Каковы итоги?
Рейтинг
Фото: Интернет
|
Губернаторских выборов в сентябре не будет. Кто испортил имидж области настолько, что Путин не разрешил Артамонову остаться у власти еще на 5 лет?
|
Но перед тем, как на время расстаться с ними и самим окунуться в летние заботы, хотелось бы оценить прошедший год с точки зрения его политических результатов.
Вряд ли можно оспорить тот факт, что политическая жизнь в Калужской области в этом году протекала намного активнее, чем в прошлом.
Прежде всего, здесь нужно отметить серьезный рост уровня системной оппозиции. Фракции КПРФ и «Справедливая Россия», при поддержке единственного независимого депутата С.Ф.Кременева не раз в этом году заставляли понервничать партию власти. Солидарная позиция депутатов-оппозиционеров по целому ряду вопросов дала свои результаты. Правда, не всегда те, на которые можно было бы рассчитывать. Так, в итоге нескольких совместных протестных акций, направленных против игнорирования депутатами от «Единой России» иных, кроме официально объявленной, точек зрения, был ужесточен режим прохода в здание помощников депутатов и представителей СМИ, а для фракционной работы предоставлено помещение троллейбусного депо, находящееся в трех километрах от Зак.Собрания.
Однако если раньше подобное отношение к системной оппозиции могло быть, что называется, проглочено ею без последствий, в этот раз Александром Трушковым (руководитель фракции «СР») был поставлен вопрос о возможном переизбрании Виктора Бабурина (фракция «ЕР») с поста руководителя калужского парламента. Коммунисты, в лице Николая Бутрина (руководитель фракции КПРФ) поддержали такой подход.
Сильно задела областных чиновников совместная акция коммунистов и «эсеров» по приему избирателей на ступенях «Белого Дома». Даже губернатор области Анатолий Артамонов не удержался от того, чтобы не отреагировать на депутатский протест. Правда, как всегда, не конструктивным реагированием на тревожный сигнал, а очередным отеческим назиданием в адрес депутатов.
Более «зубастыми» стали вопросы депутатов к представителям исполнительной власти. Наконец-то получила развитие тема деятельности ОАО «Корпорация развития Калужской области». На последних публичных слушаниях по исполнению областного бюджета ее подняли депутат от «СР» Вячеслав Горбатин и второй секретарь обкома КПРФ Анатолий Галич. И хотя вразумительных ответов от министра финансов Авдеевой им пока получить не удалось, сам факт заслуживает внимания. И если пороха у депутатов хватит, вскоре мы сможем узнать много интересного о деятельности этой организации.
В целом этот тренд стоит оценить как положительный. Однако пока возрастающая активность оппозиционных сил локализуется на достаточно ограниченном политическом пространстве. Широкие слои населения не информированы об изменении настроений и методов работы системной оппозиции. Тем более, о тех, хотя и небольших пока, но все же успехах на ниве политической борьбы. Этому, безусловно, мешает практически полный захват поля областных медиа областной же администрацией. Но и собственная информационная политика «СР» и КПРФ нуждается в серьезной модернизации.
На фоне последовательного наращивания политической мускулатуры оппозицией наблюдалось развитие прогрессирующей атрофии в политике пока еще главного политического игрока – губернатора Артамонова. Его год прошел под флагом борьбы с троицей Горбатин-Мартышенко-Черников. Похоже, что отвыкнув за долгие годы безраздельного правления от реальной оппозиции, он принял тонкий ручеек гражданской активности за угрожающий своему благополучию горный поток. И включил все доступные его пониманию механизмы защиты. Но явно переборщил с дозировкой.
В итоге, вместо того, чтобы задушить активных граждан в своих губернаторских объятиях, Артамонов решил раздавить их катком своего властного ресурса. Фамилии «маргиналов» начинают мелькать тут и там в областных СМИ в негативном свете. Когда становится понятно, что это только усиливает позиции неравнодушных граждан, дается команда вообще не упоминать о них в СМИ. Телекомпания НИКА, например, вопреки заведенному у себя правилу даже уничтожает запись прямого эфира по заводу в Детчино с участием вышеназванной тройки активистов. Но и это дает обратный результат. Популярность и самих активистов и их Интернет-ресурсов только растет. Бессистемные действия губернаторского пула, скорее, напоминают игру с бегемотиками, когда игроку нужно успеть нажать на случайно выскочившую из своей ячейки фигурку. Чем быстрее выскакивают фигурки, тем сложнее задача. Это, конечно, если играть по правилам.
