5 февр. 2025 г.

ЧЕЛОВЕК. СООБЩЕСТВО. ВЛАСТЬ. ОБЩИНА


Очень часто можно слышать мнение людей о том, что они не удовлетворены происходящими событиями, существующим положением, действующей властью. Это проблемы, которые являются следствием чего-то, т.е. у каждого следствия есть свои причины. Если есть желание устранить проблему значит необходимо устранить и следствие, и причину. 

Итак, человек. Из интернета: «Челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры». В одном понятии две важные составляющие. С одной стороны – «общественное», и в тоже время – «субъект». Человек постоянно должен заботится о своем существовании, выживании. И его объединение в сообщество с другими себе подобными этому способствует. 

С другой стороны, у каждого индивида должно быть личное пространство, в котором нет места посторонним. Поэтому объединяясь в сообщество на какой-то территории происходит столкновение интересов личных пространств, которое чревато конфликтами, которые требуют разрешения или урегулирования.

Таким образом возникает необходимость в способе урегулирования конфликтов и решения вопросов безопасности сообщества. Для этого из числа членов выбираются представители, которые способны выполнять эти функции. Сообщество наделяет их определёнными полномочиями по установлению общеугодных норм и правил, которые члены сообщества обязаны исполнять и, в случае личного несогласия, даже подчиняться.

Так возникает властная структура, основной обязанностью которой является обеспечение благополучного и процветающего существования сообщества с учётом постоянно меняющихся потребностей и интересов этого сообщества. 

А состояние наиболее полной гармонии или устойчивого развития сообщества может быть достигнуто только при соблюдении баланса интересов всех заинтересованных сторон, т.е. сообщества и власти. В противном случае наступает дисбаланс, который приводит только к разрушительным и тяжелым последствиям для всего сообщества, и естественно для власти.

Итак, достичь благополучного и процветающего существования сообщества возможно только при соблюдении баланса интересов сообщества и её составляющей - власти.

Почему речь идет о балансе интересов? Потому, к сожалению, интересы этих сторон не совпадают. Потому, что так устроен мир, так устроен человек. «Мир многолик» и тем прекрасен!

Заметим, что при осуществлении властно-регулирующих функций необходимо наделение субъектов, осуществляющих власть, правом распоряжения ресурсами, принадлежащими сообществу. 

К сожалению, следует признать, что некоторая (не уточняем, которая) часть людей (повторяю, так устроен мир) имеют свойство (слабость характера, воспитания, наследственный фактор) нарушать установленные в обществе правовые акты, законы, устои.

Чувство первостепенности собственной, личной безопасности и целого ряда других потребностей толкает таких людей на путь совершения противоправных действий. Особенно тяжелые последствия для сообщества возникают тогда, когда такие люди попадают во власть. 

И надо признать, что они как раз и стремятся всеми силами и способами получить доступ к власти с её открывающимися возможностями. А, попав туда такие люди способствуют ещё и привлечению во властные структуры себе подобных.

Как результат, внутренней мотивацией чиновнического аппарата органов власти становится не служение народу, а удержание своих полномочий для получения личной выгоды, распределения в свою пользу благ, которые созданы трудом всего сообщества.

Отсюда становиться ясным, насколько важным является контроль со стороны сообщества за деятельностью властных структур и органов, а именно за исполнением ими основного своего предназначения. 

В качестве примера можно привести деятельность на предприятиях изготовителях продукции подразделений, осуществляющих контроль и приёмку готовой продукции на соответствие установленному качеству, которые являются стороной заказчика. 

И при этом нельзя забывать о том, что для полноценного исполнения любой функции управления, включая контроль, необходимы ресурсы: штатный персонал, средства осуществления контроля, необходимые помещения и пр.

Следует также отметить, что даже для осуществления сбора информации об инициативах членов сообщества на постоянной основе также необходимы определённые ресурсы.

Всё вышесказанное говорит о не простых формах взаимодействия сообщества и органов власти. При наличии единой и главной цели сообщества в целом и важности её достижения в жизнедеятельности сообщества сочетаются два противоречия: с одной стороны, это разные векторы интересов власти и народа, а с другой – важность и необходимость тесного сотрудничества и взаимодействия сторон.

К таким связующим звеньям тесного сотрудничества сообщества и власти нельзя отнести органы местного самоуправления, поскольку основными обязанностями депутатов является их участие в работе самого представительного органа и редкие встречи (приёмы) с населением. А чиновники исполнительных органов власти строго руководствуются требованиями действующего законодательства при полном отсутствии мотивации по взаимодействию с населением.

И всё-таки в действующем законодательстве предусмотрена некоторая связующая роль так называемым ТОСам, или территориально общественному самоуправлению. 

Но, как показывает практика и работы многих авторов по этой тематике эффективность, при всей фанфарности СМИ, оказалась очень низкой. Наличие небольшого количества положительных примеров являются лишь подтверждением отсутствия системности и массовости этого движения.

Бытует выражение: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт», опять нашло своё подтвердение.

