23 дек. 2024 г.

О РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩИН


После выхода в октябре 2003 г Федерального закона за N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" началось движение по созданию на территориях муниципалитетов сообществ граждан или территориальных общин. 

Сейчас в городе Калуге зарегистрировано 58 территориальных общин. 

Могу показаться несправедливым, но судя по опросам калужан назвать их в полном смысле действующими не «поднимается рука», хотя бы потому, что часто простые граждане даже понятия не имеют о том, что такое ТОС, как называется и где располагается община, «действующая» на их территории, и, тем более, каково предназначение ТОСов, иными словами – польза для граждан.

Высказывая прямо своё мнение, хотел бы быть услышанным и понятым. Являясь убеждённым сторонником деятельности территориальных общин, попытаюсь донести до читателя свои убеждения с одной лишь целью – возможной активизации их деятельности, достижения её большей результативности во благо простых граждан. 

Не хотел показаться занудным, но всё же, чтобы быть более последовательным и убедительным, счёл необходимым привести выдержки из некоторых нормативных актов, словарей, а также подобных статей других авторов, потому что смею думать, что не многие с ними знакомы. Итак начнем.

Государственная власть в лице своих органов и с помощью праваопределяет границы, меру и объем властных полномочий других субъектов – общественных организаций, органов самоуправления и др. Это значит, что построение структуры власти и наделение полномочиями происходит сверху в низ: государственная – региональная – муниципальная.

Из Федерального закона N 131:

Статья 1. п.2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами (это и есть границы, меры и объёмы властных полномочий, устанавливаемые сверху – авт.), самостоятельное и под свою ответственность решениенаселением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

А если коротко, то:

Местное самоуправление – это форма власти, обеспечивающая решение вопросов местного значения через органы управления.
Статья 17. ФЗ N 131: 
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:
6) принятие и организация выполнения планов и программкомплексного социально-экономического развития муниципального образования
а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферымуниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти;

Примечание - Комплексная программа социально-экономического развития должна содержать:
· стратегические приоритеты, цели и задачи, реализация которых обеспечивает устойчивое развитие муниципального образования;
· основные шаги и мероприятия по реализации стратеги-ческих приоритетов и текущих задач жизнеобеспечения муниципального образования;
· мероприятия по накоплению и использованию собственных и привлеченных ресурсов муниципального образования в целях реализации плановых целей и задач;
· мероприятия, обеспечивающие реализацию среднесрочных и годовых разделов программы.

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Или сокращённо, но с раскрытием некоторых понятий: Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - организация (как процесс взаимодействия) граждан для осуществления собственных инициатив (внутреннее побуждение к новым формам деятельности не определенных независимыми от него обстоятельствами) по вопросам местного значения

Примечания: 

Самоорганизация — это способность отдельных лиц и групп самостоятельно и эффективно (рационально использовать доступные ресурсы – авт.) управлять своей деятельностью, принимать решения и достигать поставленных целей без внешнего контроля и управления.

Инициатива — проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами; почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности; предприимчивость.

Управление — это процесс воздействия (планирования, организации, мотивации и контроля) на объект по программе, обеспечивающей формулирование и достижение цели.

Формальное управление – это управление, опирающееся на действующие (утвержденные) организационные положения (законы, правила, приказы и пр.), основанные на:

- использовании административных рычагов воздействия (установленная административная ответственность, дисциплинарное требование и прочие);

- жестком контроле исполнения;

- учёте только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок.

Управление, опирающееся на человеческие отношения, основанные на уважении, авторитете, самолюбии, психологической расположенности, заинтересованности, системе индивидуальных или коллективных ценностей (морально- нравственных, культурных, материальных) носит название неформального управления.

Формальная организация управления, конечно, имеет определенные преимущества. Повышение ответственности, возможность контроля, продуманность в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений.

Но работа только формальная, без энтузиазма и творчества, сегодня воспринимается как отрицательное явление.

Неформальное управление отражает потребность формального управления, является его необходимым дополнением.

