4 янв. 2025 г.

ЗНАЧЕНИЕ ТОС и некоторые предложения по оживлению её деятельности


По мнению специалистов в области государственного управления:

«Основой правового демократического государства является разветвленная система институтов солидарного гражданского общества, представляющих собой совокупность свободно и легально организуемых, тесно взаимосвязанных, самоуправляемых социальных групп, основанных на традициях и опыте общественных отношений, возникающих в процессе реализации инициатив, интересов, потенциальных возможностей индивидуума и общества в целом. 

Развитие форм организации граждан служит платформой для построения гражданского общества, формирование которого является приоритетной задачей для органов власти всех уровней».

«Система государственного управления, качество решений и деятельности государственных органов власти, предполагает обоснование и осуществление следующих неотложных шагов:
- вовлечение граждан, институтов общества в процесс выработки и реализации общезначимых управленческих (политических и административных) решений;
- обеспечения приемлемости административных решений для граждан.

- развитие инициатив граждан, составление параллельных (альтернативных) экспертиз по вопросам, значимым для всех граждан».

Примечание - Социальный институт — устойчивая (закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений) форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе.

Одной из таких форм организации граждан, предусмотренных российским законодательством, является территориальное общественное самоуправление (ТОС).

«Согласно действующему законодательству РФ ТОСы не являются формой прямого народовластия, органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления. ТОСы представляют собой форму участия населения в осуществлении местного самоуправления, являются институтом местного самоуправления.»

«ТОСы являются связующим звеном между населением и муниципальным уровнем публичной власти. Путём осуществления повседневного контроля текущего состояния окружающей среды и проявления инициативы по вопросам её улучшения, активные граждане способствует повышению качества жизни, формированию чувства патриотизма, снижению уровня социальной напряженности. 

Без реально действующего территориального общественного самоуправления местное (муниципальное, районное) самоуправление вряд ли может быть эффективным!»

«Важность института ТОС определяется рядом выполняемых им функций: 

- осуществления права жителей на непосредственное участие в принятии решений, касающихся развития конкретной территории;

- осуществления жителями мониторинга качества предоставления коммунальных, муниципальных, государственных и других услуг;

- получения жителями практических навыков организационной и управленческой работы, необходимых знаний в хозяйственных вопросах, в том числе по управлению многоквартирными домами или городом».

«При этом в последние годы ТОСы, в большинстве регионов при их формальном наличии, но фактическом отсутствии координации деятельности со стороны муниципальных органов власти и собственных средств на реализацию инициатив, испытывают значительные трудности, связанные как с организационной, так и с содержательной составляющей своей работы. Во многих из них собрания и конференции проводятся редко или не проводятся вообще, председателями являются люди пожилого возраста».

«У органов местного самоуправления несколько двойственное отношение к органам ТОС. С одной стороны - органы местного самоуправления видят в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с другой стороны - не способствуют приданию этим органам статуса юридических лиц, передачи или делегирования им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного органа власти. В результате чего, не имея достаточной материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем.»
«Следует отметить ряд проблем, препятствующих развитию ТОС, это: 
- нехватка у значительного числа жителей свободного времени и желания потратить его на общественную работу, недостаток мотивации; 
- сформированная за долгие годы у ряда жителей потребительская позиция к территории проживания, неверие их в возможность самостоятельного влияния на ситуацию, накопленный негатив, и, как результат, низкий уровень доверия и активности гражданского общества в решении проблем развития своего дома или города; 

- недостаток у большинства участников ТОСовского движения профессиональных управленческих навыков, юридических знаний, навыков выявления, формализации, реализации перспективных идей и проектов;
- нежелание у органов власти учёта мнения жителей и согласования с ними принимаемых решений, непосредственно касающихся комфортности их проживания; 
- несовершенство и неполнота правовых механизмов, обеспечивающих функционирование ТОС, регулирующих участие жителей в решении вопросов местного значения и осуществлении деятельности по общественному контролю; 
- низкое участие в финансировании деятельности и инициатив ТОС как со стороны органов местного самоуправления, так и органов власти субъектов РФ.
Результатом является недостаточное методическое обеспечение и слабая материальная база ТОС.» 
«Важными условиями развития системы ТОС являются:

- разработка органами МСУ мер морального и материального стимулирования активных участников и органов ТОС таких, как вознаграждение, премирование, предоставление помещений для организации деятельности органов ТОС путем выделения свободных муниципальных помещений на безвозмездной основе;

- совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование ТОС на основе наиболее тесного взаимодействия их с депутатами, а также с органами МСУ; разработка органами МСУ и обеспечение ТОСов методическими материалами;

- организации органами МСУ мониторинга деятельности органов ТОС и более широкого освещение средствами массовой информации деятельности ТОС.»

А теперь несколько слов о возможной и необходимой роли депутатов в деятельности ТОС.

