Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение, направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 1 июля 2015 г. по вопросу порядка применения тарифов на горячую воду, и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в
порядке, определенном основами и в сфере водоснабжения, водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно части 6 статьи 21 Федерального закона № 416 при приготовлении горячей воды с использованием децентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду ( горячее водоснабжение) в соответствии с Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Как следует из указанного обращения приготовление горячей воды осуществляется с использованием крышной котельной, т.е. в многоквартирном доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение.
Кроме того, по вопросу расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду необходимо отметить следующее.
Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон NQ 261-ФЗ) установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 указанной статьи).
В части 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность по обеспечению оснащения таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В данной норме не предусмотрено обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по обеспечению оснащения принадлежащих им помещений индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
В этой связи Правилами №354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предусмотренный Правилами № 354, установлен с учетом . исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Отмечаем, что порядок расчета размера платы за горячую воду, производство И предоставление которой осуществляется исполнителем коммунальной услуги при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, определен положениями Правил №354.
В этой связи, согласно пункту 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется в том числе с учетом объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из объема
потребления горячей воды на общедомовые нужды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Необходимо отметить, что количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды или утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Учитывая вышеизложенное, Правилами №354 для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) предусмотрены формулы 20 и 20(1) приложения№ 2 к Правилам № 354, а также пункт 22( 1) приложения № 2 к Правилам № 354.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 20 ЖК РФ деятельность по выявлению и пресечению нарушений деятельности юридических лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, осуществляют органы государственного жилищного надзора.
Исходя из вышеизложенного, для про ведения таких проверок необходимо обращаться с заявлением о проведении проверки действий управляющей организации на предмет законности и обоснованности расчетов размера платы за коммунальные услуги, а также выставления счетов на оплату жилищно коммунальных услуг гражданам и приложением копий документов, которые необходимо проверить, в адрес органа государственного жилищного надзора региона проживания.
Кроме того, Минстрой России сообщает, что на основании Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с жалобой на действия, решения органов власти или должностных лиц, которые, на его взгляд нарушили его права и свободы.
Отмечаем, что Минетрой России не уполномочен в проведении экспертизы газовой крышной котельной.
Заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства
Л.А. Горячева