Крещение призвано сделать из человека христианина, верного сына Церкви. И в то же время, хотя подавляющее большинство людей в России крещены, верующими во Христа их назвать нельзя. Этот парадокс — продукт семидесяти лет атеистической пропаганды в нашей стране. Еще это происходит оттого, что люди идут креститься не по причинам своей веры, убеждений, а по причинам каких-то суеверий, неосмысленной традиции или просто, чтобы быть, как все — «на всякий случай». Также по своему равнодушию и лени люди не хотят предварительно узнать, что такое Крещение и для чего оно им нужно. Когда священник предлагает им хоть немного узнать о Крещении, побеседовать, люди, возмущаясь, говорят, что они не за это платят деньги.
Если бы люди знали ту ответственность, которую они на себя берут, дерзая креститься, то никогда бы не крестились. Но этому им мешает неверие в Бога. Для них Крещение — это всего лишь красивый обряд, средство против порчи и сглаза.
Но Крещение — это не обряд, а таинство. И раньше в Церкви к Крещению просто так не подпускали. Перед Крещением человек, желающий принять его, проходил оглашение. То есть его наставляли в истинах веры, он изучал Священное Писание. Также проверялась твердость его веры, крепость его желания последовать за Христом, чтобы не плодились скрытые Иуды. Крещение принимает человек, желающий через покаяние в прежде содеянных преступлениях изменить свою дальнейшую жизнь. Это таинство даровано нам Господом нашим Иисусом Христом. Он сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Поэтому Крещение - это духовное рождение, рождение в новую благодатную жизнь. Рождаясь в Крещении, человек усыновляется Богу, становится чадом Церкви.
Христос даровал это таинство тем, кто увидел себя смертельно больным от греховных страстей и по-настоящему осознал, поверил в то, что истинный врач — Христос Бог. Только тот может дерзать от Его благодатной помощи. «Ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», — говорит Христос.
Крещение нужно тем, кто решил умереть для греха, но ожить для Бога. Апостол Павел так и называет Крещение смертью греху.
Сущность Крещения состоит в коренном перевороте, совершаемом в душе человека, в изменении всей его жизни. Человек был рабом греха, исполнял похоти диавола, был врагом Божиим. Теперь он решает прекратить грех и быть, в общении со Святым Господом. Сущность Крещения — в «пресечении непрерывности зла», если человек этого пресечения не делает, тогда зачем принимать Крещение?», — пишет архимандрит Сергий Старгородский, будущий патриарх всея Руси.
Через трехкратное погружение в воду человек смывает всю свою греховную скверну, получает; прощение грехов. Затем через помазание мирром он получает благодатные дары Божий для полноценного участия в жизни Церкви и последующего совершенствования своего следования за Христом. Человек в Крещении получает залог Христовой благодати, семя новой жизни. Задача человека — развить и усовершенствовать этот дар.
«Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись», — поет Церковь. В этом смысл Крещения. Человек крещенный должен, насколько это возможно, уподобиться нравственно, стать похожим на самого Христа. Человек через Крещение прививается, как дикая ветвь культурному дереву, Самому Христу. В него вливаются соки новой жизни. Итог жизни человека должен быть таким, чтобы эта новая жизнь заполнила всего человека, сделала его родным Богу. Так, чтобы перейдя из этой жизни в вечность, человек был уже подготовлен к жизни у Бога. Если этой подготовки не будет, то человек навечно останется чужим Творцу.
Как человек использует в своей жизни дар Крещения спасение себе или в ocуждение, это зависит от его воли. Поэтому креститься должен тот, кто решительно свою греховную волю на следование воле Божией. В наше время люди ничего этого не делают. Они не понимают, что на Страшном суде Бог взыщет с каждого за Его дар, насколько человек его умножил и усовершил. К сожалению, мы уподобляемся тому лукавому рабу из притчи о талантах, который закопал свой талант в землю. Большинство людей, крестившись, продолжают свою прежнюю греховную, беспечную жизнь без Бога. Тем самым они сразу погребают свой полученный в Крещении в лучине страстей. Участь раба, закопавшего свой талант, известна — «тьма кромешная плач и скрежет зубов».
Хотелось бы, чтоб люди ходили креститься, только по вере во Христа и Церковь не оставляли. Вера — это дар Божий и не всем дается, по своему желанию человек поверить в Бога не сможет, Вера даруется только тем, кто живет по чистой совести, искренне. Поэтому причина неверия в Бога — это невнимание человека к своей совести и здравому смыслу, попирание их.
Олег БУЛЫЧЕВ.