10 нояб. 2023 г.

Здравоохранение при СССР и сегодня. Юрий Побежимов, Губкин


Для лечения больных людей нужны медики с хорошим медицинским образованием, любящие свою профессию и несущие ответственность, имеющие честь и совесть. Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Совесть – это, когда у человека есть глубокое осмысление и принятие гражданского долга, это моральный выбор в пользу того, чтобы совершать все поступки в своей жизни таким образом, чтобы это не нарушало интересов других людей и даже, более того, чтобы помогало другим людям. Всем этим должен быть наделён каждый, кто хочет посвятить свою жизнь во благо здоровой нации страны и медицины.

А теперь поговорим о том, как наш народ лечили при Советском Союзе и сегодня лечат при диком капитализме. В болезни нет ничего приятного. Но, тем не менее, каждому из нас время от времени приходится обращаться за квалифицированной помощью в медицинские учреждения. Можно много спорить, оценивая советский период и настоящий нашего государства. Но надеемся, что вопросов относительно высокого качества медицины и образования ни у кого не возникнет. Систему образования в СССР и в современной России мы уже знаем. А теперь поговорим о медицине.

Медицина в СССР являлась одной из главных достоинств советской власти. Здравоохранение было не только бесплатным, но и доступным каждому жителю страны. Советское здравоохранение пришло на смену медицине царской России, где на одного врача приходилось более 7 тысяч человек населения, а в сельской местности на несколько десятков тысяч. На конец 1900 года врачей в России насчитывалось в пределах 18 тысяч на 135 млн. населения, фельдшеров 20 тысяч, больниц 6,4, больничных коек 136 тысяч. В дореволюционной России во многих городах больниц не было, а в 26% больниц насчитывалось 5 и менее коек. Большинству населения медицина была недоступна. Средняя продолжительность жизни в 1900 году – 31 год, а в 1914 году - 32 года. Средняя продолжительность жизни, фактически, не росла. С приходом советской власти в стране резко увеличилось число врачей. Так, в 1940 году, на одного врача уже приходилось 1,5 тысячи человек, а на 195 млн. жителей страны почти 135 тысяч врачей. Только за годы первой пятилетки затраты на здравоохранение выросли, по сравнению с 1913 годом, в 4 раза. В 1975 году на одного врача приходилось 300 жителей, т.е. на 250 млн. человек в СССР было 853 тысячи врачей, а в РСФСР – 469 тысяч. Наша страна занимала 1 место в мире по численности врачей и обеспеченности ими населения. Количество фельдшеров выросло до 2,5 млн., количество коек до 3 млн. Продолжительность жизни в 1964 году в СССР составляла 70,4 года. По данному показателю замыкал десятку стран мира с самой высокой ОПЖ. В первой половине 70-х годов медицина в СССР оставалась лучшей в мире, став такой в 50-е годы. За счёт доступной бесплатной медицины каждому жителю страны была доступна профилактика тяжёлых хронических заболеваний, благодаря диспансерному обслуживанию, вакцинации и ликвидации социальных заболеваний, санаторно-гигиеническому воспитанию населения, которым занимались медицинские работники всех учреждений. А также благодаря современной, на тот момент, медицинской технике, качеству лекарственных препаратов, количеству врачей и средних медицинских работников и их высокому профессионализму, числу больниц, больничных коек, поликлиник, станций скорой помощи и т.д. Кроме того, было велико число домов отдыха, путёвок, которые, в большинстве случаев, давали бесплатно или за символическую цену. Остальное оплачивал профсоюз. Первоочередное внимание уделялось детству и материнству. Медицинские работники знали и чтили клятву Гиппократа.

