Продолжая разговор о новой калужской экономике, начатый в начале года, сегодня мы беседуем с кандидатом социологических наук, секретарем Калужского обкома КПРФ Анатолием ГАЛИЧЕМ.
— Я слежу за дискуссией в «Калужском перекрестке» о преимуществах привлечения в область иностранных инвесторов, — говорит Анатолий Андреевич. — Действительно, иностранные инвесторы размещают на территории области не всегда устаревшее производство и оборудование, как о том судачат калужане. Вместе с тем автозавод «Фольксваген», КНПЭМЗ в индустриальном парке «Ворсино», завод «Самсунг» и другие, размещая свое оборудование и производство в регионе, получили от областных властей существенные преференции и льготы, которые отечественным производителям и не снились.
Подготовка за свой счет
— А не могли бы вы их назвать?
— К примеру, для предприятий-инвесторов необходимы кадры, которые надо подготовить. Калужские власти предложили гостям-инвесторам помощь в подготовке персонала, профинансировав за счет регионального бюджета реконструкцию здания и строительство нового корпуса учебного центра подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности. Властями оплачивалась закупка базового, неспецифического оборудования калужского автокластера (специфическое — узлы для автомобилей и учебные программы — финансируют инвесторы).
За счет бюджета производится подготовка специалистов в учебном центре до того момента, пока они не станут сотрудниками «Фольксвагена», «Вольво», «Пежо-Ситроена».
Меньше, чем за границей
— Обычно в заслугу ставится довольно высокая зарплата персонала на предприятиях новой экономики.
— Слесарь механосборочных работ на том же «Фольксвагене» и других западных предприятиях, расположенных в Калужской области, получает значительно меньше своих коллег в Европе. И это при трехсменном графике работы. Впрочем, руководство этих предприятий не заинтересовано в повышении зарплаты, оно заинтересовано только в уменьшении себестоимости выпускаемой продукции и в получении максимальной прибыли за счет мизерной заработной платы!
По известным нормам ООН, минимальная часовая зарплата должна быть не меньше $3, то есть составлять в месяц на местных предприятиях около 16 000 рублей. А в Калуге это порой максимальная!
За год на любом «импортном» калужском предприятии сотрудникам гарантируют выдать зарплату в размере около 190 000 рублей, или где-то 6,5 тысячи долларов США. Для сравнения: такой же специалист, но работающий на аналогичном предприятии в Германии, зарабатывает при такой же производительности труда за год в среднем 50 тыс. евро, или 1710 000 рублей, т.е. в 9 раз больше сопоставимого калужского специалиста. В Японии такой специалист зарабатывает за год $75 800, или 2274 000 рублей, что в 12 раз больше, чем в Калужской области.
Эти сравнения — явно не в пользу иностранных работодателей, которые инвестируют средства в свои же предприятия в нашей области.
Между тем региональные руководители радуются такой «высокой» заработной плате, вместо того чтобы отстаивать интересы своих рабочих перед иностранными инвесторами. На калужских предприятиях с западным капиталом идет беспощадная эксплуатация рабочего класса, так как внедренная «потогонная система» очень выгодна прежде всего инвесторам — ведь основная прибыль идет в карман владельцев. За счет существенной недоплаты за труд калужским рабочим иностранные инвесторы получают огромные сверхприбыли, позволяющие быстро «отбить» вложенные инвестиции.
Помимо налоговых, таможенных льгот, административных преференций, западным инвесторам полностью подготовили в чистом поле площадки со всеми коммуникациями для монтажа цехов — ангаров, похожих на временные сооружения, срок эксплуатации которых составляет 10-15 лет. Средства на подготовку этих площадок взяты региональным руководством, как правило, в коммерческих банках под залог областного имущества и с учетом процентов за кредит.
На аналогичных предприятиях автопрома
рабочие в Европе получают гораздо больше, чем калужане.
Вкладывать в своих
— А какую поддержку областная власть могла бы оказать традиционным предприятиям?
— Любому экономисту или просто опытному хозяйственнику понятно, что, если бы эти же деньги были вложены в местную промышленность (моторостроительный, турбинный, машиностроительный, приборный, тепловозостроительный и другие наши предприятия), эффективность и качество вложений была бы значительно выше. Да и прибыль на дальнейшее развитие предприятий и социальной сферы осталась бы в Калужской области, а не вывезена инвесторами за границу.
Кстати, отечественные заводы — не временные сооружения, а капитальные и могут послужить еще не один десяток лет. На бюджетные деньги, которые, считай, задарма отдали «пришельцам», можно было обновить все оборудование, десятки цехов и предприятий.
Таковы, как мне кажется, скрытые пружины быстрого «развития» калужского инвестиционного феномена и продолжающегося упадка традиционной промышленности! В этой связи невольно возникает вопрос: почему считающиеся нашими «Фольксваген», «Пежо», «Вольво», «Самсунг» и другие свою готовую продукцию продают в России практически за такие же деньги, как и за изготовленные у себя на родине? Там же зарплата в разы выше, и таможенные пошлины несравнимы!
