Неприятие у этих людей вызывает все, что связано с Православием. Они пытаются убедить общественность в том, что Церковь хочет протащить в школы преподавание Закона Божия и против воли обращать в свою веру детей. С истинным положением дел эти убеждения не имеют ничего общего.
А правда в том, что священники не всегда с охотой идут в школы, даже если их туда зовут. Причина - неподготовленность аудитории, ведь элементарные понятия о духовном дети должны приобретать в семье. Но в большинстве российских семей люди не чтут Бога. И часто так бывает, что приобретаемое вне семьи ребенком быстро забывается, если не находит отклика в семье. О преподавании же в школе Закона Божия не может быть и речи.
Для современных школьников (любого возраста) Закон Божий (учебное пособие) слишком твердая пища. Ведь Закон Божий - это не просто система знаний. Для его восприятия умственных спо¬собностей недостаточно - необходимо наличие верующего сердца.
тественно воспринимал Закон Божий, который для 16-летнего школьника нашего времени остается книгой за семью печатями. Гимназист именно в семье приобретал.и веру в Бога, и начальные , знания о Боге, о духовных вещах. И, придя в школу, он был уже подготовлен для изучения Закона Божия. И таких, верующих семей 100 лет назад было в России во много раз больше, чем сейчас.
Как показывает опыт, нередко рассказ священника о вещах духовных вызывает у современных учащихся нездоровую реакцию: это и смех, и даже богохульство, кощунственные реплики. И вместо просвещения получается грех.
Может, вовсе и не надо духовно просвещать детей? Многие школы в России с этим согласны. И не пускают духовенство к своим учащимся. А вот в детских колониях Православной Церкви предоставили широкое поле для работы с детьми, там ждут священников с нетер¬пением; и не боятся, что те обра¬тят детей в веру". В последнее вре-мя и власть предержащие обратили серьезное внимание на преподавание в школах "Основ православной культуры". Ведь школьники часто напоминают в наше вре¬мя "деток в клетках", нравственно распущенных и духовно одичавших, не наученных фундаментальному принципу: "не делай другим того, чего себе не желаешь". Ни семья, ни школа не занимаются должным воспитанием детей.
Поэтому есть надежда, что "Основы православной культуры" (ОПК), как пища, легкоусвояемая современными школьниками, при¬вьют им традиционную для русского человека систему ценностей, которая поможет детям понять смысл жизни и осознать, найти себя в этом мире.
В ОПК нет ничего религиозного. Этот предмет как мост, пройдя который школьник откроет для себя историю наивысших проявлений русского народа, сокровищ¬ницу русского духа. Почти всю свою историю русский народ жил в Православии. Православие до 1917 года было государственной религией. Поэтому культура русского народа никак не может быть отделена от православной веры. Ведь все свое самое лучшее русский человек посвящал Богу и делал ради Бога. Необходимо поставить знак равенства между понятиями "православная культура" и "русская культура". Как говорил Ф.М. Достоевский: "Русский чело¬век не Может называться русским, если он не православный".
Православие в нашей культуре везде. Взять хотя бы, имена. Почему нас зовут Алексеями, Иванами, Николаями, Татьянами, а не Kapлами, Фридрихами, Электронами или Даздрапермами? А потому, что имена брались в святцах, называли детей в честь святых угодников Божиих. А язык? "Спасибо" - это "Спаси Бог", "рабочий" - это "раб Отчий"; пословицы: "Без Бога ни до порога", "Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец". А какие у нас самые красивые здания? Это храмы и монастыри. В первую очередь туда туристов ведут.,
Классики русской литературы черпали вдохновение и идеи из Православия. Это и Пушкин, и Лермонтов, Гоголь, Достоевский. Гоголь и Достоевский обращались за духовной помощью к монахам Оптиной Пустыни.
Названия многих населенных пунктов в России происходят от храмов, находившихся в них.
Русские, прославившие свое Отечество, в большинстве своем были людьми верующими. Это и: хирург Пирогов, ученый Менделеев, физиолог Павлов, офтальмолог Филатов, полководец Суворов, нобелевский лауреат Бунин, философ Ильин, писатели Паустов¬ский и Пантелеев и т.д. Так стоит ли его бояться этого предмета, если есть возможность узнать об истории и культуре своего народа из честного, некупированного источника?
Вера в Бога - дело добровольное, насильно в Бога верить заставить нельзя. И каждый должен согласиться, что лучше верить в Бога, чем совершать преступления. Третьего не дано. Поэтому задача родителей - научить детей сделать правильный выбор. В Рос¬сии есть целые регионы, которые в своих школах достаточно давно преподают "Основы православ¬ной культуры"; Белгородская об¬ласть в этом отношении является и лидером, и примером для подражания. Недаром депутаты Белгородского Законодательного Собрания нередко принимают за¬коны нравственного порядка. Например, закон, штрафующий за сквернословие.
В Калужской области уже несколько лет "Основы православной культуры" преподаются в школах Боровского и Тарусского районов. Опыт этих школ показывает, что "Основы православной культуры" предпочтительнее преподавать факультативно 1-2 раза в неделю. Родители школьника должны сами решить, нужен ли этот предмет их ребенку. Преподавать этот пред¬мет должны учителя, прошедшие соответствующие курсы. Но не это главное. Учитель должен сам с любовью относиться к предмету "Основы православной культуры", его содержание должно вызывать у учителя неподдельный интерес. Если учитель патриот своей Родины, да и просто настоящий русский человек, то трудностей при преподавании этого предмета у него не должно возникнуть. Без этих качеств преподавание "Основ православной культуры" должного эффекта не достигнет.
Священник Олег БУЛЫЧЕВ