Во времена СССР не было никаких медицинских полисов. Гражданам страны оказывали медицинскую помощь в любом населённом пункте СССР по предъявлению паспорта, а детям по свидетельству о рождении. Заранее записываться к врачу не было необходимости. Терапевты принимали всех в день первичного обращения, аналогично и ко всем врачам узких специальностей. В стационар клали в этот или на следующий день после того, как выписали направление. Очередей по несколько месяцев не было. Все обследования и лечение было бесплатным. В середине 80-х годов прошлого века началась стагнация медицины в СССР, финансирование стало хуже. Медицинская техника и лекарственные препараты начали уступать по качеству ведущим странам Запада. Но качество обучения врачей оставалось высоким, благодаря заделу в предыдущие годы. Доступность и бесплатность здравоохранения в стране продолжало занимать ведущее место в мире. Перестройка, которая должна была привести к изменению системы правления государства, привела к уничтожению всего. Естественно, что и система здравоохранения также оказалась на грани, практически полностью потеряв финансирование со стороны государства. Приходилось её создавать заново на остатках былого величия, а что из этого получилось – решать приходится всем.

Основой в оказании медицинской помощи в современной России является фиговый листок под названием «Полис обязательного медицинского страхования», который должен быть у каждого гражданина нашей страны. К сожалению, перечень услуг, которые могут оказать по данному полису, достаточно ограничен и включают в себя лишь меры крайней необходимости. Либо медицинскую помощь, не требующую сложных вмешательств, да и то, только в государственных медицинских учреждениях. Уместно отметить, что в частных платных клиниках штат врачей, в основном, состоит из тех же врачей, кто работает в государственных медицинских учреждениях. Возможность получить должную медицинскую помощь как бесплатно, так и за оплату, очень низка. Всё внимание таких врачей обращено на то, чтобы побольше заработать. Несмотря на всё это, всё больше россиян предпочитают обслуживаться в частных клиниках за высокую цену услуг. Для них скорость и стояние в очередях дороже денег, а также отсутствие льготных условий для ветеранов «куликовского и бородинского полей сражения», что присутствует в государственных медицинских учреждениях. К тому же, медицинская реформа в России, которая идёт десятки лет, приводит исключительно к снижению качества оказания медицинского обслуживания и повышению смертности. Ответа на вопрос, почему наблюдается такое явление, нет. По словам главы Минздрава РФ – это естественный процесс, который объясняется исключительно увеличением числа пенсионеров в России и, уж, никак не реформой. И это сплошная ложь, т.к. статистика смертности и рождаемости противоречит всем этим объяснениям.

Есть и положительные тендеции в развитии медицины в современной России: закупается много современного оборудования, т.к. сами разучились производить. Строятся новые больницы, реконструируются существующие. Но, в данном случае, это не заслуга системы, как таковой. Просто технический прогресс не стоит на месте, постоянно в мире делаются новые открытия, которые позволяют человечеству избавляться от болезней.

По данным Росстата, число больниц в России по сравнению при СССР, сократилось в два раза. По числу больниц современная Россия отстаёт от РСФСР к показателям 90-летней давности. Сократилось число больничных коек с 1671,6 до 1222,0 тысяч мест, число поликлиник – до 18,6 тысяч. Нагрузка на медицинский персонал возросла. Столь резкая перемена в здравоохранении помогает оптимизация медицины. Параллельно идёт сокращение числа станций скорой помощи. Только с 2005 по 2015 год их число снизилось на 21,8%. Массово сокращается медицинский персонал, нагрузки на врачей возрастают. В больницах острая нехватка врачей, особенно, врачей узких специальностей. Качество обучения и подготовка в вузах значительно упало, т.к. студенты учатся, в основном, платно и их не выгодно отчислять. В Хакассии, например, врачей стали готовить на четырёхгодичных курсах по ускоренной программе. А ведь эти студенты по окончанию учёбы станут врачами. И какой качественной помощи можно от них ожидать?

