В
соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»
полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан
Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для
противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и
обеспечения общественной безопасности.
Основными
направлениями деятельности полиции являются: защита личности, общества,
государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение
преступлений и административных правонарушений; обеспечение правопорядка в
общественных местах.
В
последнее время в полицию поступает большое количество обращений граждан с
просьбами о применении более жестких мер реагирования на изготовление,
хранение, сбыт и приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки.
Подготовленный
УМВД России по Калужской области проект закона устанавливает дополнительные
ограничения, позволяющие усовершенствовать систему противодействия нарушениям в
сфере оборота крепких спиртных напитков домашней выработки и сбыта аппаратов
для получения крепких спиртных напитков домашней выработки.
В настоящее время статьей 2.5 Закона Калужской
области «Об административных правонарушениях в Калужской области» предусмотрена
административная ответственность за изготовление и (или) хранение в целях
сбыта, сбыт самогона и (или) браги, в соответствии с которой сотрудниками
полиции в 2013 году пресечено 355 административных правонарушений, за 5 месяцев
2014 года - 150.
Вместе
с тем, федеральным и областным законодательством не предусмотрена
административная ответственность за изготовление или хранение с целью сбыта
крепких спиртных напитков домашней выработки, приобретение крепких спиртных
напитков домашней выработки, сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки,
изготовление или хранение, а равно сбыт аппаратов для получения крепких
спиртных напитков домашней выработки.
В
настоящее время во многих субъектах Российской Федерации уделяется особое внимание борьбе с пьянством и алкоголизмом, как одной
из мер профилактики совершения преступлений.
Так, в
ряде регионов России, например в
Курской, Воронежской, Смоленской областях, эффективно используются нормы
соответствующих законов субъектов,
устанавливающие административную ответственность за изготовление или
хранение с целью сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки,
приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки, сбыт крепких спиртных
напитков домашней выработки, изготовление или хранение, а равно сбыт аппаратов
для получения крепких спиртных напитков домашней выработки. Принятие на территории Калужской области
данных норм позволит сократить число совершаемых преступлений и иных
правонарушений как в быту, так и на улицах города, фактов появления в состоянии
алкогольного опьянения в общественных местах.
В ходе
проведения анализа установлено, что в Калужской области значительное количество
преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Однако имеющиеся у
полиции рычаги профилактики правонарушений не позволяют эффективно бороться с
пьянством и алкоголизмом.
Так, в
2013 году лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, совершено 2
364 преступления (31,8% от общего количества совершенных преступлений).
За 5
месяцев 2014 года - 1 057 преступлений (30% от общего количества
совершенных преступлений).
За
нарушение устанавливаемых правил виновных предлагается привлекать к
административной ответственности.
Учитывая изложенное, в целях защиты здоровья населения, борьбы с
пьянством и алкоголизмом (в том числе детским), профилактики совершения на
почве употребления спиртных напитков преступлений и иных правонарушений предлагается
внесение соответствующих изменений в Закон Калужской области от 28.02.2011 №
122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области».