1 января 2017 года граждане России могут проснуться в новой реальности: в ней гаснет свет, пропадает тепло в батареях, а деньги, уплаченные за “коммуналку”, зависают неизвестно где. И все это - в результате заботы Евраева о благе. Вот только, о благе кого?
Сюжет: Коррупция
С 1 июля сего года российских граждан должен был перестать мучить квартирный вопрос. Во всяком случае, в той его части, которая касается оплаты услуг ЖКХ. Потому что именно 1 июля 2016 года, как торжественно заверил замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев, Государственная информационная система (ГИС) ЖКХ "запускается в промышленную эксплуатацию на всей территории страны". Правда, радостно спешащих на сайт ГИС ЖКХ граждан встречает весьма скудный функционал. В основном, можно полюбоваться на интерактивную карту России с метками управляющих компаний и ЖКХ. Тем, кто решил зайти на сайт через портал Госуслуг, может повезти немного больше. К примеру, набрав адрес своего дома, они узнают, сколько в нем этажей, когда он был построен и из чего, какая форма управления домом выбрана, и кто является управляющей компанией. Можно еще узнать о тарифах на коммунальные услуги и даже подсчитать процент их повышения за определенный период. В общем, информация, конечно, важная. Вот только непонятно, зачем нужно было тратить на создание ГИС ЖКХ целых 2,4 млрд рублей? Для того, чтобы собрать сведения – и без того вполне доступные для любого гражданина?
Бардак вместо музыки
Это только начало, уверяет Евраев. С помощью ГИС жильцы могут, не выходя из дома, по интернету, оплачивать коммунальные платежи, проверять правильность начислений и оспаривать претензии управляющей компании, если она утверждает, что у жильцов есть долги. Более того - система позволяет проводить интернет-собрания и голосования жильцов! Увы, на деле с последним пунктом обещаний вышло не очень. Из-за несовершенства этой опции разработчики закрыли возможность интернет-голосования в ГИС ЖКХ. "Мы планируем осенью доработать процедуру электронного голосования и внести необходимые поправки в Жилищный кодекс", - мимоходом замечает Евраев в своем интервью. К сожалению, замминистра, похоже, не очень хорошо представляет себе законодательный процесс. Внесение поправок в ЖК - сложная и небыстрая законодательная процедура, с голосованием к 1 января вряд ли получится. Но беда в том, что и со всеми остальными обещанными функциями к этому сроку проблем не решить. А введение в эксплуатацию ГИС ЖКХ в ее нынешнем состоянии только создает предпосылки для возникновения неразберихи, необоснованной траты финансовых и трудовых ресурсов, а также риски нарастающих неплатежей, уверяют эксперты. Проблем называется много, и все они очень серьезные. Например, достоверность и полнота информации. В ГИС стекаются сведения из Росреестра, ФМС и от самих управляющих компаний. У всех свои, несовпадающие базы и сведения. Чьи данные считать верными? Нет ответа. Или, к примеру, с 1 января те организации, которые не внесли информацию в ГИС, будут штрафовать. При этом проблема сведения данных воедино до сих пор не решена. А форум сайта ГИС переполнен отчаянными криками несчастных жилищников: многие не могут ввести данные в систему, сама загрузка массива данных идет медленно, а ведь интернет далеко не во всей России отличается высокой скоростью.
