Настойчивое навязывание обществу празднеств советского масштаба с советской же начинкой и изрядной долей милитаризма означает вовсе не память о миллионах погибших, а эксплуатацию трагичного и героического прошлого в интересах настоящего.
Со дня окончания большой войны в Европе прошло 68 лет. Срок, за который успели родиться, прожить активную жизнь и выйти на пенсию люди, память которых не хранит личных воспоминаний о тех далеких трагических временах. Событие середины прошлого века, Вторая мировая война все глубже проваливается в давно минувшее, все больше теряет связь с сегодняшним временем, становясь на историческую полку в один ряд с Первой мировой и Отечественной войной 1812 года.
Таково свойство времени. Как бы ни были славны, трагичны, величественны события прошлого, все они когда-то теряют для людей обаяние живой, теплой еще истории. Можно об этом грустить и сожалеть, но здесь ничего не дано изменить.
Есть в таком переходе цветущей жизни в каменеющую историю своя правда: новый мир настойчиво становится на место прошлого. Ход времени дает свободу исторической истине: современники, живущие в плену настоящего, часто неверно судят о смысле событий, которым они были свидетелями. Здесь важна раскрывающая настоящее историческая перспектива, новые источники, свободное от предрассудков прошлого сознание.
Такому естественному ходу вещей должны соответствовать и действия властей.
Пора было бы, учитывая давность времен, открыть все советские исторические архивы, повысить доступность уже открытых, дать исследователям возможность представить обществу обобщения, основанные на закрытых ранее документах.
Это тем более необходимо, что во Второй мировой войне воевала не Россия, а прекративший свое существование больше 20 лет назад СССР. По существу, речь идет об истории другого государства. У свободной от коммунизма России нет оснований стыдиться за его деяния.
Другое важное следствие времени — необходимость прекращения пышных празднований окончания войны в Европе, отказ от проведения дорогостоящих военных парадов, переход от государственной и бездушной помпезности к человеческому измерению памяти — уважению к немногим уже ветеранам той далекой войны.
Найти формы такого отношения в сегодняшней лицемерной общественной атмосфере непросто. По существу, обществу по-прежнему преподносится советское понимание Второй мировой войны.
Телевизионные программы наполнены старыми советскими фильмами, новая кинопродукция несет все те же советские идеи в более грубой, глянцевой форме, но без того актерского и режиссерского таланта и нередко искренности, которыми были отмечены многие советские фильмы о войне.
Трудно также не признать справедливой мысль о том, что настойчивое навязывание обществу празднеств советского масштаба с советской же начинкой и изрядной долей милитаризма означает вовсе не память о миллионах погибших, а эксплуатацию трагичного и героического прошлого в интересах грубого и циничного настоящего.
В целом же получается не осмысление прошлого, не человеческое отношение к ветеранам, не жизнь в согласии с духом времени, а консервация, ежегодное выставление 9 мая подновленной музейной экспозиции «Советский праздник Победы» со всеми ритуалами и символами прошлого. Впрочем, здесь не обходится и без фантазии:
празднование круглых дат теперь поставлено на конвейерный поток, превращено в «патриотический» нон-стоп.
Первый год — начало войны и битва под Москвой, второй год — начало Сталинградской битвы, третий — победа под Сталинградом и Курская дуга, четвертый — снятие блокады Ленинграда, пятый — Великая Победа. А там снова первый год, снова круглая дата, снова праздник — словно верстовые столбы летят перед окном движущегося поезд.
Мелькают на счетчике 65-летия и 70-летия, обновляются плакаты, раздаются «георгиевские ленточки»,«Мерседесы», «БМВ» и «Фольксвагены» покрываются надписями «На Берлин!», «Спасибо деду за Победу!», «Ни шагу назад!».
Все дальше от трагических событий.
Все меньше понимания.