Наступил Великий пост, и Церковь призывает каждого человека поближе познакомиться со своей душой. Ведь целый год мы заботимся только о своем теле, лелеем его, а душа наша, "как бедный родственник", остается голодной, холодной и убогой. Вот для души-то и установила Церковь Великий пост.
Поэтому не правы те люди, которые думают, что главное во время поста - это воздержание от скоромной пищи, перебирание, что можно есть и что нельзя, сколько и когда. Вегетарианцы круглый год не едят мяса, рыбы, но от этого ближе к Богу не становятся. Ближе к Богу нас делает только покаяние, исправление греховной жизни на праведную. Это, в первую очередь, дело души, а исправится душа - вслед за ней и тело будет здоровое. Воздержание в пище -это всего лишь средство, помогающее душе легче проходить поприще покаяния, быть менее зависимой от запросов тела.
Но и на покаяние люди смотрят очень поверхностно. Часто слышишь, как говорят иногда: "Вот он замаливает грехи", или "Не согрешишь - не покаешься". Все это от непонимания покаяния.
Сам Христос начал свою проповедь словами: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". По-гречески "покаяние" звучит как "метание" и переводится на русский как "изменение". То есть Господь призывает: "Изменитесь для Царствия Небесного". Царство Небесное - это царство Духа, чистоты и святости, и ничто нечистое в него не войдет. Что и подтверждает св. апостол Павел: "знайте, что никакой блудник, или нечистый не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Истина во Иисусе - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины". Это означает, что если человек не изменится по образу такого нового человека, он останется чужд жизни в Царствии Небесном навечно. Для этого изменения-покаяния дана нам вся жизнь. "Вся наша земная жизнь должна составлять собою поприще покаяния", - пишет св. Игнатий. Потому что наше естество до такой степени изменчиво, что если мы расслабимся, то на пороге смерти оно может подвергнуть нас падению, лишив навсегда Царствия Небесного.
По-другому, покаяние - это курс лечения длиною в жизнь. Мы уже рождаемся смертельно больными по наследству от Адама и Евы, зараженными грехом, который лишает нас жизни вечной. Но пришел Небесный Врач - Христос, говорящий: "не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". Он основал духовную лечебницу - Свою Церковь, где каждый, видящий себя духовно больным, прибегает к исцеляющим Таинствам Исповеди и Причастия. Смысл этого верно выразил св. Симеон: "в Царствие Небесное приемлются только здоровые души, не имеющие никакой немощи",
Отсюда, непременное условие покаяния - невозвращение к прежнему греховному образу жизни. И вдобавок к этому, мы должны, по слову Иоанна Крестителя, сотворить плоды покаяния, главным из которых является жизнь вечная в Царствии Небесном.
Но сначала человек должен выбрать - с кем он хочет быть в вечности: с Богом, или, пожив всласть на земле, вне Его, источ¬ника жизни и всякого блага.
Иерей Олег Булычев.