Во многих случаях обследование пациентов платное и такие, как КТ, МРТ, УЗИ следует ждать месяцами. Тем самым, в поликлиниках врачи не могут своевременно установить больному диагноз, лечение назначают при помощи компьютера, надеясь на «авось». Официальная плата медицинских услуг стоит очень дорого и недоступна для большей части населения страны из-за низкого уровня жизни. Зарплаты или пенсии с трудом хватает на дешевую еду и оплату ЖКХ и таких людей больше 50% населения страны. Качество лечения желает лучшего. Основная часть врачей в платных клиниках и больницах подрабатывает из бюджетных учреждений медицины. Но, а, чтобы понять, бесплатная сегодня медицина или нет, надо знать, что за работающих людей работодатель платит 5,1% - взнос в фонд обязательного страхования (ФОМС) и 3,1% - взнос в фонд социального страхования (ФСС). Во всём мире эти деньги работодатель выплачивает наличными своим работникам, которые их платят внебюджетные фонды медицины. Если у нас в России первый взнос оплачивается за лечение, а второй идёт на оплату больничных и декретных отпусков, то из этого следует, что наша медицина такая же платная, как и во всём мире.

При СССР всем жителям страны медицинская помощь оказывалась компетентными, квалифицированными врачами. Сегодня ходить на приём к врачу – это целое испытание нервной системы. Запись к врачу, получение талона занимает много времени, а при посещении врача вновь ожидание, когда тебя примут. С введением компьютеризации в медицине, врачи больше внимания обращают на компьютер, чем на пациента. Отсюда и возникает мысль – а учился ли, или нет, этот врач врачеванию, коль диагноз и назначение медицинских препаратов всё выдаёт компьютер. Основная масса населения страны обращается в медучреждения за бюллетенями, рецептом, выпиской льготных лекарств, где рынок и сюда влез с грязными конечностями. Фармацевтика ворочает триллионами, где сбыт лекарственных препаратов по рецептам врачей, которые не то лечат, не то калечат. Но процент с реализации непосредственно капает в их карманы. Не от того ли наши враги ездят на иномарках, а вот многополучающие инженеры, прорабы, механики, рабочие - на автомобилях отечественного производства или общественном транспорте. Фармацевтическая промышленность в течение ряда лет завоевала право рассматривать врача не как дипломированного практика, а лишь простого распространителя фармацевтической продукции. Врач стал составной частью этой системы промышленного производства фармацевтической продукции и теперь рассматривается не как независимый практик, а скорее, как дилер продукции. Ещё недавно врач изучал, хотя бы, поверхностно химиотерапию, как пользоваться максимальным количеством субстанций, необходимых для лечения разных заболеваний, как подобрать перечень составляющих необходимых для приготовления рецепта лекарств.

В наши дни всё изменилось, усложнилось, запуталось. Изготовление лекарств в аптеках заменено продажей препаратов, изготовленных индустриально. В связи с чем, по стране открылось множество аптек, аптечных пунктов, ларьков по сбыту лекарственных препаратов, наряду с которыми реализуются бады и заменители тех или иных препаратов. Ясно, что в такой ситуации не врач должен заботиться о доброкачественной терапии, а государство, министерство. Но никто этими вопросами не занимается, всё отдано в руки проходимцев и рвачей.

