Уважаемый Сергей Кужугетович!
Очередная проводимая реформа структуры ЖКХ, обслуживающей объекты Минобороны РФ, свидетельствует о том, что она закончится крахом и заранее спланированным банкротством тех некомпетентных операторов, которые пришли на смену структурам ОАО «Оборонсервиса». Изначально правильный подход по поводу объединения всех ресурсоснабжающих организаций под одним холдингом вселял оптимизм на логическое и жизнеспособное оформление этой структуры, но сама схема реализации этого плана говорит о том, что в очередной раз побеждает заинтересованность, тех кто подготовил эти решения, «погреться» возле бюджета через подставных операторов, и в последующем преднамеренно их обанкротитесь , сбросив долги и убытки на федеральный бюджет. Порочное желание через создание холдингов, управлять финансами в отрыве от ответственности за производственную деятельность приводит к параличу и деградации всей системы жизнеобеспечения МО РФ. Глобальной системной ошибкой руководства страны и Минобороны в частности , является представление о том, что в этой сфере может функционировать прибыльный бизнес и что ею может управлять частный капитал или суррогатное Акционерное общество созданное за счёт государственного имущества Минобороны РФ и ему же оказывающее безальтернативные монопольные услуги, которые опять же оплачиваются из государственного федерального бюджета. При сознательном, регулируемом государственными органами власти перекосе цен и тарифов в пользу ОАО «Газпром» и структур Электроэнергетики за счёт тепло-водо-снабжения и услуг ЖКХ, привело к тому что ОАО «Газпром» и наиболее прибыльные предприятия Электроэнергетики, поделенные между приближёнными к власти «олигархам» работают с 300% завуалированной рентабельностью, а конечные переделы(тепло-водо-снабжение) повсеместно планово-убыточные, при тарифах уже выше международных, при пересчете на паритет покупательской способности. Тарифные и ценовые диспропорции в топливно-энергетическом комплексе приводят к массовым неплатежам и бесконечной череде банкротств конечных переделов ТЭК(теплоснабжения, водоснабжения, ЖКХ и т.д.) . Разрубить этот порочный круг, можно только сбалансированностью интересов ОАО «Газпром» и так называемой «Большой электроэнергетики», с интересами конечных переделов ТЭК и потребителей.
Технологическая и инфляционная эвольвента себестоимости услуг ЖКХ выглядит следующим последовательным образом: топливо (газ, уголь, мазут и т.д.)-электрическая энергия-водоснабжение-тепловая энергия -жилищные услуги. Эти переделы первичных и вторичных энергоресурсов и услуг на 80% взаимоувязанные с друг другом по взаимопроникающим затратам, поэтому искусственно разъединять их по различным юридическим лицам в зоне единой технологической цепочки- это значит увеличивать в прогрессии взаиморасчеты между ними на уровень рентабельности ,налогов с оборота, НДС, расходов по обслуживанию кредитных ресурсов и т.д. и т.п., а так же снижать эффективность управления этим единым технологическим комплексом.
Самым затратным и трудоёмким из этих переделов является теплоснабжение, которое фактически является конечным переделом и ретранслятором преобразования первичных энергоресурсов(газ-топливо, вода-теплоноситель, электроэнергия –движитель теплоносителя, поддувов, дымососов и т.д.) В структуре себестоимости услуг ЖКХ этот передел составляет до 80%, если эти затраты разложить по шахматной модели.
У частного капитала при срочном годичном договоре, вкладывать в чужое имущество, нет мотивации никакой. Такой технологически сложный передел как теплоснабжение , только обследовать необходимо не менее трёх лет, при наличии высококлассных специалистов, а чтобы запустить мероприятия по модернизации и реконструкции котельных жизнеспособны только контракты жизненного цикла(не менее 20 лет), заключённые на условиях концессионных соглашений.
