В начале 1993 года в России назревали события. Была чехарда с председателя правительства, депутаты Съезда Советов пытались отправить в отставку и самого Бориса Ельцина. Вот в этой ситуации Ельцин провел референдум.
На всероссийский референдум 25 апреля 1993 года были вынесены 4 вопроса (ниже приведены данные в процентах от числа проголосовавших согласно официальному сообщению ЦИК[1]):Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? («да» — 58,7 % голосовавших)
Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года? («да» — 53,0 % голосовавших)
Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации?(«нет» — 50,5 % голосовавших)
Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? («да» — 67,2 % голосовавших)
В ту пору я был представителем от Машзавода по выборам на закреплённых участвах на Черёмушках. Два избирательных участка, в техникуме электронных приборов и 10 школе были нашими. Одной комиссией, что в техникуме руководил Евгений Воронцов, той что в школе Юрий Попков. По радио и телевидению шла оголтелая реклама. Да,да,нет,да распевали випы. Итоги вы прочитали выше.
В Калуге в марте левые силы создали фронт национального спасения, руководителем избрали Андрея Сошенко. На ту пору в Калуге работал, причем активно, клуб избирателей под руководством Александра Суворова. КПРФ только набирала силу, в феврале прошел организационный съезд. Летом Ельцин пытался принять ОПУС, особый порядок управления страной. А в сентябре, 21, издал Указ 1400, О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации, которым упразднил все Советы, от местных и до федерального. Ельцина пугала ситуация или возможность его отречения от власти Верховны Советом РСФСР. Да и многое напоминало о советской власти. А США требовали искоренить все советское. В Калуге главный завалила искоренения был Юрий Зельников. Под его руководством сняли советские названия улиц на дореволюционные. Депутаты Верховного совета с этим Указом не согласились. К ним примкнул Вице Президента Александр Руцкой. Обороной Верховного совета руководил Валерий Чурилов, позже он жил в Плетеневке, что под Калугой. Около двух недель было это противостояние. Вокруг Верховного совета возник палаточный городок. Приезжали люди из регионов, некоторые оставались там. Клуб избирателей посылал и своих представителей. Помню ездили Виктор Есипчук, Вячеслав Тарасов с КТЗ. Ездил Рудольф Панферов, Лидия Мартынова. Виктор Есипчук участвовал в штурме телецентра. Развязка наступила 3 октября, когда Ельцин принял решение о расстреле здания Верховного совета. Ещё долгие годы символом попрания демократии было горящее здание. В июне 1994 года я был возле этого здания, забора ещё не было. Был обелиск погибшим. На сегодня о количестве погибших в тех событиях нет правдивой информации.
В докладе комиссии Госдумы приводится информация о погибших в здании парламента, однако они не включены в общий список погибших, поскольку неизвестны ни их имена, ни их количество[4]. Таким образом, число 158 погибших не является не полным.
Оценка событий характеризуется полярностью точек зрения и зачастую определяется идеологическими предпочтениями авторов.
- Как «государственный переворот» квалифицируют события 21 сентября — 4 октября 1993 года Краткая историческая энциклопедия, написанная авторским коллективом под редакцией директора Института Всеобщей Истории РАН А. О. Чубарьяна, изданная в 2002 году издательством «Наука»[229], бывший руководитель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов[113], доктор юридических наук Елена Лукьянова, выступавшая на стороне Верховного Совета и находившаяся в Доме Советов во время событий[230], политолог Лилия Шевцова[231].
- Как «подавление коммунистического мятежа» характеризовал их 10 лет спустя заведующий отделом социально-политических исследований ВЦИОМЛев Гудков[232].
- Бывший президент СССР Михаил Горбачев поддержал позицию Верховного Совета и охарактеризовал те события как разгон первого свободно избранного в России парламента с помощью варварских методов и колоссального давления[233].
- Валерия Новодворская так оценила итоги событий октября 1993 года: Запад убедился в том, что Россия непредсказуема, президенту Ельцину стало дозволено все, в т.ч. воевать с Чечней и позволять своей охране арестовывать банкиров, а демократы в России осознали, что у них нет союзников ни в лице президента, ни в лице «красных, коричневых, зеленых или оранжевых» сил[233].
- Как «бессмысленное и беспощадное противостояние двух ветвей власти, у которых не было, по сути, никаких разногласий, кроме слепой корпоративной ненависти и спора, кто кого в землю закопает» 16 лет спустя характеризует те события публицист Леонид Радзиховский[234].
- Русский философ и социолог Александр Зиновьев оценил события октября 1993 года как завершение «антикоммунистического переворота в России», начатого в августе 1991 года. По его словам, в результате этого переворота был «разгромлен советский (коммунистический) социальный строй и на его месте был наспех сляпан постсоветский строй»[235].
- По мнению историка Дмитрия Фурмана, разгон Ельциным Верховного Совета мог отчасти послужить «вдохновляющим» примером для лидеров стран СНГ в конфликтах с мешавшими им парламентами[236]. Например, Назарбаев распустил парламент дважды в 1993 и в 1995, а Лукашенко распустил свой парламент в 1996[236]. Также Фурман отмечает, что возможно «Ельцин прямо просил Назарбаева разогнать свой парламент, чтобы не выглядеть одиноким на постсоветском пространстве»[236].
Сколько же у народа было надежд на вновь образовавшую политическую и экономическую формацию и вновь избранного президента Ельцина,и как же глубоко и грязно он опустил свой народ и свою страну,алкоголик в семье гибель семьи!
ОтветитьУдалить