Мы, участники Всероссийской акции «За доступную медицину!», выступаем за изменения политики в сфере здравоохранения, которые обеспечат неукоснительное соблюдение права граждан на бесплатную охрану здоровья и медицинскую помощь, предусмотренного статьей 41 Конституции РФ.
Сегодня мы наблюдаем обратное. Если в 2010 году доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете составляла 4,4%, то к 2014 году она сократилась до 3,4%. В 2015 году ожидается падение до 2,6%. Уже сегодня вследствие очередей, дефицита коек, медикаментов и кадров медработников многие граждане не могут получить своевременную и качественную медицинскую помощь.
С окончательным переходом на страховую модель здравоохранения в работу медучреждений внедряется принцип рентабельности. Больницы и поликлиники вынуждены развивать платные услуги, экономя на медикаментах и персонале. Исполнение президентских указов о повышении заработной платы достигается путем сокращения штатов и перераспределения фонда оплаты труда между оставшимися работниками, погруженными в системные переработки.
Несмотря на заявления чиновников о выросшей в нестоличных регионах до 30-40 тыс. руб. зарплате медиков, большинство врачей и медсестер получают на ставку вдвое-втрое меньше и, чтобы не оказаться за гранью нищеты, вынуждены трудиться на полторы-две ставки с завышенным в несколько раз объемом работ. При этом до 20% снижен законодательный минимум надбавки за работу в ночное время, отнимаются дополнительные отпуска за вредность.
В Москве под предлогом «оптимизации» начались массовые увольнения, сокращение коечного фонда и сети медицинских учреждений. Аналогичные «реформы» уже идут и в регионах.
По сути, взят курс на коммерциализацию здравоохранения, создания условий для развития коммерческой медицины, внедрения платности медицинских услуг. Мы рассматриваем эти действия, как очередной виток антисоциальных реформ, направленных против интересов большинства граждан.
В связи с этим, мы ТРЕБУЕМ:1. Остановить снижение расходов на здравоохранение в федеральном бюджете. Увеличить поэтапно государственное финансирование здравоохранения (ОМС и бюджеты всех уровней) до 5,4% ВВП к 2018 г., т.е. до уровня «новых» стран ЕС.
2. Прекратить масштабное сокращение по всей стране медицинских учреждений, их структурных подразделений и койко-мест, увольнения медработников по сокращению штатов.
3. Решение о судьбе медучреждений принимать только после открытого, продолжительного по времени общественного обсуждения с участием представителей врачебного и пациентского сообщества. Ввести запрет для главврачей на самостоятельное изменение, сокращение или закрытие структурных подразделений вверенных им медучреждений.
4. Принять меры по усилению амбулаторного звена не за счет сокращений в сфере стационарной помощи. Никаких сокращений коечного фонда – только перепрофилирование, создание коек реабилитации и паллиативного лечения, сестринских.
5. Отказаться от затратной в российских условиях страховой модели здравоохранения и перейти на бюджетную модель, принятую во многих западноевропейских странах с эффективной системой медицинской помощи.
В качестве первых шагов в этом направлении:
- Отказаться от жесткого правила «одноканального финансирования» через ОМС, вернуть возможность непосредственного финансирования медучреждений из федеральных, региональных и муниципальных бюджетов.
- Вывести службу скорой экстренной медицинской помощи из системы ОМС, построенной на принципе окупаемости. Обеспечить непосредственное ее бюджетное финансирование как одной из служб, ответственных за состояние общественной и государственной безопасности;
- Ввести бюджетное финансирование в отношении первичной медицинской помощи в малонаселенных районах, где применение страховой модели ведет к ограничению права граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
- Ограничить возможности страховых компаний применять «штрафные санкции» к медучреждениям по формальным показателям, не имеющим прямого отношения к качеству оказания медицинской помощи.
6. Определить в качестве приоритета государственных расходов в здравоохранении сохранение и развитие человеческого капитала - медицинские кадры. Будут квалифицированные врачи и медсестры - будет доступная и качественная медицинская помощь.
7. Обеспечить достойную оплату и условия труда медработников на одну ставку, что будет способствовать решению острых кадровых проблем, повышению качества и доступности медицинской помощи.
Для этого:
- В отчетности по повышению зарплаты согласно заданий «дорожных карт» и указа Президента №597 не учитывать оплату труда работников сверх одной должностной ставки, что позволит рассчитать реальный уровень средней заработной платы.