В Белгородской области кризис в медицине начался с 90-х годов, когда возникла экономическая разруха, которая очень сильно подкосила советскую систему здравоохранения. Одно время система несколько стабилизировалась, но с декабря 2015 года областная власть стала активно оптимизировать систему здравоохранения по всей области. После закрытия в некоторых районных больницах, роддомах, фельдшерских пунктах прошла волна протестных митингов. Несмотря на эти протесты, исполнительная власть на всех уровнях активно проводила и до сих пор проводит свою политику по закрытию платных медучреждений. Цель одна – снизить нагрузку с областного бюджета. Как профессиональный «могильщик», прежний (Савченко) губернатор вообще предлагал отказаться от поликлиник и сделать «Центры управления здоровьем (ЦУЗы)». Что это такое? В ЦУЗах не будет профильных специалистов, только врачи общей практики, которые, по мыслям реформатора, должны лечить все заболевания. Здания поликлиник со всем имуществом также должны перейти ЦУЗам и подменят их государственно-частным партнёрством. Организуются автономные некоммерческие организации (АНО). По документам этой организации, которая придёт на смену государственным поликлиникам, она имеет возможность финансирования закупок без торгов, представления субсидий из бюджета, а также предусматривается возможность передачи государственного муниципального имущества без торгов, в том числе, и безвозмездного пользования. Реформа здравоохранения в области привела к такому результату: в районных больницах не хватает специалистов. Например, в Ровеньках нет онколога, который мог бы своевременно диагностировать этот недуг. В Губкине закрыли туберкулёзную больницу. В Скородном сократили хирурга, а в Вейденевке закрыли детскую педиатрию, хирургию и реанимацию. В Гайвороне закрыли инфекционное отделение. Таких закрытий и сокращений по области очень много. Всё это ужасно. Мы подошли к черте, как это было в царской России. Оптимизацию здравоохранения области провели и проводят безграмотно: без анализа и опросов медработников на местах. На каком основании решили создавать ЦУЗы, чем они эффективнее поликлиник, больниц? Никто из управленцев, проводивших оптимизацию, не может доказать, что новая система лечения лучше старой, кроме, как экономии денежных средств. В восьмидесятых годах прошлого века был такой анекдот: когда армяне просили Кремль разрешить им создать в Ереване Министерство Путей Сообщений, ссылаясь на то, что в Душанбе есть министерство культуры. Так и у нас, в Белгороде, есть министерство здравоохранения с министром и полным штатом работников. Так вот, по указанию министра, в районных поликлиниках закрыли лаборатории и передали всё это Белгороду. Кроме того, также передали диспетчерские службы «скорой помощи». «Скорую помощь» теперь жители области вызывают через Белгород. В ходе оптимизации также произошло сокращение численности младшего медицинского персонала. Особо это коснулось санитарок. Вместо трёх, четырёх, оставили по одной с названием «уборщики помещений» с той же зарплатой при увеличении объёма работ в несколько раз. В поликлиниках и больницах в настоящее время влажная уборка кабинетов и палат делается один раз в сутки, а в коридорах – через день и более.

Оптимизация здравоохранения коснулась и нашего города Губкин, где, глядя на очереди в поликлинике при президенте Путине В.В., невольно вспоминаешь очереди за хлебом при Хрущёве и колбасой при Горбачёве. Сегодня медицинское обслуживание в нашем городе стало гораздо хуже, чем оно было в девяностых годах прошлого века. Чтобы попасть на приём к врачу узкой специальности, надо записаться или взять талон, которых, почему-то, нет, но к врачам живая очередь без талонов. Спрашивается, а где же те пациенты с талонами? С введением компьютеризации, врачи стали безликими и безразличными к больным пациентам, особенно, к пенсионерам. Много нареканий в адрес главного врача от пациентов по поводу талонов на УЗИ, где очерёдность достигает от двух до трёх месяцев. В больнице больных лечат, в основном, не комплексно, а снимают симптомы боли уколами без применения других медицинских препаратов. Но при выписке больного в рекомендациях рекомендуют столько, что на курс лечения месячной пенсии не хватит. Особенно это касается урологического отделения. Следует отметить, что, если пациент не согласен с решением врача, то последний может ему порекомендовать, чтобы тот в следующий раз к нему не записывался. Хуже того, некоторые врачи в поликлинике пациентам выдают заранее отпечатанные рецепты на медицинские препараты. О качестве лечения и не говорить, т.к. многие врачи работают как в государственных медицинских учреждениях, так и в частных клиниках.

По рекомендации губернатора Гладнова В. в области работает «Поезд здоровья», где специалисты по районам проводят диспансеризацию, профилактические осмотры населения. Это ещё раз подтверждает, что медицина в Белгородской области находится не в лучшем состоянии.

Побежимов Ю.В.

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...