя бы и это. Но движемся мы все таки «без руля и без
ветрил».
Автор этих строк не политик, не политолог и прочее. Он гражданин своей
страны, обеспокоенный ее будущим и желающий, чтобы наша страна бала устроена по
уму и по максимально возможной справедливости. Автор не претендует на истину и
тем более в последней инстанции. Он предлагает таким же как он гражданам
обсудить один из возможных путей
развития. Найти его достоинства и недостатки, Внести коррективы или выработать
в процессе дискуссии другой путь. Добиться того, чтобы он был признан
здравомыслящим большинством общества и начать его реализовывать.
Считается, что Конституция России является достойным документом,
разработанным не самыми последними ее гражданами. За что им большая благодарность от всех остальных.
Хотя автор является приверженцем демократии и поэтому парламентской республики.
А если по Конституции у нас в стране президентская республика, то президент
должен находиться под контролем демократическим. И пока желающие найти
национальную идею ищут ее, давайте мы постараемся все устроить в нашей стране
по основному закону.
Примем за основу, что Россия – светское, социальное, демократическое
государство, мораль которого построена на десяти общечеловеческих заповедях.
1. Поскольку государство является светским, то все религии равноудалены
от государства. А законы внутренней и внешней жизни страны построены на десяти
общечеловеческих ценностях.
Возможно, что время и развитие цивилизаций добавит к ним еще какие-то ценности.
Тогда они тоже должны будут отражены в законах.
2. Государство это не власть, а народы, проживающие в мире и согласии на
просторах нашей страны, являющихся второй составной частью государства.
3. Власть – инструмент управления жизнью и развитием государства,
находящийся под постоянным демократическим контролем граждан.
4. Избираемость и сменяемость власти являются механизмами
демократического контроля граждан.
5. За качество власти несут ответственность не только ее представители,
но и граждане, избравшие их во власть. Поэтому, с одной стороны, участие в
выборах своих представителей во власти должно стать не правом, как сейчас, а
обязанностью граждан. С другой стороны, необходимо разработать действенный
механизм отзыва депутатов, не выполняющих своих предвыборных обещаний и не
исполняющих своих депутатских обязанностей ( работа в комиссиях, участие в
пленарных заседаниях и т.п.). К
сожалению опыт общения автора с депутатами, особенно местных органов власти,
говорит о их не умении и не желании исполнять свои депутатские обязанности.
6. Учитывая паталогическую способность органов власти ( особенно ее чиновничью часть) к неограниченному
размножению и увеличению своих привилегий и зарплат, целесообразно на
законодательном уровне ограничить на экономном разумном пределе процент ВВП,
идущий на содержание органов власти и местного самоуправления всех уровней. Это
не только сэкономит налоги граждан, но и заставит власти искать эффективные
производительные формы работы не только для бюджетников, но и для себя.
7. Граждане должны иметь возможность знать своих представителей во всех
уровнях власти и иметь возможность непосредственного обращения к ним со своими
проблемами. Для этого выборы депутатов в органы власти всех уровней должны
проводиться по одномандатным округам, а не партийным спискам или смешанной
системе. Для исключения ситуации, когда выборный орган власти превращается в
героев басни Крылова, каждый кандидат в депутаты должен указывать свою
партийную принадлежность. А в случае отсутствия фракции своей партии в выборном
органе власти работать в составе наиболее близкой ему по убеждениям.
8. Отзыв или уход депутата из
выборного органа не должны приводить к проведению новых выборов (довыборов) и
новым затратам на формирование власти Для этого целесообразно привлечь к
депутатской работе всех (по их желанию) кандидатов в депутаты, не набравших
необходимых для избрания количества голосов. Они могут работать как помощники
депутатов, члены комиссий с совещательными голосами и т.п. При этом будет решаться две задачи: они будут
набираться опыта результативной работы и «дышать в спину» действующим
депутатам, заставляя их результативно работать.
9. Целесообразно пересмотреть
принципы формирования депутатского корпуса и выдвижения кандидатов в депутаты.
Заранее известно сколько и каких комитетов существует в выборном органе власти.
Поэтому кандидат в депутаты должен заранее определиться где он хочет и может
работать, чтобы не получилось «где густо, а где пусто». А уж избиратель будет
решать кого выбирать: обещалкина или человека с результатами за спиной.
10. Неэффективность нашей исполнительной
власти объясняется ее чрезмерной концентрацией на федеральном уровне. Да, на региональный уровень передаются отдельные
исполнительные полномочия, но они связаны с бюджетным содержанием отдельных
социальных групп. Региональные органы власти могут только повторять положения
федеральных документов, но не могут внести в них дополнений или устранить
нелепости думских законов и правительственных постановлений. Это особенно ярко
проявляется в сфере ЖКХ, касающейся подавляющего большинства граждан. Именно
здесь больше всего возмущений и недовольства граждан. На федеральном уровне должно остаться
принятие только стратегических и общенациональных решений. Для региональных
властей должен быть разработан механизм рассмотрения их предложений в
федеральные законы и постановления правительства. И не в просительной форме, а
в форме равноправного диалога.
11. Необходимо ввести коллективную и персональную ответственность за
разработанные и принятые нормативно правовые акты: законы и постановления. В
настоящее время невозможно найти ответственных за принятые непродуманные законы
ни в комитетах Госдумы, ни за такого же качества постановления правительства.
Кто должен нести ответственность за допущенные ошибки и причиненный гражданам
ущерб? И почему принята практика, что ущерб возмещается за счет бюджета
(налогов граждан), а не за счет авторов сырых законов и постановлений? Страна должна знать «своих героев» и каждый
баран должен быть подвешен за свою ногу.
Решил пойти во власть, неси
ответственность в полном объеме за свои дела, как любой гражданин делает это в
повседневной жизни.
12. Ограничимся вопросами реформирования выборной власти. Сразу
возникает вопрос: как реализовать эти и подобные им предложения в реальную
жизнь. Автору кажется, что для начала необходимо провести на страницах СМИ и в
интернете широкую дискуссию сторонников
оппозиционных партий ( у ЕР и так все замечательно и они вряд ли захотят в ней
участвовать). Выработать общую платформу.
Провести в интернете сбор подписей и направить на рассмотрение в Госдуму. И
одновременно выдвигать и продвигать эти идеи на региональных и местных выборах.
Это позволит начать агитацию за новую политику и добиваться ее постепенной
реализации. У оппозиции появится четкая стратегия преобразования в стране:
идеи, результаты и лидеры, которых можно будет предъявить избирателям.
А не только
лозунги.
В.В.Болунов