Но можно решить проблему и радикальным путем. Что, судя по всему, и было, в конце концов, сделано. К борьбе подключились правоохранительные органы. Сначала в отношении Мартышенко заводится дело о клевете по реанимированному срочно заявлению «боксеров», а затем доходит и до подкладывания оппоненту губернатора наркотиков.
Кто их положил непосредственно в лютеранский храм, пока неизвестно. Но мало кто сомневается в том, что оба дела - и по клевете, и по наркотикам, являются частью защиты губернатора от нежелательных и тревожащих его покой «рецидивов» гражданского общенства.
Все это происходит в тот момент, когда политические и бизнес-элиты области затаив дыхание ожидают досрочной отставки Артамонова и выдвижения его в качестве кандидата на выборах в сентябре 2014 года. Для многих очевидно, что подобные шаги губернатора плохо укладываются в схему действий человека, намеренного заручиться поддержкой избирателей. Да и другие его начинания тоже, мягко говоря, голосов добавить не могли, как минимум. В воздухе витает вопрос: что это – утрата политического чутья или уверенность в собственных силах?
Перечислю только самые яркие события этого последнего года, где потенциальному кандидату в губернаторы стоило бы вести себя сильно иначе:
• конфликтная ситуация в Детчино в связи с идеей строительства мусороперерабатывающего завода;
• как продолжение этой темы - запрет на проведение референдума в Детчино;
• беспрецедентное давление на предпринимателей сферы мелкорозничной торговли и бытовых услуг;
• лишение аккредитации школы №6 в Калуге
• идея перевода комплекса зданий Дворца творчества юных в Танеевский зал;
• уже упомянутые выше запрет на пропуск в здание обл.администрации помощников депутатов по служебным удостоверениям и усложнение правил аккредитации журналистов на мероприятия;
• идея сноса стадиона «Центральный» в Калуге и т.д.
Отголоски народного гнева по поводу этих инициатив, хочешь не хочешь, а доходят до администрации Президента РФ. Можно предположить, что и вопросы возникают к калужскому губернатору. С одной стороны – распиаренный имидж прогрессивного, привлекательного для инвесторов региона, с другой – постоянные митинги, пикеты, жалобы и протесты местного населения.
Своеобразным ответом губернатора на эти вопросы становится выход двух статей – одной, «Кому не нравятся успехи Калужской области» в областной газете «Весть», второй «Куда двинется пятая колонна» – в городской газете «Калужская Неделя».
Авторы (или автор) статей, не мудрствуя лукаво, решают сыграть на очень актуальной сегодня теме – роли Запада и в особенности США в развязывании различного рода политических конфликтов. В обеих статьях делается неуклюжая попытка перекинуть мостик между общественно активными калужанами и западными спецслужбами.
Расчет, судя по всему, прост. Если накидать побольше ключевых слов типа «иностранный агент», «западные разведки», «шпионы», «агенты влияния» и т.п. и увязать все это с Горбатиным-Черниковым-Мартышенко, то Президент купится на это и перестанет воспринимать негатив, идущий в сторону Артамонова со стороны гражданских активистов Калуги.
Одним словом, благодаря нехитрым усилиям губернаторских помощников менее, чем за один год, несколько активных граждан превратились из политически нейтральных общественников-одиночек в членов международной разведывательной организации, поставившей своей целью дестабилизировать обстановку в Калужской области и свергнуть законного губернатора. Прямо по фильму «О бедном гусаре замолвите слово».
В такую абсурдную метаморфозу способен поверить только умалишенный. Судя по всему, российский Президент не поверил. И разрешения губернатору Артамонову на досрочный уход в отставку и выборы в сентябре не дал. И тому есть более серьезные основания, чем публикации блогеров, статьи и программы в прогубернаторских СМИ или даже рейтинги тех или иных негосударственных фондов.