Напомним, что из статьи 28. Устава МО "город Калуга" следует, что: «основными формами работы депутата Думы является:
- участие в заседаниях и в работе рабочих органов Думы;
- работа в избирательных округах и направление запросов, обращений по вопросам местного значения;
- ежегодный отчёт перед своими избирателями.»
Предназначение законодательных (нормотворческих) органов власти, представителями которого и являются депутаты, состоит в том, чтобы:
- выражать интересы населения; 
- выполнять функции контроля за выполнением законов и других актов, за состоянием дел на данной территории и за определёнными сторонами деятельности других органов. 
Это означает, не что иное, как потребность и необходимость более тесного взаимодействия депутата с ТОСами, которые расположены на территории его избирательного округа. 

И депутату, как человеку достойному, компетентному и получившему доверие, а с ним и властные полномочия, от населения кому как не ему стать во главе деятельности ТОСов.
И эта форма работы депутата должна стать нормой, правилом и, в обязательном порядке, должна быть закреплена требованиями законодательных и нормативных актов, отражающих полномочия депутата.
Но, поскольку любая работа не может быть выполнена без участия человека, то для успешной работы любого ТОСа необходим актив граждан, из которого формируется Совет ТОСа. 
Наибольшее и продуктивное участие здесь могли бы оказать уже проявившие себя люди, возглавившие Советы и Товарищества многоквартирных домов, уличкомы и другие активные граждане.
Но, как показывает практика сегодня и таких граждан очень мало. И, смею предположить причины схожие.
Вспоминается одна мысль, высказанная одним неглупым человеком:

«Без поддержки государства деревню не восстановить. На голой инициативе далеко не уедешь. Стучаться надо в ту дверь, где есть серьезные финансы..».

Это высказывание также актуально и для ТОСов, и для управления многоквартирными домами.

Поэтому для организации активной и результативной работы ТОСов, как об этом уже упоминалось ранее, нужна материальная и финансовая поддержка, в том числе и для успешного функционирования органов управления многоквартирными домами и их участия в работе ТОСов. Органам МСУ необходимо незамедлительно:

1. Разработать и принять положения о материальном и финансовом обеспечении деятельности ТОС средств бюджета МО, в том числе о:

- выделении помещений для возможности ведения постоянной работы;

- установлении мер морального и материального стимулирования руководителей ТОС и активных участников;

Например, введение должности председателя совета ТОС с дифференцированным (в зависимости от численности и результатов деятельности ТОС по ключевым показателям) материальным вознаграждением в размере не ниже одной восьмой части от средней зарплаты в данном МО.

2. Разработать и принять положения о материальном стимулирования лиц, успешно возглавляющих органы управления общим имуществом многоквартирных домов (или уличкомов для частных домов) и принимающих активное участие в деятельности ТОС.

Лица, успешно возглавляющие органы управления общим имуществом многоквартирных домов должны получать дифференцированную материальное вознаграждение (в зависимости от величины многоквартирного дома, результатов их деятельности по управлению домом, а также их активного участия в работе ТОС) в размере не ниже одной шестнадцатой части от средней зарплаты в данном МО.

3. Ввести для депутатов должностные обязанности (и ответственность) за организацию и функционирование ТОСов, образованных в его избирательном округе;

Примечание – Для выполнения своих прямых депутатских обязанностей, а также обязанностей по обеспечению ответственного функционирования ТОСов депутаты МО на время своей депутатской деятельности обязательным условие должно стать его полное освобождение от работы по предыдущему месту работы и запрет заниматься предпринимательской деятельностью.

Депутаты МО должны полностью посвятить свою деятельность на благо своих избирателей. 

Депутат должен получать дифференцированное материальное вознаграждение в размере не ниже средней зарплаты в данном МО (в зависимости от численности и результатов деятельности всех ТОСов по ключевым показателям). 

Экономические выкладки приведены в Приложении 1

Остаётся из всего вышесказанного сделать небольшое резюме:

1. ТОС представляет собой уникальную форму управления процессами, существенно влияющими на жизнь граждан на определённой территории.

2. Уникальность и успешность этой формы управления заключается в потребности и реализации тесного сотрудничества и взаимодействия структур власти и народа. 

3. Для эффективного функционирования института ТОСов необходимы финансовые вложения в них из бюджетов органов власти в размере соответствующем примерно одной четвертой части от расходов на аппарат управления муниципального органа власти.