Как показывает Российская практика нет ни одного удачного примера по реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ, так как под видом прямых инвестиций, частными компаниями, в основном используется перепродажа кредитных ресурсов с увязкой с лизинговыми схемами. И в результате затраты на обслуживание этих схем нивелируют весь технический и экономический эффект.
Исходя и вышеизложенных аргументов и ликвидации перекрестного субсидирования одних переделов за счет других, необходимо изменить всю концепцию реформирования этой сферы обслуживающей инфраструктуру Минобороны:
1.Исключить из участия в этом процессе частный и акционерный капитал, так как конфликт интересов государство-плательщик, государство-собственник и государство-регулятор тарифов является в этой схеме взаимоотношений неразрешимым препятствием для независимых рыночных и финансовых отношений.
2. Воссоздать по типу ранее функционирующих КЭЧ, на базе и под управлением территориальных отделов по эксплуатации и контролю предоставления коммунальных услуг МО РФ – финансово самостоятельные Государственные предприятия ЖКХ Минобороны по территориальному признаку( включающее в себя весь комплекс производства , транспортировки и сбыта энергоресурсов , эксплуатации и ремонта КЖФ, вывоз ТБО и т.д.) с ликвидацией ОАО «Оборонэнерго», ОАО «Оборонэнергосбыт», АО «ГУ ЖКХ», АО «ГУОВ», АО «Гарнизон», АО «Оборонстрой» и других централизованных структур выполняющих функции перераспределения финансовых ресурсов с коррупционной составляющей и отвлекающих финансовые ресурсы от реального процесса производства и управления низовым комплексом ЖКХ), а так же с расторжением Государственных контрактов с ООО «Мегалайн» и с аффилированными субподрядчиками этой частной, технически и финансово - несостоятельной структуры. Кроме того, необходимо расторгнуть договора на долгосрочную аренду с другими частными структурами по наиболее «лакомым» и рентабельным котельным и другим объектам МО РФ, с передачей этих объектов в эксплуатацию создаваемым ГП. Необходимо так же отказаться от централизованных коррупционных закупок в этой сфере и передать право формировать свою себестоимость этим предприятиям. Мотивом для эффективности закупок и формирования себестоимости, должно стать право предприятий до 30% прибыли направлять в фонд материального поощрения персонала.
При обслуживании одним предприятием не более трёх территориально приближённых регионов их количество должно быть не более 25 .
Источниками финансирования этих ГП в основном должны быть платежи Минобороны РФ по установленным связанным (топливо-электроэнергия-вода-тепло-услуги КЖФ) оптимизированным тарифам в едином балансе и платежи прочих потребителей, а так же при экономической обоснованности, дотации из Федерального бюджета.
При этом все коммунально-эксплуатационные службы воинских частей целесообразно включить в штат этого государственного предприятия за исключением технических специалистов, обслуживающих спец фонд и инженерную инфраструктуру военного оборудования и систем вооружений, имеющих спец допуска.
Предварительная оценка и практика реорганизации предприятий ЖКХ по предлагаемой модели, даёт сокращение издержек как минимум на 30 % в текущих ценовых параметрах и достигнутом уровне энергоэффективности, при доведении среднего уровня зарплат работников этих предприятий до средне российского в промышленности и в энергетике.
Создание таких государственных предприятий, без надстроек в виде холдингов и других «кураторов», позволит значительно повысить эффективность управления за счёт оперативности и самостоятельности принятия финансовых, а значит и технических решений, приближённых к производственной деятельности, а так же соблюдением баланса прав и ответственности этих предприятий.
Функции контроля и приёмки работ и услуг со стороны Государственного заказчика за Исполнением Государственных контрактов в этой схеме взаимоотношений переходят на уровень Потребитель.-Исполнитель и трансформируются в ежегодную оценку эффективности работы руководства Государственного предприятия, через систему технико-экономических показателей Собственником и Учредителем этого предприятия.
В.И.Житов
14.01.2015