Это еще одно экономически обоснованное подтверждение того, что происходит простой обман покупателей продукции, изготовленной в Калужском регионе. Их качество и себестоимость на 30-50% ниже аналогичной зарубежной.
До тех пор, пока не будут восстановлены отечественная промышленность и сельское хозяйство, население области будет вынуждено покупать по заоблачным ценам импортные товары даже местного производства и тем самым инвестировать иностранные компании и различные посреднические структуры, а не своего производителя.
На равных не получится
— Но, возможно, ситуация для наших производителей изменится в лучшую сторону в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию?
— С вступлением России в ВТО экономические условия для наших предприятий будут значительно ухудшаться. Россия — северная страна, и она не сможет на равных конкурировать с европейскими, американскими и азиатскими теплыми странами: себестоимость отечественной продукции будет всегда выше из-за большой энергоемкости.
Не выдерживает критики
— А что вы думаете по поводу экологической ситуации в регионе в связи с появлением крупных инвестиционных предприятий?
— А какой ответ можно дать на вопрос, вредно ли крупнейшее в Европе строящееся производство по выпуску цемента или крупнейшее в Европе химическое производство на территории Национального парка «Угра»? Или попытка «пропихнуть» строительство завода по производству стеклотары (г. Обнинск), производство автомобильных шин и т. д. Думается, доказательства экологической безопасности этих производств или сопоставление их деятельности и выхлопов от транспорта, мягко говоря, не выдерживают никакой критики.
Этот путь ведет к рецессии
— Каковы, на ваш взгляд, ближайшие перспективы развития региональной экономики?
— Существующий в Калужской области и России «перегрев» экономики приведет не к модернизации отраслей хозяйства, а к очередной стагнации и новому витку экономического и финансового кризиса. Фактический уровень жизни большинства калужан будет продолжать ухудшаться, а потребление — падать. С тем чтобы не допустить массового протестного движения, государство сейчас вынуждено повышать зарплаты низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы и пенсии. Эти средства также направляются на стимулирование не производства, а потребления, то есть опять на приобретение товаров, которые в основной массе составляет импорт.
Можно сделать достаточно точный и неутешительный прогноз экономического развития региона и страны в целом на ближайшие годы: продолжение углубления кризиса за счет рецессии. По сути, это возврат России к старой модели развития, которая в 2008 году уже привела страну к тяжелейшему кризису.
— Я слежу за дискуссией в «Калужском перекрестке» о преимуществах привлечения в область иностранных инвесторов, — говорит Анатолий Андреевич. — Действительно, иностранные инвесторы размещают на территории области не всегда устаревшее производство и оборудование, как о том судачат калужане. Вместе с тем автозавод «Фольксваген», КНПЭМЗ в индустриальном парке «Ворсино», завод «Самсунг» и другие, размещая свое оборудование и производство в регионе, получили от областных властей существенные преференции и льготы, которые отечественным производителям и не снились.
Подготовка за свой счет
— А не могли бы вы их назвать?
— К примеру, для предприятий-инвесторов необходимы кадры, которые надо подготовить. Калужские власти предложили гостям-инвесторам помощь в подготовке персонала, профинансировав за счет регионального бюджета реконструкцию здания и строительство нового корпуса учебного центра подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности. Властями оплачивалась закупка базового, неспецифического оборудования калужского автокластера (специфическое — узлы для автомобилей и учебные программы — финансируют инвесторы).
За счет бюджета производится подготовка специалистов в учебном центре до того момента, пока они не станут сотрудниками «Фольксвагена», «Вольво», «Пежо-Ситроена».
Меньше, чем за границей
— Обычно в заслугу ставится довольно высокая зарплата персонала на предприятиях новой экономики.
— Слесарь механосборочных работ на том же «Фольксвагене» и других западных предприятиях, расположенных в Калужской области, получает значительно меньше своих коллег в Европе. И это при трехсменном графике работы. Впрочем, руководство этих предприятий не заинтересовано в повышении зарплаты, оно заинтересовано только в уменьшении себестоимости выпускаемой продукции и в получении максимальной прибыли за счет мизерной заработной платы!
По известным нормам ООН, минимальная часовая зарплата должна быть не меньше $3, то есть составлять в месяц на местных предприятиях около 16 000 рублей. А в Калуге это порой максимальная!
За год на любом «импортном» калужском предприятии сотрудникам гарантируют выдать зарплату в размере около 190 000 рублей, или где-то 6,5 тысячи долларов США. Для сравнения: такой же специалист, но работающий на аналогичном предприятии в Германии, зарабатывает при такой же производительности труда за год в среднем 50 тыс. евро, или 1710 000 рублей, т.е. в 9 раз больше сопоставимого калужского специалиста. В Японии такой специалист зарабатывает за год $75 800, или 2274 000 рублей, что в 12 раз больше, чем в Калужской области.