Некоторые дополнительные пояснения приведены в Приложении 2.
Предложенный материал собрал В.Д. Щербань, 

Г. Калуга, 04 января 2025г



Приложение 1
Расчёт финансовых затрат, необходимых для стимулирования деятельности ТОС
Исходные данные:
По данным сервиса ГОС ЖКХ в Калуге жилой фонд составляет более 2285 домов, из них одноэтажных – 290.
Согласно Реестра на территории муниципального образования "Город Калуга" действуют 58 ТОСов.
В соответствии с Уставом города численный состав Городской думы Калуги — 35 депутатов из них 3 на должностной работе в думе.
В июне 2024 г. в крупных и средних организациях г. Калуги (без организаций с численностью до 15 человек) среднемесячная начисленная заработная плата работников (без выплат социального характера) по данным КАЛУГАСТАТа составила 82023,6 рубля
Для расчёта средняя зарплата в Калуге на конец 2024г принимается — 80 000 рублей в мес. 
Численность штатных сотрудников Управы г. Калуги составляет, примерно 760 человек;
Средняя зарплата сотрудников Управы принимается = 50 000 руб в мес.
Итого фонд оплаты труда сотрудников Управы =50 000 руб в мес х 760 = 38 млн руб. в месяц.
Предлагается: 
.Должностной оклад депутата Думы = 80 000 руб в мес.;
2.Оплата труда лиц, занимающихся управлением общим имуществом многоквартирных домов и уличкомов = 5 000 руб в мес.;
Расчёт:
1. Многоквартирных домов 2285 – 290 = 1995;
2. Количество уличкомов, принимается исходя из предположения:- 10 одноэтажных домов на одной улице, составляет 290:10 = 29;
Средний показатель эффективно работающих лиц, занимающихся управлением общим имуществом, принимается – 50%;

Итого затрат: 5 000 руб в мес. х (1995+29) х 0,5 + 80 000 руб в мес. х (35-3) = 
= 10 120 000 руб + 2 560 000 руб = 12 680 000 руб. в месяц

Приложение 2
к статье «ЗНАЧЕНИЕ ТОС и
некоторые предложения по оживлению её деятельности»
Кратко о некоторых вопросах теории управления
Из Федерального закона N 131:

Статья 1. п.2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами (это и есть границы, меры и объёмы властных полномочий, устанавливаемые сверху – авт.), самостоятельное и под свою ответственность решениенаселением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.
А если коротко, то:
Местное самоуправление – это форма власти, обеспечивающая решение населением и (или) через органы власти вопросов местного значения.

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
А если коротко, то:
ТОС - это форма организации граждан для осуществления ими и (или) через органы инициатив по вопросам местного значения.
Как у Местного самоуправления, так и у территориального общественного самоуправления есть общие начала:
- предназначение: решать вопросы местного значения;
- форма организации: самоуправление.
Отличие лишь в том, что у МСУ имеются ресурсы (бюджет, имущество, предприятия и т.п., а для управления ими и необходима власть: право побуждать и принуждать), а у ТОСов ресурсы отсутствуют, только инициатива.
Примечание – Надо признать, что законодательство РФ допускает использование ТОСами собственных и даже привлечённых средств (ресурсов). Но, в том-то и суть, что как только в распоряжении кого-либо появляются ресурсы, тут же возникает необходимость в полномочиях (правах и обязанностях) на их использование, т.е. власть, т.е. формальные методы управления.

Но, памятуя о том, что формальное управление строится на неукоснительном исполнении установленных требований правил, положений, законов и т.п., поневоле может возникнуть вопрос: - в чём же тогда заключается самоуправление? 

Самоуправление - это есть возможность, (свобода), право осуществлять управление располагаемыми ресурсами по своему усмотрению, НО лишь в допустимых пределах, которые установлены вышестоящей властью в соответствующих нормативных актах.

А управление это процесс, обеспечивающий преобразование имеющихся ресурсов в результаты, установленные целями.

 

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Согласно конституции РФ: основным источником власти является народ и точка! Все эти симулякры в виде ТОС и т.д. Это ничто иное как подмена понятий, властями , которые наплевали на конституцию и народовластие! О чем рассуждает автор, в то время когда массово выводятся из под законодательства вопросы, которые должны проходить через процедуры публичных слушаний?!Откуда эти цифры : 1/16 или 1/8 от средней зарплаты?! 5 тыс рублей / в месяц за управление ОИ МКД это либо насмешка, либо не понимание трудоемкости этого процесса! Думаю мало кто из здравомыслящих и за 80000 рублей/ в месяц возьмётся за управление мкд! Чтобы принципиально выполнять эти функции, нужно заранее предполагать, что ты переругаешься минимум как с 50% своих соседей! Вообщем много букв и ни одного технико-экономического обоснования! Автору лучше спуститься с космоса и писать стихи!

Анонимный комментирует...

Если бы граждане могли не только объединяться на основе общих целей и интересов в общественные организации, но и управлять сферами жизни и социальной сферы, то жили бы во много раз лучше. А так приходится отдавать свои права и деньги всяким жуликам, которые охотно пользуются и тем и другим. Если при этом сами граждане не спрашивают с чиновников и управленцев сферами за качество обслуживания и управления, то тогда вообще беда.
Власти больше всего боятся объединения граждан для отстаивания своих прав. Это угроза их существованию.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...