Здесь нужно отметить, что именно разрушение имиджа области в глазах начальства и бизнеса Артамонов ставит в вину своим гражданским оппонентам. А если нет позитивного имиджа, нет и оснований для претензии на досрочные выборы. В итоге – нет и одобрения такой претензии Президентом. Поэтому поддержанию имиджа и области, и самого губернатора в 2013-14 гг. было отдано столько сил и средств. Достаточно вспомнить, что за прошедший год губернатор Артамонов не раз становился героем рейтингов фонда «Петербургская политика» и Фонда Развития Гражданского Общества.
Об этих фондах стоит сказать отдельно. Ни один из них не является государственной организацией или хотя бы организацией, имеющей в качестве учредителя государственный орган. Не имеют эти фонды и договоров с государственными органами о выполнении функций по оценке эффективности работы органов и должностных лиц государственной власти.
Следовательно, все публикуемые этими фондами рейтинги являются сугубо внутренним делом организации и служат тем или иным ее целям, далеко не всегда совпадающим с целями государства.
Официальным правительственным органом, отвечающим за анализ эффективности деятельности органов и должностных лиц государственной власти субъектов РФ, является Министерство регионального развития РФ или Минрегион.
Именно результаты работы этого органа ложатся в итоге на стол Президента России в виде ежегодного Доклада об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам года с учетом динамики показателей за 3-летний период. И по 2013 году такой доклад тоже был подготовлен.
Увы, успехи Калужской области, мягко говоря, не впечатляют. Во-первых, она скатилась с 5-го в 2012 году на 28 место и уже в силу этого не может претендовать на роль региона-лидера. Во-вторых, изменение позиции области за 2013 год, в сравнении с оценкой за 2012 год, идет в сторону понижения. Область ухудшила свои показатели более чем по 10 позициям.
И хотя область продолжает сохранять одну из лидирующих позиций по уровню развития экономики, это, скорее, заслуги прошлых лет, нежели реальность сегодняшнего дня. Область в числе отстающих по динамике инвестиций в основной капитал. Другими словами, мы не повышаем стоимость собственных основных средств, сделав ставку на капитализацию внешнего инвестора. А это деньги из дома, как говорится.
На 28-м месте мы по динамике экономического развития, на 35-м по динамике социального развития и на 47-м по оценке населением деятельности органов исполнительной власти.
В нижней половине списка регионов мы и по темпам роста налоговых и неналоговых доходов. Это тем более странно, если учесть тот факт, что все областные СМИ день и ночь твердят об инвестиционных успехах области.
Несколько оптимистичнее выглядит ситуация с объемом налоговых и неналоговых доходов на одного жителя. Здесь мы держимся во второй группе регионов. Правда, это не означает, что жителям от этого становится лучше.
За три года реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 5,3%. Здесь мы девятые в десятке лидеров. В основном это касается доходов работников бюджетной сферы. Много это или мало? Много, если сравнивать с отстающими регионами. И мало, если вспомнить об инфляции.
Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. Так, естественная убыль превышает даже миграционный прирост. Мы находимся в группе субъектов РФ, население в которых сокращается.
В докладе делается неутешительный вывод о том, что «Калужская область постепенно утрачивает свое лидерство в привлечении инвестиций, по темпам и объемам вложений (в расчете на одного жителя) регион не входит в число лидеров (62 и 21 места соответственно). В регионе в 2013 году наблюдалось снижение объемов частных инвестиций на 6,3%... В результате среднегодовой темп роста частных инвестиций в регионе составил 106,6%, что ниже среднероссийского значения - 113,4%.»
Таким образом, политический год региональная исполнительная власть заканчивает на глубоком спаде, в отличие от оппозиционных партий, которые существенно усилили свои позиции. Судя по всему, губернаторская картина на тему успехов Калужской области так и останется всего лишь наброском. И вскоре нас ждет новая политическая реальность. Если тенденция спада экономического и социального развития сохранится, уже к концу этого года мы сможем стать свидетелями серьезных перемен на политическом поле региона.
Вопрос в другом. Кого теперь должны будут винить пиарщики губернатора в нежелании признавать успехи Калужской области? Минрегион? Президента Путина? Посмотрим.
Виталий Черников, к.п.н.