- обеспечить принятие не позже 1 февраля 2015 года постановления Правительства РФ о единых базовых окладах по профессиональным квалификационным группам работников социальной бюджетной сферы;
- Соотношение окладной части в структуре зарплаты обеспечить в размере не менее 80%.
- Отменить штрафные вычеты из зарплат медработников по заведомо неисполнимым критериям (завышенные планы по вакцинации, диспансеризации и др.).
- Остановить наступление на социальные гарантии медработников (сокращение отпусков, снижение оплаты ночных дежурств и др.)
- Сократить объем работ медработников по оформлению отчетности. Врачи должны лечить, а не заниматься бумажной работой.
8. Обеспечить приоритетное внимание надзорных и правоохранительных органов к нарушениям права медработников на свободную профсоюзную деятельность, а также к нецелевому, неэффективному и коррупционному расходованию средств администрацией медучреждений.
9. Отказаться от курса на коммерциализацию здравоохранения, как противоречащего конституционному праву граждан на бесплатную охрану здоровья.
В частности:
- Остановить тенденцию передачи объектов государственных и муниципальных медучреждений (земли, зданий) частным компаниям.
- Увеличить расходы на бесплатные лекарства для населения по рецепту врача, начав соответствующие программы с детского населения и больных, страдающих болезнями системы кровообращения.
- Исключить в работе государственных и муниципальных медучреждений предоставление платных услуг по основным видам медицинской помощи, а также исключить финансирование частных коммерческих медицинских организаций за счет средств ОМС и бюджета. Общественные средства должны использоваться не для получения прибыли коммерческими структурами, а для обеспечения эффективной работы государственных и муниципальных учреждений.
- Отменить антисоциальный закон №ФЗ-83, как вступающий в противоречие с Конституцией и ограничивающий права граждан на получение доступной и бесплатной медпомощи
10. Субъектам РФ руководствоваться всеми критериями доступности медицинской помощи, прописанными в федеральном законодательстве, и в том порядке, в каком они перечислены. Минздраву РФ и Росздравнадзору обеспечить жесткий контроль соблюдения этих критериев.
11. Возобновить нацпроект по лечению онкологических заболеваний.
12. Отменить поправки в закон №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 42), устанавливающие особый порядок финансирования медицинской помощи для высокопоставленных чиновников.
Сегодня мы наблюдаем обратное. Если в 2010 году доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете составляла 4,4%, то к 2014 году она сократилась до 3,4%. В 2015 году ожидается падение до 2,6%. Уже сегодня вследствие очередей, дефицита коек, медикаментов и кадров медработников многие граждане не могут получить своевременную и качественную медицинскую помощь.
С окончательным переходом на страховую модель здравоохранения в работу медучреждений внедряется принцип рентабельности. Больницы и поликлиники вынуждены развивать платные услуги, экономя на медикаментах и персонале. Исполнение президентских указов о повышении заработной платы достигается путем сокращения штатов и перераспределения фонда оплаты труда между оставшимися работниками, погруженными в системные переработки.
Несмотря на заявления чиновников о выросшей в нестоличных регионах до 30-40 тыс. руб. зарплате медиков, большинство врачей и медсестер получают на ставку вдвое-втрое меньше и, чтобы не оказаться за гранью нищеты, вынуждены трудиться на полторы-две ставки с завышенным в несколько раз объемом работ. При этом до 20% снижен законодательный минимум надбавки за работу в ночное время, отнимаются дополнительные отпуска за вредность.
В Москве под предлогом «оптимизации» начались массовые увольнения, сокращение коечного фонда и сети медицинских учреждений. Аналогичные «реформы» уже идут и в регионах.
По сути, взят курс на коммерциализацию здравоохранения, создания условий для развития коммерческой медицины, внедрения платности медицинских услуг. Мы рассматриваем эти действия, как очередной виток антисоциальных реформ, направленных против интересов большинства граждан.
В связи с этим, мы ТРЕБУЕМ:1. Остановить снижение расходов на здравоохранение в федеральном бюджете. Увеличить поэтапно государственное финансирование здравоохранения (ОМС и бюджеты всех уровней) до 5,4% ВВП к 2018 г., т.е. до уровня «новых» стран ЕС.
2. Прекратить масштабное сокращение по всей стране медицинских учреждений, их структурных подразделений и койко-мест, увольнения медработников по сокращению штатов.
