САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЕ. Обзор и анализ понятий.
(Материал заимствован автором из разных источников (в тексте не указаны!) интернета)
«Самоорганизация и самоуправление существенно различаются между собой». Толкование слова «САМО»
« САМО… Первая составная часть сложных слов, обозначающая:
1) направленность действия (называемого во второй части слова) на самого себя, например: самоанализ, самоистязание, самоконтроль;
2) совершение действия:
- а) непроизвольно или самостоятельно, без посторонней помощи, например: самоброжение, самовоспламенение, самоокапывание, самоуплотнение;
- б) автоматически или механически, например: самодвижущийся, самозарядный, самопишущий, самоблокировка, самонаведение, самоход.»
Приставка «САМО» в сложном слове, определяет и суть действий, выражаемых самим сложным словом – это совершение действия без посторонней помощи (в том числе без внешних ограничений)! - (Комментарии автора).
Термин Самоуправление и его толкование
«Самоуправление - вид социального управления, основанный на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, т.е. люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и совместно действуют с целью реализации принятых решений.
В условиях самоуправления его участники признают над собой власть только собственного объединения (в этом суть Самоуправления !!! – авт.).
Под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо социальной системы (коллективов, организаций, объединений и даже одного человека). Оно реализует потребности человека и организации в свободе и самовыражении.»
Примечание – Автоно́мия - самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов. (Википедия)
«Самоуправление - это творчество, импровизация, нестандартный подход, который носит ситуационный характер, разрушает любой стереотип, это искусство открывания себя в окружающей действительности.
Также следует отметить, что в управлении самим собой нужны те же умения, что и в руководстве другими людьми, т.е. способность планировать, организовывать, делегировать, стимулировать, координировать и контролировать. Без этого невозможно эффективно работать.»
«Самоуправление должно быть вторичным процессом! в организации после формального управления». Поэтому руководитель должен в первую очередь укреплять формальное управление и по мере необходимости содействовать самоуправлению;
Функции формального управления:
- а) установление статусов, прав и обязанностей членов группы, жесткое определение и распределение ролей (в нормативных актах – авт.);
- б) обеспечение единства всех составных частей организации, связь различных подразделений с ее общими целями
- в) целесообразное общественное разделение труда;
Примечание - Под ОБЩЕСТВЕННЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА понимают обособление различных видов трудовой деятельности в процессе совместного труда по функциональному, технологическому, профессиональному и квалификационному признакам
- г) обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации.
В самоуправлении иерархия подчинения или отсутствует или слабо выражена в отличие от формализованного управления!
ФОРМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ: общественные организации, народный контроль, трудовые коллективы и др.
Авт.- Однако можно встретить и такие пояснения к термину «Самоуправление», в которых присутствует противоречие СУТИ значения слова «САМО», например:
«Процесс самоуправления (самодеятельности) должен регламентироваться законодательными актами и положениями только по ключевым элементам деятельности».
От автора. Но, ведь «регламентироваться законодательными актами» это и есть внешние ограничения.
«Самоуправление основано на субъективизме активного персонала.
В случае жесткой регламентации самоуправление вырождается!!! в обычное управление с потерей ряда активизирующих деятельность потребностей и интересов.»
«Термин "самоуправление" обычно используется применительно к нескольким уровням объединения людей: ко всему обществу - общественное самоуправление, к отдельным территориям - территориальное (региональное, местное) самоуправление, к управлению производством - производственное самоуправление. В той мере, в какой системы самоуправления решают дела государства, они приобретают политический характер и участвуют в осуществлении политической власти.»
Местное самоуправление
Толкование
«П.2. статьи 1. ФЗ №131. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.»
От автора. Действия «в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами…» это и есть внешние ограничения или жесткая регламентация!
«Статья 2. ФЗ №131. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (?);»
От автора. В самом выражении «в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно» содержится явное смысловое противоречие, а именно: самостоятельно и в тоже время с внешними ограничениями, наложенными «в соответствии с Конституцией РФ ….»
Примечание – «Жизнедеятельность — способ существования или повседневная деятельность человека.» МЧС России.
«Жизнедеятельность совокупность всех форм человеческой активности.» Юридическая энциклопедия.
«Местное самоуправление предполагает децентрализацию управления, обеспечивающую автономию (смотри выше - самостоятельность – авт.) нижестоящих административных единиц по отношению к центру, выборность должностных лиц, в том числе право их отзыва избирателями, широкое непосредственное участие граждан в управлении с помощью общественных советов, комиссий, референдумов, опросов и других форм прямой, непосредственной формы народовластия.
От автора. Только деятельность общественных советов, комиссий, референдумов, опросов и других форм прямой, непосредственной формы народовластия может быть отнесена к понятию «самоуправление»!
«В каждом государстве независимо от его устройства, исторических, национальных и иных особенностей местное самоуправление имеет специфическую правовую форму (?- авт).
В данное время идеи о местном самоуправлении нашли воплощение во Всеобщей декларации о местном самоуправлении и Европейской хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г.»
САМООРГАНИЗАЦИЯ
«Что касается понятия самоорганизации, то в настоящее время общепризнанным можно считать представление о самоорганизации как о спонтанном переходе открытой неравновесной системы от менее сложных и упорядоченных форм организации к более сложным.»
«Различать самоорганизацию и организацию при анализе сложных явлений можно только на основе различий их сущности. Самоорганизация предполагает изменение состояния естественным образом, организация - соответственно, искусственным.»
«Организация может рассматриваться как объект (например, строительное предприятие – авт.) или самостоятельная цель (например, организация выборов, а также как качество или средство, способ внутренней, качественной реорганизации.»
(Поэтому – авт.)
«Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление.
«Как процесс самоорганизация заключается в формировании, поддержании или ликвидации совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых производственных и межличностных отношений в коллективе на основе свободного выбора принятых правил и процедур или таких подпроцессов, как Самовоспитание, Самообучение, Самоконтроль, осуществляемых за счет собственных сил и ресурсов.
Как явление (объект) самоорганизация представляет собой набор элементов, Например, к таким элементам относятся участники этого процесса, ресурсы, неформальные структуры управления и т.д.»
Выводы: 1. Для обеспечения жизнедеятельности (смотри определение выше) населения муниципального образования (район, город, поселение) необходим осуществление формальной организации управления (с наличием внешних (со с стороны государства) ограничений и жесткой регламентации: законы, правила, нормы и прочие нормативные акты) и только с организацией широкого непосредственного участия граждан в работе общественных советов, комиссий, опросах, референдумах и других формах непосредственного народовластия.
2. Называть такую форму управления (п.1.) как ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ является принципиально ошибочной!
От автора Щербань В.Д., Калуга, 22 декабря 2023г
Комментариев нет:
Отправить комментарий