Ответы техподдержки, кстати, вызывают еще большее негодование: письменные идут по 1-2 месяца, а по телефону отвечают вежливые, но совершенно не информированные девушки из колл-центра, способные лишь вслух зачитать инструкцию. С платежами еще хуже. В ГИС сообщение об оплате появляется сразу по проводке платежа банком. Но деньги-то на счет поставщика ресурса приходят позже! В результате, в своем личном кабинете плательщик может увидеть долг после оплаты, и наоборот - не увидеть задолженности или начисленных пени. При всем этом, считают эксперты и представители бизнеса, ГИС сейчас не только плохо работает, и речь идет не о разовом сбое и недоработках, но и можно сказать ломает всю существующую бизнес-систему. Так, исследование НП «ЖКХ Контроль» показало, что целый ряд юридических лиц и органов власти, обязанных размещать информацию в ГИС ЖКХ, испытывает с этим серьезные проблемы, в том числе и в связи с частыми техническими сбоями в работе системы. С тем, что ГИС не готова к работе, согласна и комиссия РСПП по ЖКХ, пришедшая к выводу, что сейчас «недопустимо использовать ГИС ЖКХ в качестве платежной системы и провоцировать неплатежи. ГИС ЖКХ должна быть исключительно информационной системой, содержащей проверенную информацию. С учетом этого Комиссия РСПП отмечает, что ГИС ЖКХ пока не готова к использованию ». Да и о какой готовности может идти речь, если форматы и интерфейс системы успели поменяться 10 раз за последние 4 месяца? Похоже, что с 1 января потребитель, не увидевший размер своего платежа в системе ГИС, щедрой рукой Минкомсвязи освобождается от оплаты услуг ЖКХ. Юристы, привыкшие чтить Гражданский кодекс, наверное, уже пьют валерьянку. А гражданам стоит готовиться к судам, отключениям света и воды и прочим прелестям. Апофеозом же всего может стать коллапс жилищно-коммунальной системы на обширных территориях. И тогда многим может прийти в голову вопрос - на что, собственно, были потрачены такие большие деньги? Кто автор этого "экономического чудища"?
Этапы большого пути
Видимо, с автором стоит познакомиться поближе. Итак, Михаил Евраев, замминистра связи и массовых коммуникаций. В Минкомсвязи пришел в 2012 году, став пятым заместителем нового министра Николая Никифорова. Со временем стал куратором "Почты России" и ответственным за ГИС ЖКХ . Ранее этот работавший "в сфере экономики" молодой парень сделал стремительную политическую карьеру, важной вехой которой стало его назначение в 2004-м году на пост главы Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ новообразованной Федеральной антимонопольной службы . Возможно, талантливый 33-летний назначенец сумел достичь небывалых высот в своей деятельности? Увы, надо признать именно в период работы Евраева на этом направлении цены на жилье и тарифы ЖКХ вели себя просто неприлично. С монополиями тоже нехорошо вышло: опять же именно в этот период и сформировались основные игроки рынка, вытеснившие из него независимые компании. В результате строительная отрасль, которая до 2004 года теми же антимонопольщиками считалась образцом конкурентного рынка, в 2007-м стала ярким примером монополизма и сращивания с местной властью. Не будем все валить на Евраева. В конце концов, именно тогда он, видимо, близко познакомился с теми людьми, которых сегодня непосредственно касается ГИС ЖКХ. Впрочем, по порядку. А по порядку следующим объектом заботы Евраева стали госзакупки: в 2007 году его в рамках ведомства перебрасывают на должность начальника Управления по контролю за размещением госзаказа. И вот тут имя его впервые прозвучало за пределами узкого круга знатоков: всем памятна схватка ФАС и Минэкономразвития за закон о госзакупках, в котором известный возмутитель спокойствия Алексей Навальный выступал на стороне ФАС.
