Не будем огульно обвинять наших жилинспекторов в бездействии, возможно, что те, кому они действительно помогли, просто не обращаются в газету, чтобы сказать добрые слова благодарности. А вот те, кто не получил желаемого от обращения в Главрегионнадзор, в обиде говорят об этом жестко и не выбирая выражений. На самом деле, тема эффективности работы надзорных органов в сфере ЖКХ давно нас заботит. Так, например, мы уже много раз писали о несправедливой системе наказания, которая подразумевает взимание штрафов в казну государства, а не в пользу пострадавших граждан. Более того, бывали случаи, когда наказывали самих обратившихся, взыскивая деньги с управляющей организации, которая расплачивалась деньгами, собранными с тех же жильцов.
Если не штрафами, то единственная надежда граждан добиться чего-то оставалась лишь в судебном разбирательстве. И тут люди, конечно, рассчитывают на помощь государства в лице жилинспекторов, которые защитят их от произвола коммунальщиков. Подразумевается, что вслед за обращением в ГЖИ и проведением проверки при выявлении нарушения гражданам (которые, напомним, не являются специалистами в ЖКХ и юриспруденции) помогут защитить их права в суде. Но так происходит далеко не всегда. Чаще вместо реальной помощи жители получают письма с пространными цитатами из Жилищного кодекса, да еще и написанные как под копирку сухим чиновничьим языком, разобраться в котором может далеко не каждый.
- Кто же защитит интересы жителей в сфере ЖКХ от произвола управляющих компаний, если ответственные структуры, которые много говорят о необходимости наведения порядка, на деле остаются в стороне, пишут отписки и предлагают людям самим добиваться всего в суде? - возмущается Владимир ТОЛМАЧЕВ, старший по дому №9 по пр-ту Академика Филатова.
По его словам, в МКД провели общее собрание с нарушениями, о чем собственники написали коллективное обращение в надзорные органы.
- Прокуратура переслала наше заявление в Главную государственную инспекцию регионального надзора без оставления контроля о принятом решении. Инспекция подтвердила, что нарушения имеются, однако предложила нам самим оспаривать данные решения в суде, - поясняет мужчина. - Обратиться в суд не проблема, проблема в том, что у нас очень большой дом - 14 подъездов, 9 этажей, почти 1000 собственников. Как показывает судебная практика, иски не принимают к производству по причине ненадлежащего извещения собственников о намерении обратиться в суд об оспаривании решений общего собрания. Суду недостаточно повесить объявление на подъезды, а нужно уведомить заказным письмом каждого собственника - это очень накладно. Зачем тогда нужны эти надзорные органы?! Мы и без их советов можем в суд-то обратиться.
Ежегодно ГЖИ подводит итоги работы, где основными показателями ее эффективности являются количество предписаний и сумма штрафов, собранных, считай, изъятых, денег из ЖКХ. О том, что такой подход работы инспекции не отвечает запросам общества и поставленным целям по улучшению жилищных услуг, видимо, догадались и в Правительстве РФ. Так, 31 мая 2016 года был утвержден новый перечень целевых показателей эффективности работы ГЖИ.
Наиболее весомым показателем качества работы ГЖИ стало количество исполненных предписаний, выданных в связи с нарушениями лицензионных требований, в соотношении с общим количеством предписаний. Это сделано для того, чтобы максимальное внимание в своей работе жилищные инспекции уделяли именно деятельности УК.
- Результаты оценки будут публичными, Минстрой России планирует ежеквартально публиковать рейтинг эффективности Госжилинспекций. Уверен, что это позволит не только оперативно получать информацию о возникающих проблемах, но и мотивировать жилищных инспекторов работать с максимальной отдачей, - прокомментировал Главный государственный жилинспектор России Андрей ЧИБИС.
Кроме того, при определении качества работы ГЖИ будут учитываться доля оспоренных и отмененных решений об отказе в выдаче лицензий, а также доля оспоренных и отмененных результатов проверок.
Еще один важный показатель - отсутствие назначенных административных наказаний должностным лицам ГЖИ. К слову, не так давно, 10 мая, прокуратура Ульяновской области сообщила, что начальник Управления регионального государственного жилищного надзора Татьяна КАРТУЗОВА в апреле этого года проигнорировала более 20 обращений граждан. Кроме того, вопреки закону, ею не были своевременно направлены в соответствующие органы свыше 10 заявлений, рассмотрение доводов которых не относится к компетенции ГЖИ. Вскрыты случаи необоснованного продления срока рассмотрения жалоб, факты несвоевременного направления заявителям уведомлений и ответов. Доходило и до прямого обмана, как говорится в сообщении прокуратуры, «допускалось направление гражданам ответов, содержащих недостоверные сведения о принятых жилинспекцией мерах». В этой связи в отношении Татьяны КАРТУЗОВОЙ возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ.
Подытоживая, можно сказать, что жителям хотелось бы видеть в лице жилинспекторов своих защитников и помощников, а не просто советчиков и консультантов по основам законодательства.