3. Решение о судьбе медучреждений принимать только после открытого, продолжительного по времени общественного обсуждения с участием представителей врачебного и пациентского сообщества. Ввести запрет для главврачей на самостоятельное изменение, сокращение или закрытие структурных подразделений вверенных им медучреждений.
4. Принять меры по усилению амбулаторного звена не за счет сокращений в сфере стационарной помощи. Никаких сокращений коечного фонда – только перепрофилирование, создание коек реабилитации и паллиативного лечения, сестринских.
5. Отказаться от затратной в российских условиях страховой модели здравоохранения и перейти на бюджетную модель, принятую во многих западноевропейских странах с эффективной системой медицинской помощи.
В качестве первых шагов в этом направлении:
- Отказаться от жесткого правила «одноканального финансирования» через ОМС, вернуть возможность непосредственного финансирования медучреждений из федеральных, региональных и муниципальных бюджетов.
- Вывести службу скорой экстренной медицинской помощи из системы ОМС, построенной на принципе окупаемости. Обеспечить непосредственное ее бюджетное финансирование как одной из служб, ответственных за состояние общественной и государственной безопасности;
- Ввести бюджетное финансирование в отношении первичной медицинской помощи в малонаселенных районах, где применение страховой модели ведет к ограничению права граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
- Ограничить возможности страховых компаний применять «штрафные санкции» к медучреждениям по формальным показателям, не имеющим прямого отношения к качеству оказания медицинской помощи.
6. Определить в качестве приоритета государственных расходов в здравоохранении сохранение и развитие человеческого капитала - медицинские кадры. Будут квалифицированные врачи и медсестры - будет доступная и качественная медицинская помощь.
7. Обеспечить достойную оплату и условия труда медработников на одну ставку, что будет способствовать решению острых кадровых проблем, повышению качества и доступности медицинской помощи.
Для этого:
- В отчетности по повышению зарплаты согласно заданий «дорожных карт» и указа Президента №597 не учитывать оплату труда работников сверх одной должностной ставки, что позволит рассчитать реальный уровень средней заработной платы.
- обеспечить принятие не позже 1 февраля 2015 года постановления Правительства РФ о единых базовых окладах по профессиональным квалификационным группам работников социальной бюджетной сферы;
- Соотношение окладной части в структуре зарплаты обеспечить в размере не менее 80%.
- Отменить штрафные вычеты из зарплат медработников по заведомо неисполнимым критериям (завышенные планы по вакцинации, диспансеризации и др.).
- Остановить наступление на социальные гарантии медработников (сокращение отпусков, снижение оплаты ночных дежурств и др.)
- Сократить объем работ медработников по оформлению отчетности. Врачи должны лечить, а не заниматься бумажной работой.
8. Обеспечить приоритетное внимание надзорных и правоохранительных органов к нарушениям права медработников на свободную профсоюзную деятельность, а также к нецелевому, неэффективному и коррупционному расходованию средств администрацией медучреждений.
9. Отказаться от курса на коммерциализацию здравоохранения, как противоречащего конституционному праву граждан на бесплатную охрану здоровья.
В частности:
- Остановить тенденцию передачи объектов государственных и муниципальных медучреждений (земли, зданий) частным компаниям.
- Увеличить расходы на бесплатные лекарства для населения по рецепту врача, начав соответствующие программы с детского населения и больных, страдающих болезнями системы кровообращения.
- Исключить в работе государственных и муниципальных медучреждений предоставление платных услуг по основным видам медицинской помощи, а также исключить финансирование частных коммерческих медицинских организаций за счет средств ОМС и бюджета. Общественные средства должны использоваться не для получения прибыли коммерческими структурами, а для обеспечения эффективной работы государственных и муниципальных учреждений.
- Отменить антисоциальный закон №ФЗ-83, как вступающий в противоречие с Конституцией и ограничивающий права граждан на получение доступной и бесплатной медпомощи
10. Субъектам РФ руководствоваться всеми критериями доступности медицинской помощи, прописанными в федеральном законодательстве, и в том порядке, в каком они перечислены. Минздраву РФ и Росздравнадзору обеспечить жесткий контроль соблюдения этих критериев.
11. Возобновить нацпроект по лечению онкологических заболеваний.
12. Отменить поправки в закон №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 42), устанавливающие особый порядок финансирования медицинской помощи для высокопоставленных чиновников.