Битва была ожесточенной: пресса, публичные дебаты (в том числе ректора ВШЭ и Навального) и непубличные схватки за дверями правительственных заседаний… Многие удивлялись тому, что ФАС по всем правилам этикета, и политического, и аппаратного, можно сказать, стала "нарушителем конвенции". Тем более что нападки ФАС на разработанный Минэкономразвития законопроект касались, в основном, проблем не столь значительных, а защищаемый ведомством действующий закон 94-ФЗ тогдашний глава Счетной палаты Сергей Степашин прямо назвал коррупционным. Загадка разрешилась, когда в 2011 году в интернет попала переписка Навального с раскрытием связей с ФАС. Впрочем, умные люди и раньше догадывались, что совместное пребывание в "Яблоке" вполне могло сдружить двух молодых активистов - Евраева и Навального. Однако совместная атака на Минэкономразвития объяснялась не только воспоминаниями о партийной молодости и ведомственными амбициями - на аукционах по госзакупкам крутятся огромные деньги. А площадки торгов курируют крупные банки. И как-то само собой вспоминается при этом, что ныне правая рука Навального, Владимир Ашурков с 2006 по 2012 год работал топ-менеджером "Альфа-груп". А в 1999-2003 москвич Ашурков занимал топ-позиции в Петербурге: с 1999 по 2001 год он был финансовым директором Морского порта Санкт-Петербурга, который, по всей видимости, именно в эти годы захватила "Тамбовская ОПГ", и начальником отдела финансового планирования ЗАО "ОБИП" , а в 2001—2003 годах состоял в должности президента Национальной контейнерной компании Морского порта Санкт-Петербурга. Вот что говорит об этом скандальный бизнесмен Максим Фрейдзон, которого никак нельзя заподозрить в нелюбви к оппозиции: "Следующий шаг с точки зрения денежного потока – это был порт, который был захвачен через компанию ОБИП (ОБИП – аббревиатура: Объединение банков, инвестирующих в порт). Возглавил ОБИП Саша Дюков, а основным владельцем была компания "Насдор", тоже зарегистрированная в Лихтенштейне. В дальнейшем ОБИП стала управляющей компанией порта, благополучно распродавала портовые активы. Два крупных порта есть в России сегодня – Петербург и Новороссийск, всё снабжение Северо-Запада, и Москва, и вся европейская часть страны питается через петербургский порт. Это огромный кусок, и стратегический, и финансовый". Финансовые потоки, похоже, шли через господина Ашуркова.
Лица те же
При таком бэкграунде уже не очень трудно представить себе, зачем замминистра Михаилу Евраеву понадобилось так торопиться с запуском ГИС ЖКХ. Вначале были обещания запустить ее в 2014 году, уже через год с момента задумки. Хотя тогда еще эксперты выражали недоумение, зачем вообще создавать такую систему силами государства и на средства бюджета. Ответ на этот вопрос есть, и вряд ли он понравится правоохранительным органам. Основные игроки и эксперты рынка констатируют, что стоимость создания ГИС в 2,4 млрд кажется им сильно завышенной - такая система могла бы стоить вполовину меньше. Однако неэффективное расходование государственных денег при реализации проекта, видимо, успешно скрывается от контролирующих органов. Следовательно, речь вполне может идти о коррупционной составляющей - разнообразных «откатах» и «распилах», заранее заложенных в смету проекта при непосредственном участии нашего героя. Тем временем, обещание запуска ГИС плавно переместилось на 2015 год, но вместо работающей системы в прошлом году Евраев похвастался вице-премьеру Дмитрию Козаку, что работы идут с 80%-ым опережением графика. Напомним, что именно Козак подписал 25 октября 2013 года поручение о создании и внедрении ГИС ЖКХ. Теперь Евраев говорит, что ГИС ЖКХ создается в рекордные сроки - за 2,5 года. "Поэтому работы по созданию системы шли параллельно", - безмятежно рассказывает в интервью замминистра, видимо, не подозревая, что это не что иное, как признание нарушения технологии разработки столь сложной системы. И что именно эти "параллели" и привели к тому, что полномасштабное включение системы 1 января 2017 года может обрушить всю отрасль ЖКХ. Похоже, своими действиями Евраев пытается обмануть Правительство в лице его профильных вице-премьеров - и Козака, и того же Дворковича. Однако стоит отметить, что бенефициары у такой катастрофы все же могут быть. Мы же помним, что деньги, уплаченные гражданами за услуги ЖКХ, сразу попадают к банкам? Представьте себе, как долго они смогут "крутить" эти деньги в случае хаоса и неразберихи в системе. И какие сверхдоходы могут получить те банки, которые получат такое право. Господин Ашурков, как бывший финансист и банкир, мог бы рассказать об этом лучше нас. Но он молчит. И Навальный молчит. А господин замминистра, мы в это свято верим, ничего такого даже не подозревает. Он просто хочет сделать как лучше.
Источник: https://versia.ru/kak-yablochnyj-zamministra-minkomsvyazi-mixail-evraev-igraet-s-sistemoj-zhkx