Как
в Норвегии Церковь отделили от государства, и почему это для нас важно
21 мая 2012 года парламент Норвегии
принял решение отделить Евангелическо – лютеранскую Церковь от государства.
Вопрос обсуждался с 1840 года и по прошествии 170 с лишним лет был решен
положительно.
Мелкое событие и для наших масштабов, и для свойственной
нам глобальности подходов. Ни комментариев, ни интереса экспертов. Хотя,
казалось бы, вот событие и новый аргумент для поборников секуляризма, ан нет,
никто и не заметил, или не захотел заметить.
Если не захотел заметить, то почему? А потому,
что ответ на этот вопрос в ответе на другой вопрос: а в чем, собственно
заключается это отделение? Заключается же оно в том, что теперь архиепископ и
старшие пасторы не будут назначаться
представителями власти, и будут занимать свои посты на основании решений
церковных органов, лютеранство официально перестает быть государственной
религией и становится одной из религий и духовных течений, исповедуемых в
стране. При этом лютеранские священники сохраняют статус чиновников,
государство несет ответственность за поддержание церквей в надлежащем
состоянии, Церковь сохраняет свое присутствие во всех сферах жизни общества. Вот и все отделение. Ни тебе изгнания Церкви
из Школы, ни запрета на социальное служение, ни запретов на оценки и
высказывания происходящего в стране, ни чего того, за что ратуют наши
российские поборники секуляризма.
Тут вообще для них
ситуация сложная. Начни радоваться, и надо говорить, что в Германии и
Финляндии, в других странах ЕС, церковь остается государственной, что она
активно участвует в воспитании и образовании граждан, а это участие
обеспечивается бюджетными деньгами, и еще многое -многое другое. Поэтому лучше
не заметить.
Лучше подождать
какое-то время, и опять громко заявить, что у нас, мол, Церковь от государства
отделена! Отделена и баста! Поэтому долой священника из армии, школы, больницы,
в общем, отовсюду долой! Забывая о том, что отделена она декретом В. Ленина,
для которого этот самый декрет был первым шагом в начале кровавого террора
против нашей страны. Лучше подождать, а потом выступить за европейский путь
развития, и европейский выбор России. Так происходит давно, и все уже к этому
привыкли. Это вот и плохо. Плохо потому, что усилиями таких поборников
европейского пути, мы строим очередной атеистический ГУЛАГ. Где все права у тех, кто не верит в
Бога, и нет прав у тех, кто верит в Него.
К западной модели
развития нельзя относиться как к походу в супермаркет. Это там я подхожу только к тем полкам, которые мне
нравятся, выбираю несколько баночек из огромной подборки продуктов и оплачиваю
только то, что выбрал. Принятие модели развития – это усвоение ее норм и правил
в совокупности, т.е. целиком, без изъятий. И в этом комплекте и свободные
выборы, и реально влияющий на политику парламент, и подотчетный обществу
президент, свободный суд, и многое другое, в том числе государственная церковь,
или, по крайней мере, Церковь, как активно работающий, представленный в
общественной жизни, в социальной и образовательной сфере институт.
Демократию нельзя
построить в атеистическом обществе. История не знает таких примеров. Без Церкви
можно построить Северную Корею или Кубу, или еще чего-то, где одна половина
населения будет сидеть в тюрьме, а другая половина будет ее охранять. Все
остальное: рыночная экономика, гражданское общество, конкурентная политическая
система, социально ответственное государство – только с Церковью, и никак
иначе.
Игорь
Князев
Епископ
Северо – Европейского округа
Евангелическо
– лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания России
к.
полит. наук
23.05.2012
8 916 977-89-33,
8 925 186-52-16