Эти сравнения — явно не в пользу иностранных работодателей, которые инвестируют средства в свои же предприятия в нашей области.
Между тем региональные руководители радуются такой «высокой» заработной плате, вместо того чтобы отстаивать интересы своих рабочих перед иностранными инвесторами. На калужских предприятиях с западным капиталом идет беспощадная эксплуатация рабочего класса, так как внедренная «потогонная система» очень выгодна прежде всего инвесторам — ведь основная прибыль идет в карман владельцев. За счет существенной недоплаты за труд калужским рабочим иностранные инвесторы получают огромные сверхприбыли, позволяющие быстро «отбить» вложенные инвестиции.
Помимо налоговых, таможенных льгот, административных преференций, западным инвесторам полностью подготовили в чистом поле площадки со всеми коммуникациями для монтажа цехов — ангаров, похожих на временные сооружения, срок эксплуатации которых составляет 10-15 лет. Средства на подготовку этих площадок взяты региональным руководством, как правило, в коммерческих банках под залог областного имущества и с учетом процентов за кредит.
На аналогичных предприятиях автопрома
рабочие в Европе получают гораздо больше, чем калужане.
Вкладывать в своих
— А какую поддержку областная власть могла бы оказать традиционным предприятиям?
— Любому экономисту или просто опытному хозяйственнику понятно, что, если бы эти же деньги были вложены в местную промышленность (моторостроительный, турбинный, машиностроительный, приборный, тепловозостроительный и другие наши предприятия), эффективность и качество вложений была бы значительно выше. Да и прибыль на дальнейшее развитие предприятий и социальной сферы осталась бы в Калужской области, а не вывезена инвесторами за границу.
Кстати, отечественные заводы — не временные сооружения, а капитальные и могут послужить еще не один десяток лет. На бюджетные деньги, которые, считай, задарма отдали «пришельцам», можно было обновить все оборудование, десятки цехов и предприятий.
Таковы, как мне кажется, скрытые пружины быстрого «развития» калужского инвестиционного феномена и продолжающегося упадка традиционной промышленности! В этой связи невольно возникает вопрос: почему считающиеся нашими «Фольксваген», «Пежо», «Вольво», «Самсунг» и другие свою готовую продукцию продают в России практически за такие же деньги, как и за изготовленные у себя на родине? Там же зарплата в разы выше, и таможенные пошлины несравнимы!
Это еще одно экономически обоснованное подтверждение того, что происходит простой обман покупателей продукции, изготовленной в Калужском регионе. Их качество и себестоимость на 30-50% ниже аналогичной зарубежной.
До тех пор, пока не будут восстановлены отечественная промышленность и сельское хозяйство, население области будет вынуждено покупать по заоблачным ценам импортные товары даже местного производства и тем самым инвестировать иностранные компании и различные посреднические структуры, а не своего производителя.
На равных не получится
— Но, возможно, ситуация для наших производителей изменится в лучшую сторону в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию?
— С вступлением России в ВТО экономические условия для наших предприятий будут значительно ухудшаться. Россия — северная страна, и она не сможет на равных конкурировать с европейскими, американскими и азиатскими теплыми странами: себестоимость отечественной продукции будет всегда выше из-за большой энергоемкости.
Не выдерживает критики
— А что вы думаете по поводу экологической ситуации в регионе в связи с появлением крупных инвестиционных предприятий?
— А какой ответ можно дать на вопрос, вредно ли крупнейшее в Европе строящееся производство по выпуску цемента или крупнейшее в Европе химическое производство на территории Национального парка «Угра»? Или попытка «пропихнуть» строительство завода по производству стеклотары (г. Обнинск), производство автомобильных шин и т. д. Думается, доказательства экологической безопасности этих производств или сопоставление их деятельности и выхлопов от транспорта, мягко говоря, не выдерживают никакой критики.
Этот путь ведет к рецессии
— Каковы, на ваш взгляд, ближайшие перспективы развития региональной экономики?
— Существующий в Калужской области и России «перегрев» экономики приведет не к модернизации отраслей хозяйства, а к очередной стагнации и новому витку экономического и финансового кризиса. Фактический уровень жизни большинства калужан будет продолжать ухудшаться, а потребление — падать. С тем чтобы не допустить массового протестного движения, государство сейчас вынуждено повышать зарплаты низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы и пенсии. Эти средства также направляются на стимулирование не производства, а потребления, то есть опять на приобретение товаров, которые в основной массе составляет импорт.
Можно сделать достаточно точный и неутешительный прогноз экономического развития региона и страны в целом на ближайшие годы: продолжение углубления кризиса за счет рецессии. По сути, это возврат России к старой модели развития, которая в 2008 году уже привела страну к тяжелейшему кризису.