В названии «территориальное общественное самоуправление» нельзя не усмотреть взаимоисключающие несоответствия. 

Обратимся к требованиям статьи 27. Федерального закона №131, где дано определение, что: «Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Итак. Да, слово «территориальное» несет смысловое назначение поскольку в дальнейшем речь идет о действиях, которые происходят на некотором участке или территории.

Слово «общественное» означает решения по любому вопросу должны приниматься только при участии всех членов сообщества. И такие формы управления действительно существуют - это референдум, либо собрание членов сообщества. Это называется прямая, без посредников (или представителей, или депутатов, или иных органов, советов, правлений и т.п.) форма правления (осуществления власти) членов сообщества. При всём обществе.

Но, это означает недопустимость иных форм, т.е. наличия в ТОСе таких органов управления, как совет, правление и т.п.

Из этого следует вопрос, а в таком случае кто будет осуществлять сами процедуры проведения референдума, или собрания членов сообщества?

Разве при каждой необходимости это будет выполнять какая-то инициативная группа? Но, она должна быть, как минимум, компетентной в вопросах соблюдения всех необходимых формальных требований. 

А может это должны выполнять чиновники от исполнительной власти? Это весьма и весьма сомнительно. 

Отсюда вывод о необоснованности применения в данном случае и слова, и понятия «общественное». 

Теперь обратимся к понятию и смыслу слова «Самоорганизация». По определению, взятому из интернета «это способность отдельных лиц и групп самостоятельно и эффективно управлять своей деятельностью, принимать решения и достигать поставленных целей без внешнего контроля и управления».

Прошу обратить внимание на фразу: - «способность отдельных лиц и групп». Вновь речь не может идти о системности и, тем более о массовости. 

И далее: «достигать поставленных целей без внешнего контроля и управления» «собственных инициатив по вопросам местного значения». 

Достижение поставленных целей по вопросам местного значения на основе собственных инициатив, да к тому же в массовом характере тоже вызывает, мягко говоря, большое сомнение. Но, главное здесь в том, что инициатива то может и есть, да вот управлять нечем! Ресурсов у ТОСов то нет.

Поэтому как «Самоорганизация» с точки зрения «принимать решения», отчасти – да, а с точки зрения достижения поставленных целей при отсутствии ресурсов - весьма сомнительно. 

Так ведь это же оказывается и хорошо, для «ТОСов».

Ресурсами располагает исполнительная власть. На ней и лежит ответственность за их использование по назначению.

Тогда можем подвести некоторые итоги. 

Сообщество, выступающее в качестве заказчика, для уполномоченной им власти, выступающей в качестве исполнителя воли народа, должно:

- формировать и согласовывать требования органам законотворческой власти по обеспечению своего благополучия и процветания;

- осуществлять постоянный контроль за деятельностью органов власти по исполнению требований, установленных в правовых актах;

- давать оценку результатам деятельности всех органов власти;

- на основе анализа результатов деятельности органов власти рекомендовать своих представителей и участвовать в выборах депутатов.

Все эти действия от имени и по поручению сообщества и призваны осуществлять так называемые «Территориальные общины», за нормальное и эффективное функционирование которых обязаны нести ответственность в первую очередь избранные депутаты, а также исполнительные органы власти данного округа (муниципалитета).

А «осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» являются только лишь второстепенной функциейтерриториальных общин.

Просто не надо «перекладывать заботы с больной головы на здоровую». Путь каждый хорошо исполняет свои прямые обязанности и занимается своим делом.

Автор: Щербань В.Д. , Калуга, 04.02.25г

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Если сами жители не хотят и не могут объединиться, то никакими уговорами этого добиться невозможно. Малая часть граждан способна самостоятельно думать, анализировать и принимать решения. При этом они еще могут ставить перед собой реальные и достижимые цели. И готовы сами добиваться результатов, активно участвуя в процессе. Большинство же людей плывет по течению, находясь в стаде и повинуясь не выбираемой ими власти. Власть это прекрасно знает и управляет стадом в своих корыстных целях.

Анонимный комментирует...

Калуга24 пишет:"Кубинских цветоводов нелегалов вышлют на остров свободы"
ага ага.. а Жилетку Айрапетян за то что развела свинарник на ООПТ Можайский овраг погладят по головке..

Анонимный комментирует...

Всех жилеткиных свиней надо конфисковать, а мясо свинины отправить бойцам в Украину на СВО. Хоть какая-то польза будет.
Армен Горловский передает ей привет.

Анонимный комментирует...

Любая власть не хочет,и даже боиться разного рода обьединения народа,сообщество это или община,все едино,это уже масса,коллектив,способный что то потребовать или предьявить,и поэтому всем этим организациям будет препятствовать сама власть в той или иной форме,и это всегда будет носить форму только общественной структуры,и даже депутаты прикрепленнве к тем или иным округам будут прежде всего работать на исполнительную власть,тоже под тем или иным предлогом,и тем не менее обьединяться нужно,хотя бы для того ,что бы власть увидела,что народ умеет это делать и требов ать тоже умеет,соблюдения своих прав

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...