25 февр. 2025 г.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ.


Чего мы чаще всего желаем нашим близким, друзьям, хорошим знакомым?

Добра и счастья, благополучия и процветания, здоровья и мира, и иных прочих благ. Желаем от всей души того, чего, как будто, не хватает самим. Даже порой, и это, наверное, справедливо, считаем, что и государство должно желать этого своему народу, да и не просто желать, но и всё делать чтобы людям жилось хорошо.

Но тогда встаёт вопрос, почему же в повседневной жизни так часто можно наблюдать недовольство простых граждан работой чиновников, власти, государства? Это что, так называемое «вечное недовольство», объясняемое тем, что действительно всем и во всём угодить невозможно? Или всё-таки «нет дыма без огня?»

Сто тысяч почему? Рискнём предложить несколько ответов, опираясь на общепринятые понятия и афоризмы древних мыслителей. В прочем многие уже знают о них давно и пришли к ним самостоятельно. А почему именно в общепринятых понятиях, да чтобы всё же попытаться уменьшить количество вопросов и ненужных споров. 

Приводимые термины и их определения, понятия заимствованы из источников, размещённых в интернете.

Центр внимания - человек.

Начнём с главного понимания что такое Счастье? По мнению специалистов, «это состояние полного удовлетворения жизнью, наслаждения ею, ощущение нужности, важности в ней. Это минуты достижения поставленных целей, реализации своих планов. Это моменты ощущения огромной любви к близким, стране, народу, понимания нужности для них. Это возможность самореализации, самовыражения в любимом виде деятельности. Наконец, это просто наслаждение красотой жизни, каждого её мгновения, неповторимостью мира, который окружает.» Ещё на что следует обратить особое внимание это на то, что человека делает счастливым гармония с самим собой. 

Может показаться упрощенно, то счастье это постоянное и полное удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, иными словами получение жизненных благ. 

Однако человек счастлив не тогда, когда может позволить себе многое. А тогда, когда легко обходится малым.

Вспомните слова Омара Хайяма: 
«Если есть у тебя для жилья закуток
В наше подлое время и хлеба кусок, 
Если ты никому не слуга, не хозяин 
Счастлив ты и воистину духом высок».
«Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным.» 
Антисфен из Афин
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.»
Платон

«Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других.» Сенека

«Зависть — враг счастливых.» Эпиктет

«Наслаждение, роскошь — вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать — вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.»

«Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.» Сократ

И в то же время «Жизненные блага - это то, что делает жизнь удобной, комфортной.» 

Благополучие - это получение жизненных благ постоянно.

Жизненные блага люди получают от природы (человек не участвует в их происхождении, например, грибы, нефть, газ и т.п.) или производят в процессе экономической.

Человек одновременно является и производителем благ, и их потребителем. Для нормального существования сообщества в целом в большинстве случаев часть произведенных человеком благ направляется в общую «копилку» или казну, которые затем идут для удовлетворения собственных (личных) потребностей всех её членов.

С развитием человечества потребности человека и тем более сообщества растут, не «зная никаких границ». Это просто полёт фантазии. 

«Высшее богатство — отсутствие прихотей. Всякое излишество есть порок.» Сенека

«Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.» Аристотель

«Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.» Сократ

Жизненные блага всегда количественно измеримы и, главное, в определённом периоде времени ограничены.

Ограничения приводят к необходимости в осуществлении распределения благ. А с возникновением функции распределения перед человеком неотвратимо встаёт вопрос о справедливом распределении.

«Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.»

Справедливость одна из главных человеческих ценностей.

«Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.» Демокрит Абдерский

«Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, — это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.» Сократ

«Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.» Аристотель

«Кто не совершает несправедливости — почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливости.» Аристипп

«Справедливого человека цени больше, чем родного.» 

Антисфен из Афин

В интернете содержится большое количество работ и исследований по теме «справедливость». С позиции государства, как органа управления, справедливость распределения благ является основой идеологии государства. 

Согласно теории справедливости американского философа и политолога Джона Роулза, «справедливость заключается в честных и открытых общественных отношениях. Для достижения общего блага людям необходимо сотрудничать, чтобы добиваться с помощью компромиссов и уступок таких решений, которые приемлемы для большинства. Поэтому Справедливость относится к категории относительной.

Роулз выделяет следующие основные принципы справедливости:

1. Общественные институты должны обеспечивать принцип справедливого распределения благ.
2. Должности и высокое положение в обществе в идеале должны быть доступны каждому гражданину.
3. Права и свободы людей одинаковы, недопустимо нарушение прав человека в целях экономической или политической выгоды.
4. Защита свободы является важнейшим принципом справедливого государства.
5. Неравенство доходов признаётся возможным только при условии соблюдения моральных принципов.
6. Часть средств в государстве должна постоянно направляться на улучшение положения самых бедных слоёв населения.»

Если Справедливость это одна из главных человеческих ценностей, тоДобро является высшей духовной ценностью. 

Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. Действие от души, от сердца, а значит оно абсолютно. 

Можно быть добреньким, уступчивым, угодливым, мягким, казаться, производить положительные впечатления. Но это всё от разума, а не от сердца. 

«Доброго человека можно узнать по таким признакам как:

1) внимательность и отзывчивость по отношению ко всем людям, даже к малознакомым;
2) вежливость и воспитанность, постоянно присутствующая в поведении;
3) толерантность по отношению к другим людям, независимо от их расы, религии и прочих особенностей;
4) бескорыстность, стремление помогать окружающим;
5) отсутствие склонности к негативным эмоциям;
6) спокойное отношение к конструктивной критике в собственный адрес;
7) умение слушать любого собеседника;
8) отсутствие предвзятости и склонности делить людей на «своих» и «чужих» или «хороших» и «плохих»;
9) способность отстаивать свои убеждения даже перед лицом опасности;
10) независимость от чужого мнения.»
«Душе израненной доброе слово — лекарство.»

«Злой человек и в богатстве живет неправедно.»

«Старайся всякому делать добро, а не себе одному.» Григорий Богослов

Возвращаясь к функции распределения в обществе Жизненных благ нельзя не отметить, что представители, которым даётся право исполнения этой функции должны обладать высокими духовно-нравственными качествами личности, прежде всего, честностью, способностью приносить радость, помогать, защищать, исходя из критериев добра.

Чтобы Справедливость распределения благ «определяло не только относительно равную норму количества труда каждого по времени по своей квалификации труда в своей профессии, но и относительно равное количество необходимых каждому базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и необходимых материалов для изготовления сезонной одежды. 
Чтобы количественные нормы от общей массы этих производимых трудящимся народом базовых благ распределялись по достойным человека нормам от их общего производимого количества! А качество их потребления чтобы каждый мог формировать для себя или для своей семьи по зарплате от результатов квалификации общественно необходимого труда по своей профессии при полной занятости здорового населения трудоспособного возраста. 
Чтобы справедливые законы, а не деньги и животные инстинкты управляли жизнью членов общества!»

«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.»

Аристотель
(Продолжение следует)

Собрал и изложил: Щербань В.Д. Калуга, 24.02.25г

 

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...