По мнению Н.И. Глазуновой, как одного из известных и авторитетных специалистов в теории государственного управления:

«Система государственного управления, качество решений и деятельности государственных органов власти и управления, предполагает обоснование и осуществление следующих неотложных шагов:
- вовлечение граждан, институтов общества в процесс выработки и реализации общезначимых управленческих (политических и административных) решений;
- обеспечения приемлемости административных решений для граждан.

Включение гражданских инициатив, составление параллельных (альтернативных) экспертиз по вопросам, значимым для всех, должны стать обычаем, а не исключением.»

Отсюда следует вывод, что государственные органы должны быть заинтересованы в деятельности территориальных общин самоуправления и большем вовлечении граждан.

Сегодня можно выделить две основные причины низкой результативности ТОСов: 

- низкая активность и инициативность граждан;
- недостаточная роль вышестоящих органов власти (построение должно осуществляться сверху вниз) в содействии организации управления территориальными общинами, как в методическом, так и просветительском плане.

Поэтому хотелось бы сформулировать ряд предложений:

Во-первых, в нормативных актах установить и отнести их к главным такие функции ТОСов, как:
- выявление и регистрацию проблем, влияющих на качество повседневной жизни граждан;
- проведение коллективной оценки их значимости;
- подготовку (при необходимости) рекомендаций по устранению проблем и возможности выполнения собственными силами;
- проведение анализа и установления возможных причин, вызывающих эти проблемы;
- подготовку (при необходимости) рекомендаций по устранению причин;
- передача полученных результатов в организации, несущие прямую ответственность за устранение подобных проблем и причин, а также в органы муниципальной власти для включения в планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

- проведение просвещение и обучение населения на основе накопленного опыта в целях профилактики.

Во-вторых, Вменить в обязанности исполнительным органам власти вести постоянную работу по плодотворному взаимодействию с общинами, особеннопо вопросам обучения формальным формам управления, таким, как докуметационное сопровождение свой деятельности, а также поддержки коллективно выработанных решений и поощрения активной деятельности общин.

В-третьих, законодательним органам власти расширить полномочия дупутатов для их активного участия в организации и управлении деятельностью территориальных общин.

В заключении нельзя не отметить, что государство предоставляет органам территориального общественного самоуправления право «осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета». 

Тем самым государство как бы предоставляет возможность территориальным общинам исполнять функции формального управления т.е. связанного с неукоснительным исполнением требований законодательных и нормативно-правовых актов. 

В таком случае «осуществление собственных инициатив» становится лишь производной функции формального управления. Иными словами, общественный (добровольный) принцип построения общин смещается на второй план. Но, это, как говорится, уже совсем другая история.
Автор: Щербань В.Д., 
г. Калуга, 22 декабря 2024г

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

На какой Х и кому нужны эти общины?

Анонимный комментирует...

Помнится сбитый ныне лётчик депутат ТИТКОВ любил пиариться на фоне такой общины на Ольговке. Но общак был ему всегда ближе. Обанкротился бедняга теперь, разорился. Готовится теперь к Олимпиаде по пряткам. Всем должен, все его ищут...

Анонимный комментирует...

Все верно,доходчиво и правильно,но вот второй пункт вызывает обоснованные сомнения,а именно вменить в обязаности,исполнительной власти,содействовать в работе тос,учитывая их насущные проблемы,мложно это тем бооее,что исполнительные власти по большей части даже не вникают в нужлы люлей ,будь это жалоба частного характера или заявления общественной организации,но одно зерно хорошее,обьединять людей в решении своих проблем,просвешать их на законодательном уровне,и аккумулировать все свои проблемы с предстпвленным финансовым расчетам и оформленной заявкой

Анонимный комментирует...

Для сегодняшней власти-любое развитие самоуправления и самоорганизации граждан это признак угрозы возникновения революционной ситуации. И задача власти через такие структуры как ТОС и прочии синекуры через, своих подставных людей (депутатов от ЕР и т.д) контролировать эти процессы! А автор всерьез размышляет о совершенствовании этого процесса? Наивно и смешно!

Анонимный комментирует...

Пусть на общественных началах,пусть даже на формальной основе,но это нужно,хотя бы что бы показать власти,что народ может организоваться в сообщество и есши оно будет не одно ,а ряд подобных,аласти будут с этим считаться,если не щахотят от них последствий!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...